В ответ на американские пошлины на российские сталь и алюминий Минэкономразвития РФ вводит импортные пошлины на товары из США, аналоги которых производятся в России.
В их числе – строительно-дорожная техника. По подсчетам ведомства, эта мера обойдется США примерно в $93 млн. Для сравнения: ущерб России от санкций США для экспорта стали и алюминия был оценен в $537,6 млн. По оценке Министерства торговли США, российский дорожно-строительный рынок в 2017 г. составил $1,7 млрд, в 2017 г. Россия импортировала из США бульдозеров, грейдеров, экскаваторов, дорожных катков и т.д. на сумму $104 млн. На российский рынок свою продукцию поставляют такие американские производители, как John Deere, Caterpillar, Bobcat Company. На запрос редакции, как санкции повлияют на их деятельность, представители этих компаний не ответили.
«Введение таможенных пошлин на технику из США даст нам дополнительные возможности для увеличения доли на российском рынке, который традиционно важен для Manitou Group (Франция). С мая 2018 г. мы начали поставлять в РФ еще один продукт из линейки дорожно-строительной техники – экскаватор-погрузчик Gehl GBL818S, – считает менеджер по продажам строительной и индустриальной техники «Маниту Восток» Евгений Прокопенко. – В целом в Россию поставляется небольшая доля произведенной в США спецтехники. Однако значительный рост данных пошлин приведет к тому, что доли рынка некоторых зарубежных игроков изменятся. Результаты можно будет оценить уже через полгода».
Увеличить продажи на российском рынке планирует и японская Komatsu. «Дорожно-строительная техника занимает первое место в объеме продаж Komatsu в РФ. Бизнес-план Komatsu предполагает увеличение доли рынка, – рассказывает заместитель руководителя по рекламе и PR «Комацу СНГ» Елена Сидорова. – В 2017 г. общий рынок вырос на 30%, и продажи Komatsu последовали за этим ростом и даже обогнали его, что выразилось в увеличении доли рынка. Прошедший год стал сверхуспешным вопреки неопределенности на рынке в начале года. Надеемся, что эти тенденции продолжатся и в 2018 г.».
Ответные санкции на строительно-дорожную технику (СДТ) положительно скажутся на развитии отрасли в России, считают в ассоциации «Росспецмаш». «Пошлины можно вводить на все сегменты СДТ, – считают в ассоциации. – При сохранении действующих мер государственной поддержки они существенно простимулируют спрос на отечественную технику. Наиболее сильные позиции у российских предприятий в производстве автокранов, трубоукладчиков, автогрейдеров, автобетоносмесителей. Также производство развито в сегментах бульдозеров, экскаваторов-погрузчиков, тракторов-бульдозеров. Поэтому введение пошлин позволит привлечь инвестиции в производство мини-погрузчиков, асфальтоукладчиков, карьерных самосвалов и ряда других позиций, загрузить производственные мощности заводов и создать новые рабочие места».
На сегодняшний день российские компании, выпускающие строительно-дорожную технику, продолжают наращивать производство своей продукции и увеличивать экспортные поставки. По данным ассоциации «Росспецмаш» (согласно отчетам крупнейших производителей СДТ), в I квартале 2018 г. выпуск строительно-дорожной техники в России составил 5,5 млрд руб. ($87,4 млн), что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поставки российской техники за рубеж выросли на 169% и составили 0,84 млрд руб. Положительная динамика обусловлена постоянным улучшением качества российских машин, выпуском новых линеек и эффективными мерами государственной поддержки.
Одним из новых механизмов, который в этом году запустил Минпромторг России, является постановление №163. Программа позволяет получить кредиты по ставке 5% на сельхозмашины, строительно-дорожную технику и пищевое оборудование. Потребителю лишь необходимо обратиться в банк с заявкой на получение льготного кредита, а банк, в свою очередь, сам направляет документы в Минпромторг России и заключает соглашение на получение субсидий по льготным кредитам. По этой программе уже работают банки: Сбербанк, ВТБ, «Возрождение», «Уралсиб» и «Центр-Инвест».
Комментарии