Российские лесопромышленные компании теряют до 20% прибыли из-за некомпетентности персонала. Подстраиваясь под нужды бизнеса, лесотехнические вузы намерены изменить методику подготовки студентов.
В течение пяти лет Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана завершит модернизацию образования и начнет разработку харвестера и деревообрабатывающих станков.
Ни один лесотехнический вуз России не входит в рейтинги лучших университетов мира по профильной дисциплине. В 2017 г. лидерами стали европейские и североамериканские учебные заведения. Возглавил рейтинг Топ-100 вузов по дисциплине «лесное хозяйство», подготовленный Центром всемирного рейтинга университетов (Center for World University Rankings, CWUR), Шведский университет сельскохозяйственных наук. Университет штата Орегон (США) занял второе место, а канадский Университет Британской Колумбии – третье. Также в десятку вошли вузы США, Канады, Финляндии, Австралии и Нидерландов. Университетов из России, на которую приходится около 25% мирового леса, в рейтинге нет. Рейтинг CWUR составляется по следующим критериям: качество образования, занятость выпускников, результаты научных исследований и цитируемость. При этом, по словам составителей, они не полагаются на опросы и предоставляемые университетами данные.
ЛПК России испытывает дефицит кадров, а в компаниях отмечают, что выпускников, когда они устраиваются на работу по специальности, приходится переучивать. При этом, как заявил глава Минпромторга России Денис Мантуров на Петербургском международном экономическом форуме, в ближайшие пять лет запланировано строительство минимум трех целлюлозно-бумажных комбинатов. Для обслуживания потребуются сотни высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные технологические задачи. Чтобы удовлетворить потребность отраслевых предприятий в кадрах, ведущие лесотехнические вузы стали менять свои образовательные стратегии.
В Мытищинском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана реализуется пятилетняя стратегия повышения качества образования. В 2016 г. произошла реорганизация МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московского государственного университета леса. Новое учебное заведение стало частью Научно-исследовательского университета. «Произошла корректировка самого подхода к обучению, – рассказывает декан факультета лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана Максим Быковский. – В течение пяти лет мы, как НИУ, должны перейти на собственно устанавливаемые стандарты образования, требования которых намного выше федеральных. Изменится подход к методике обучения. Второй основной пункт стратегии развития – это так называемое образование через науку. Он подразумевает, что в образовании появится большая научная составляющая, и это касается подготовки не только магистров, но и бакалавров. В лесном секторе будут привлекаться дополнительные источники финансирования по НИОКРам, будут выстраиваться партнерские отношения с работодателями, чтобы к ним приходили уже подготовленные выпускники. Все это должно быть в течение ближайших пяти лет реализовано».
Первые два года студентов МФ МГТУ им. Баумана ждет углубленное изучение базовых дисциплин – математики, физики и химии. Затем они в обязательном порядке должны самостоятельно проводить научные исследования. Однако в университете подчеркивают, что эти исследования будут прикладными, а не фундаментальными – в каждом из них нужно будет решить конкретную задачу, с которой сталкивается то или иное производство. У университета имеется собственное производственное подразделение – Щелковский учебно-опытный лесхоз, общая площадь которого 34,1 тыс. га. Также университет ставит перед собой задачу сделать отрасль менее зависимой от иностранных технологий. Его специалисты займутся разработкой харвестера и деревообрабатывающих станков. Планируется создать инжиниринговый центр, где вместе со студентами будут трудиться специалисты и научные коллективы со всей России.
В МФ МГТУ им. Баумана отмечают, что стало увеличиваться количество студентов, поступающих по целевому набору – в 2018 г. из 300 бюджетных мест под целевой набор было выделено 100. «Примерно 10% российских вертикально интегрированных холдингов начали понимать необходимость вкладывать деньги в подготовку специалистов, – говорит Максим Быковский. – Неподготовленные кадры на производстве приводят к снижению прибыли на 20%. Это закономерность. Плохо подготовленный специалист никогда не будет выполнять план, потому что будет естественно занижать норму выработки. Компании видят это и начинают анализировать. Вертикально интегрированные холдинги закладывают программы развития, но иной раз у них тяжелее получить ассигнование, чем из федерального бюджета. Могу отметить два достаточно ответственных холдинга в этом плане – это Segezha Group и RFP Group. Они активно сотрудничают с российскими лесотехническими вузами и техникумами, формируют программы развития кадрового потенциала». По словам ректора МФ МГТУ им. Баумана Виктора Санаева, на одного студента из федерального бюджета за год обучения выделяется около 200 тыс. руб. Сейчас в МФ МГТУ им. Баумана обучается около 5000 студентов.
«Руководители многих предприятий говорят, что им не хватает кадров, – рассказывает исполняющий обязанности ректора Уральского государственного лесотехнического университета Андрей Мехренцев. – Однако на заключение целевых договоров с нашими абитуриентами, в которых прописываются финансовые обязательства работодателя, идут только крупные комбинаты. Малый и средний лесопромышленный бизнес использует стареющий кадровый потенциал советской эпохи и ворчит на нынешних бакалавров, называя их «недоделанными инженерами». Сегодня очереди работодателей от лесопромышленников в вузы нет. Значит, и дефицита в лесопромышленных кадрах тоже нет».
Между тем спрос на лесотехническое образование у молодежи растет, отмечает Андрей Мехренцев. По его словам, это стало результатом проведения образовательных проектов среди школьников. Такие проекты реализуют Институт развития довузовского образования, ВГЛТУ, Малая лесная академия и система школьных лесничеств, поддерживаемая Рослесхозом. «В рамках существующих направлений мы вводим новые профили подготовки специалистов в сфере деревянного домостроения, художественной обработки древесины, ландшафтного обустройства внутридворовых территорий, информационных технологий блок-чейн, – говорит Андрей Мехренцев. – В среднем за прошедшие годы количество бюджетных мест колебалось в пределах 1000. Количество контрактников при этом снизилось примерно в два раза из-за высокой конкуренции среди вузов Екатеринбурга. Существенно возрос конкурс на бюджетные места в магистратуре, в том числе по основным лесным направлениям подготовки. Примерно в 20 раз возросло количество абитуриентов из Республики Казахстан».
В Воронежском государственном лесотехническом университете (ВГЛТУ) за последние пять лет количество бюджетных мест по укрупненному направлению «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» возрастает в среднем на 3–6% в год. По данным университета, наиболее востребованными являются направления: «Ландшафтная архитектура», «Государственное управление лесами» в рамках направления «Лесное дело». Также пользуется спросом профиль «Дизайн мебели» и «Лесопромышленный бизнес», особенно среди иностранных студентов. На 2019–2020 гг. Министерство образования и науки выделило бюджетных мест на 13% больше по отношению к 2018–2019 гг. «С 2016 г. ВГЛТУ взял курс на расширение спектра образовательных программ, – говорит проректор по учебной и воспитательной работе ВГЛТУ Александр Черных. – Бакалавриат «Лесное дело» получил профили, более востребованные у работодателей. Сюда входят и «Государственное управление лесами», «Биотехнология», «Защита леса и охотоведение». Направление подготовки «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» пересмотрело свою линейку профилей и ввело в действие обновленные образовательные программы – «Технологии мебели, материалов и изделий из древесины» и «Технологии лесопромышленных и строительных производств».
Максим Быковский отмечает снижение интереса к лесному образованию в странах Западной Европы – Германии, Австрии, Франции, Великобритании. «Даже в именитом Геттингенском университете сейчас проблемы с набором, – говорит он. – В Восточной Европе ситуация лучше, так как в этих странах сохранился государственный сектор. В Польше, например, заготовка производится государственными компаниями, а деревообработкой занимается частный бизнес. А деревообработке там, как и во многих странах мира, в университетах никто не обучает. В Западной Европе леса все отданы частному сектору, а ему не нужно то количество специалистов, которое выпускают вузы».
Некоторые российские лесотехнические вузы сотрудничают с ведущими зарубежными университетами. Например, в МФ МГТУ им. Баумана и Санкт-Петербургском лесотехническом университете действуют программы встроенного обучения (двойного диплома) со Шведским университетом сельскохозяйственных наук и Университетом Восточной Финляндии в г. Йоэнсуу. «Мы даже никого не рекомендуем, представители этих университетов сами приезжают и проводят отбор, – рассказывает Максим Быковский. – Эта программа работает у нас уже порядка 15 лет. Все, кто прошел через нее, или работают за рубежом, или занимают руководящие должности в России». Максим Быковский отмечает, что с Канадой десять лет назад у российских лесотехнических вузов действовали программы обмена, но затем они по неизвестным причинам прекратили работать.
Чтобы привлечь иностранных специалистов и студентов, МФ МГТУ им. Баумана в течение двух лет планирует пройти общественную аккредитацию своей образовательной программы «Лесное хозяйство». Это позволит подтвердить, что уровень образования в вузе соответствует европейским стандартам, а его диплом будет признаваться в Европе. Андрей Мехренцев считает, что выпускник российского лесотехнического вуза должен быть востребован в первую очередь на отечественных предприятиях. «Я очень расстраиваюсь, – говорит он, – когда нынешние хозяева лесопромышленных предприятий сомневаются в том, что выпускник из Екатеринбурга поедет работать в Мантурово. Наш выпускник хочет работать там, где развивается высокотехнологичное производство, внедряются цифровые технологии, идет развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Таким должно быть современное лесопромышленное производство, иначе российский ЛПК не станет участником глобального технологического прорыва».
Комментарии