В развитие новых экспортных направлений компания вложила 2 млрд евро. Это позволило ей наладить поставки складного картона в США, а также продуктов из ламинированной древесины на азиатский рынок и в Австралию. По словам нового президента Metsa Group, в 2018 г. компания сосредоточится на дальнейшем расширении бизнеса и разработке новых биопродуктов.
– Когда вы присоединились к Metsa Group?
– Я работаю в Metsa Group уже 30 лет, с 1988 г. В 2008 г. я был назначен генеральным директором Metsa Fiber Oy. А с апреля 2018 г. возглавляю Metsa Group.
– Что вы планируете изменить в компании?
– Сейчас мы ускоряем разработку новых продуктов и древесных материалов. Недавно мы объявили о создании инновационной компании Metsa Spring, которая будет играть большую роль в их создании. Также мы приложим максимум усилий для улучшения существующих бизнес-направлений. И это вполне реально, потому что финансовое положение Metsa Group сейчас очень сильное, и мы можем сосредоточиться на росте и развитии.
– Каковы основные цели вашей стратегии развития?
– Последние десять лет компания находилась на этапе реструктуризации. В то время мы были сосредоточены на наших существующих бизнес-единицах. Теперь мы смотрим дальше и стремимся к расширению бизнеса, создавая новые продукты.
– В 2017 г. продажи Metsa Group выросли на 8%, до 5,04 млрд евро, а в январе–марте 2018 г. – на 9%. В чем причина этого роста?
– Причин этому несколько. Во-первых, в 2015–2017 гг. мы приступили к инвестиционной фазе развития, вложения группы в это направление составили 2 млрд евро. Благодаря этим инвестициям выросли объемы продаж в разных сферах бизнеса компании. Эти 2 млрд евро в основном приходятся на предприятия в Финляндии, но их продукция предназначена не для внутреннего рынка, а для экспорта на растущие рынки. Мы расширили наши экспортные направления: начали поставлять продукты из ламинированной древесины на азиатский рынок, а с прошлого года – в Австралию. Кроме того, компания стала экспортировать складной картон в США. Другая причина заключается в том, что в последние шесть-девять месяцев наблюдается положительная тенденция роста спроса на лесопродукцию. Все наши производственные подразделения работали на полную мощность, при этом цены на нашу продукцию также увеличивались. Таким образом, рыночная ситуация позволила реализовать весь наш производственный потенциал.
– В какие сегменты направлен основной поток инвестиций?
– В этом году крупнейшие инвестиционные вливания нашего бизнеса пришлись на подразделение Metsa Wood (производство ламинированной древесины). Компания реализует проект по запуску новой линии по выпуску LVL-бруса годовой мощностью 65 тыс. м3. Вложения в него составили около 52 млн евро. Также мы сейчас планируем открыть новый завод по изготовлению березовой фанеры в Эстонии, проект уже находится на завершающей стадии. Конечно, компания развивает и другие бизнес-сегменты. Были расширены мощности по производству складного картона в немецком г. Хузум. В прошлом году завершили проект по запуску ЦБК в г. Ээнекоски (Финляндия). Мы также делаем небольшие инвестиции в сегмент тиссью.
– В чем привлекательность инвестиционных условий в Финляндии?
– Законодательство и регулирование отрасли очень важны для инвесторов. Поскольку мы делаем долгосрочные вложения, нам необходимо, чтобы экологические требования были стабильными настолько, насколько это возможно. Дальнейшие потенциальные инвестиции в увеличение производственных мощностей в стране зависят также от доступности древесных ресурсов. Объемы сырья в Финляндии, которые мы можем использовать, ограничены, поэтому крайне важно, чтобы обеспечение сырьем осуществлялось на основе устойчивого лесовосстановления. Сейчас мы в состоянии обеспечивать себя древесным сырьем в соответствии с нашими целями, даже учитывая сложные погодные условия. Большая часть древесины, которую мы используем, заготавливается в Финляндии. Какая-то часть поступает также из Швеции, стран Балтии и России.
– Как компания Metsa Group сокращает издержки производства?
– Во-первых, мы максимально оптимизируем внутренние процессы компании. Учитывается все: какие ресурсы применяются, кто их использует, какая работа должна быть передана на аутсорсинг. Во-вторых, мы много инвестировали в развитие, что позволило нам увеличить производительность компании. Запустив новый комбинат по производству биопродуктов в г. Ээнекоски, компания увеличила объем производства целлюлозы на этом участке в три раза, по сравнению с предыдущим комбинатом. При этом количество работающего персонала там не изменилось. Таким образом, производительность на одного человека была утроена. Целлюлозу с этого завода мы экспортируем в Европу и Азию. Китай, безусловно, является крупнейшим рынком сбыта. Нашими конкурентами в этом сегменте являются производители из Европы и Канады. Таким образом, если у компании есть возможность инвестирования, то необходимо вкладываться в увеличение производительности.
– Как Metsa Group использует технологию Industry 4.0 в своем бизнесе?
– Цифровизация изменила наши операции. Это заметно, например, в области лесообеспечения. Для лесовладельцев появился новый сервис, который позволяет вести более эффективную заготовку древесины. На заводах компании используются технологии интернета вещей. Появляются различные технологии для наших клиентов, например торговые площадки.
– Какие тенденции вы можете отметить на внешних рынках?
– Все зависит от баланса спроса и предложения. Это важный фактор, который также влияет на ценообразование. Очевидно, что высокий спрос на китайском рынке, который увеличивает цены на древесную волокнистую массу, влияет и на другие сегменты. В течение очень долгого времени Китай был двигателем роста спроса и предложения. Конечно, есть и другие растущие азиатские страны, например, Индия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. Но для нас Китай на протяжении многих лет является лидером в этом списке, и я считаю, что таковым он останется и в будущем. Если в 2018 г. спрос и предложение будут таким же сильными, как сегодня, то тенденция будет очень позитивной.
Если мы посмотрим на вопрос шире, то увидим, что сейчас по всему миру происходит урбанизация, особенно на растущих развивающихся рынках, главным образом на азиатских. Население городов увеличивается, во многом за счет того, что в них переселяются люди из сельской местности. Мы производим товары, которые используются в повседневной жизни людей. Спрос на них увеличивается, так как количество потребителей растет. И, конечно, сегодня в тренде применение возобновляемых материалов. Это особенно заметно в сегменте упаковки, поскольку упаковка из возобновляемых материалов создает большой спрос на все базовые продукты из древесного волокна. Также появляется возможность использовать больше древесины в строительном секторе, заменяя бетон. Эта тенденция особенно сильна на европейском рынке.
– Какую продукцию вы поставляете в Китай?
– Мы экспортируем в Китай большие объемы целлюлозы и твердолиственной древесины. На китайский рынок Metsa Group поставляет около 20% пиломатериалов и 40% целлюлозы, производимых компанией. Также мы начали поставлять туда ламинированную древесину – 10% произведенной продукции.
– Как может повлиять на ваш бизнес торговая война между США, Евросоюзом и Китаем? Как это может повлиять на мировые рынки лесной продукции?
– Свободная торговля очень важна в нашей сфере деятельности. До сих пор никаких существенных последствий от недавних событий не наблюдалось.
– Какова ситуация на внутреннем рынке?
– Внутренний рынок довольно мал. На Финляндию приходится лишь 2% продаж от всего нашего производства пиломатериалов и картона. Но мы являемся ведущим производителем тиссью на рынке Финляндии. Продажи всех подразделений группы внутри страны составляют примерно 15% от общего объема продаж, и это мало.
– Как изменился экспорт в Россию?
– На российский рынок мы поставляем в основном складной картон. Продажи компании составляют около 100 млн евро в год. В течение последних нескольких лет этот показатель довольно стабилен. Мы экспортируем в Россию около 5% нашего высококачественного складного картона.
– Как развитие рынка электронной торговли влияет на спрос и потребление упаковки?
– Электронная торговля способствует росту рынка картона. Другими факторами являются увеличение населения, повышение уровня жизни и потребность в экологичных товарах.
– Какие тенденции на мировых рынках древесных плит вы можете отметить?
– В сегменте древесных плит компания занимается производством фанеры. Наша общая позиция на мировом рынке фанеры довольно слабая. Спрос на фанеру в сегменте легкового транспорта растет, а это один из самых важных сегментов для нас. Чтобы удовлетворить растущий спрос и нарастить производственные мощности, мы планируем открыть в Эстонии новый фанерный завод.
– Каковы текущие тенденции на рынке целлюлозы?
– Спрос на целлюлозу увеличивается. Рост был в основном на азиатских рынках, а также в Южной Америке, где увеличилось потребление целлюлозы и ЦБК стали инвестировать в производство этой продукции. Но двигателем этого рынка является в основном Азия, и эта тенденция сохранится и в будущем.
– Какой вы видите компанию через пять лет?
– Я вижу ее такой: мы по-прежнему наилучшим образом используем древесное сырье, следуя политике устойчивого лесопользования. Мы смогли создать новый бизнес вокруг новых продуктов и материалов, чтобы укрепить наши бизнес-подразделения, которые увеличивают свою долю во всем мире. Metsa Group лидирует в устойчивой, ресурсосберегающей биоэкономике.
Комментарии