• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Подписка
  • Реклама

Что еще почитать

Тепловая обработка древесины
Инвестиции

Лесопитомники для будущего

В 2017 г. расходы компаний на воспроизводство и разведение лесов выросли на 63,2%, до 11,631 млрд руб. Всего же, по данным Рослесхоза, в 2017 г. на эти цели было потрачено 17,04 млрд руб., что на 52,2% больше по сравнению с 2016 г.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Марина Сидорова
Май 2018, № 5 (121)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Август 2022, № 4 (164)
Перейти в архив

В 2017 г. расходы компаний на воспроизводство и разведение лесов выросли на 63,2%, до 11,631 млрд руб. Всего же, по данным Рослесхоза, в 2017 г. на эти цели было потрачено 17,04 млрд руб., что на 52,2% больше по сравнению с 2016 г.

Увеличились в 2017 г. и расходы на выращивание лесных культур. Если в 2016 г. было высажено 623,4 млн шт. саженцев и сеянцев на сумму 573,6 млн руб., то в 2017 г. – 628,1 млн шт. на сумму 722,4 млн руб. Из этого объема компаниями было выращено 209,4 млн шт. посадочного материала и потрачено на эти цели 198,8 млн руб. Для сравнения: в 2016 г. арендаторы вырастили больше сеянцев и саженцев – 214,6 млн шт., при этом их расходы были меньше – 181,7 млн руб.


Персоны

  • Николай Шматков

Организации

  • Рослесхоз
  • Монди Сыктывкарский ЛПК
  • Группа компаний «Титан»
  • УЛК
  • Регион-лес
  • Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им.С.М.Кирова

Чтобы оптимизировать затраты на посадочный материал, многие крупные компании предпочитают создавать собственные лесопитомники, а не закупать саженцы у сторонних организаций. Собственные лесопитомники есть, например, у «Монди СЛПК», ГК «Титан» и ГК «УЛК». В апреле этого года создала собственный лесопитомник в Архангельской обл. компания «Регион-лес». В теплицах общей площадью 1 тыс. м2 будут выращены 500 тыс. сеянцев первой ротации. В планах предприятия – ежегодно производить до 1 млн шт. посадочного материала с закрытой корневой системой.

Выращивание посадочного материала собственными силами позволяет арендаторам лесных участков примерно в четыре раза снизить затраты на его приобретение, считает заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства Николай Петрунин. «Сегодня рыночная стоимость 1000 шт. сеянцев с открытой корневой системой в зависимости от региона составляет от 2680 до 9920 руб., а их себестоимость производства у арендаторов – от 540 до 950 руб., что в разы дешевле, – поясняет он. – В целом по Российской Федерации на 30% дешевле у арендаторов производство посадочного материала с закрытой корневой системой».

Узнайте больше в аналитическом исследовании “Экспорт круглого леса из России в 2017 году (на русском языке)”

Сами лесопромышленники говорят о том, что экономическая выгода для них при создании лесопитомников либо отсутствует, либо совсем небольшая. «Инвестируя в питомник, компания в первую очередь позиционирует себя как ответственного лесопользователя, думающего о восстановлении вырубленных лесов и заинтересованного длительное время работать на одной и той же территории, восстанавливая и ускоренно выращивая новые лесные насаждения, – говорит Алексей Зайцев, начальник службы лесопользования Управления лесообеспечения «Монди СЛПК». – Небольшой экономический эффект может быть при условии, что посадочный материал, выращенный компанией, будет активно востребован и другими лесопользователями, в этом вопросе важна позиция государства». Причем экономический эффект от этого вложения появится не скоро, уверен директор Лесной программы WWF Николай Шматков, так как создание хорошего питомника – дело дорогое, необходимы вложения не только в оборудование, грамотные кадры, но и в обкатку технологии выращивания.

«Создание лесных питомников для арендаторов лесных участков – это реальная необходимость, – объясняет Николай Петрунин, – 80% работ по лесовосстановлению выполняется арендаторами, а это, по отчетным данным за 2017 г., 772,3 тыс. га. В этих условиях у компаний возникает потребность в необходимом количестве и ассортименте качественного посадочного материала. Сегодня мало найдется арендаторов лесных участков, которые были бы заинтересованы в том, чтобы воспроизводством лесов у них занимались сторонние организации. Для арендатора качественное лесовосстановление – это гарантия иметь в будущем хорошую лесосырьевую базу. Кроме того, из-за правовых коллизий производством посадочного материала не могут заниматься региональные государственные учреждения, так как согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ выращивание саженцев, сеянцев – это предпринимательская деятельность. В связи с этим финансирование за счет средств субвенций выращивания сеянцев и саженцев не осуществляется».

По мнению лесопромышленников, основным является не столько дефицит, сколько качество посадочного материала. «Очень важно не дать саженцам уйти в рост весной непосредственно перед посадкой, вовремя выкопать, упаковать и поместить в холодильник, – объясняет руководитель производственного департамента ГК «Титан» Альберт Пестов. – А при перевозке к месту посадки и хранении – не подсушить корешки. Так что наработка опыта в выращивании посадочного материала – это то направление, которое позволяет компании выполнять полный цикл работ: от посадки леса до его рубки». Опыт создания питомников для выращивания посадочного материала активно используется на лесозаготовительном предприятии ГК «Титан» – «Шалакушалес». В 2015–2016 гг. компанией было построено восемь теплиц для сохранения посадочного материала после выкопки и до отправки непосредственно на посадку. «Общее количество саженцев, одновременно выращиваемых в нашем лесопитомнике, составляет около 3,5 млн шт., – рассказывает Альберт Пестов. – Выращивание саженцев из семян, собранных в месте будущей посадки, – наиболее жизнеспособный метод. Конечно, это касается посадочного материала с открытой корневой системой. Выращивание саженцев с закрытой корневой системой – гораздо более высокий уровень. Сейчас мы изучаем это направление».

Собственные лесопитомники не позволят компаниям быстро решить проблему нехватки древесного сырья. «Время роста дерева – 50–100 лет, – поясняет Альберт Пестов. – И саженцы, посаженные в 2018 г., полноценными деревьями смогут увидеть наши внуки. Но крупные холдинги, в том числе и наш, смотрят в будущее не на три-пять лет, а на десятилетия. Идут вложения в мощности по переработке, распиловке древесины, для загрузки которых в долгосрочной перспективе необходимо сырье. Нельзя не учитывать и возможные изменения в законодательстве, которые могут обязать арендаторов создавать питомники. К этому надо быть готовым». По словам Николая Шматкова, дефицит сырья в среднесрочной перспективе решается грамотными рубками ухода в молодняках на экономически перспективных участках. И такая деятельность, считает эксперт, должна давать лесопользователям преференции при получении аренды.

Теги: Лесопитомники , Древесное сырье , Аренда леса
Тема этой статьи Инвестиции
Отслеживать
Еще интересные темы:
  • Менеджмент
  • Технологии
Тема Стратегии
Национальная лесная политика определит принципы управления лесами
Тема Менеджмент
Цены на круглый лес будут расти три года
Тема Технологии
Ткань из древесины

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Подписка

Контакты

Daily

Контакты

115419, Россия, Москва

ул.Орджоникидзе 11.

Телефоны:

+7 (499) 653-56-08

+7 (499) 653-56-50

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_121/Lesopitomniki_dlya_buduschego_1623/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте