В 2017 г. расходы компаний на воспроизводство и разведение лесов выросли на 63,2%, до 11,631 млрд руб. Всего же, по данным Рослесхоза, в 2017 г. на эти цели было потрачено 17,04 млрд руб., что на 52,2% больше по сравнению с 2016 г.
Увеличились в 2017 г. и расходы на выращивание лесных культур. Если в 2016 г. было высажено 623,4 млн шт. саженцев и сеянцев на сумму 573,6 млн руб., то в 2017 г. – 628,1 млн шт. на сумму 722,4 млн руб. Из этого объема компаниями было выращено 209,4 млн шт. посадочного материала и потрачено на эти цели 198,8 млн руб. Для сравнения: в 2016 г. арендаторы вырастили больше сеянцев и саженцев – 214,6 млн шт., при этом их расходы были меньше – 181,7 млн руб.
Чтобы оптимизировать затраты на посадочный материал, многие крупные компании предпочитают создавать собственные лесопитомники, а не закупать саженцы у сторонних организаций. Собственные лесопитомники есть, например, у «Монди СЛПК», ГК «Титан» и ГК «УЛК». В апреле этого года создала собственный лесопитомник в Архангельской обл. компания «Регион-лес». В теплицах общей площадью 1 тыс. м2 будут выращены 500 тыс. сеянцев первой ротации. В планах предприятия – ежегодно производить до 1 млн шт. посадочного материала с закрытой корневой системой.
Выращивание посадочного материала собственными силами позволяет арендаторам лесных участков примерно в четыре раза снизить затраты на его приобретение, считает заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства Николай Петрунин. «Сегодня рыночная стоимость 1000 шт. сеянцев с открытой корневой системой в зависимости от региона составляет от 2680 до 9920 руб., а их себестоимость производства у арендаторов – от 540 до 950 руб., что в разы дешевле, – поясняет он. – В целом по Российской Федерации на 30% дешевле у арендаторов производство посадочного материала с закрытой корневой системой».
Сами лесопромышленники говорят о том, что экономическая выгода для них при создании лесопитомников либо отсутствует, либо совсем небольшая. «Инвестируя в питомник, компания в первую очередь позиционирует себя как ответственного лесопользователя, думающего о восстановлении вырубленных лесов и заинтересованного длительное время работать на одной и той же территории, восстанавливая и ускоренно выращивая новые лесные насаждения, – говорит Алексей Зайцев, начальник службы лесопользования Управления лесообеспечения «Монди СЛПК». – Небольшой экономический эффект может быть при условии, что посадочный материал, выращенный компанией, будет активно востребован и другими лесопользователями, в этом вопросе важна позиция государства». Причем экономический эффект от этого вложения появится не скоро, уверен директор Лесной программы WWF Николай Шматков, так как создание хорошего питомника – дело дорогое, необходимы вложения не только в оборудование, грамотные кадры, но и в обкатку технологии выращивания.
«Создание лесных питомников для арендаторов лесных участков – это реальная необходимость, – объясняет Николай Петрунин, – 80% работ по лесовосстановлению выполняется арендаторами, а это, по отчетным данным за 2017 г., 772,3 тыс. га. В этих условиях у компаний возникает потребность в необходимом количестве и ассортименте качественного посадочного материала. Сегодня мало найдется арендаторов лесных участков, которые были бы заинтересованы в том, чтобы воспроизводством лесов у них занимались сторонние организации. Для арендатора качественное лесовосстановление – это гарантия иметь в будущем хорошую лесосырьевую базу. Кроме того, из-за правовых коллизий производством посадочного материала не могут заниматься региональные государственные учреждения, так как согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ выращивание саженцев, сеянцев – это предпринимательская деятельность. В связи с этим финансирование за счет средств субвенций выращивания сеянцев и саженцев не осуществляется».
По мнению лесопромышленников, основным является не столько дефицит, сколько качество посадочного материала. «Очень важно не дать саженцам уйти в рост весной непосредственно перед посадкой, вовремя выкопать, упаковать и поместить в холодильник, – объясняет руководитель производственного департамента ГК «Титан» Альберт Пестов. – А при перевозке к месту посадки и хранении – не подсушить корешки. Так что наработка опыта в выращивании посадочного материала – это то направление, которое позволяет компании выполнять полный цикл работ: от посадки леса до его рубки». Опыт создания питомников для выращивания посадочного материала активно используется на лесозаготовительном предприятии ГК «Титан» – «Шалакушалес». В 2015–2016 гг. компанией было построено восемь теплиц для сохранения посадочного материала после выкопки и до отправки непосредственно на посадку. «Общее количество саженцев, одновременно выращиваемых в нашем лесопитомнике, составляет около 3,5 млн шт., – рассказывает Альберт Пестов. – Выращивание саженцев из семян, собранных в месте будущей посадки, – наиболее жизнеспособный метод. Конечно, это касается посадочного материала с открытой корневой системой. Выращивание саженцев с закрытой корневой системой – гораздо более высокий уровень. Сейчас мы изучаем это направление».
Собственные лесопитомники не позволят компаниям быстро решить проблему нехватки древесного сырья. «Время роста дерева – 50–100 лет, – поясняет Альберт Пестов. – И саженцы, посаженные в 2018 г., полноценными деревьями смогут увидеть наши внуки. Но крупные холдинги, в том числе и наш, смотрят в будущее не на три-пять лет, а на десятилетия. Идут вложения в мощности по переработке, распиловке древесины, для загрузки которых в долгосрочной перспективе необходимо сырье. Нельзя не учитывать и возможные изменения в законодательстве, которые могут обязать арендаторов создавать питомники. К этому надо быть готовым». По словам Николая Шматкова, дефицит сырья в среднесрочной перспективе решается грамотными рубками ухода в молодняках на экономически перспективных участках. И такая деятельность, считает эксперт, должна давать лесопользователям преференции при получении аренды.
Комментарии