В 2018 г. АО «Волга» запустит производство флютинга для продажи как внутри страны, так и за рубежом. Также в планах комбината нарастить выпуск газетной бумаги для экспортных рынков.
– Ранее вы работали в сфере консалтинга. Почему решили прийти в целлюлозно-бумажную промышленность?
– ЦБП сегодня – перспективная отрасль с высоким экспортным потенциалом, но в то же время с целым рядом нерешенных проблем как для отрасли в целом, так и для АО «Волга» в частности, что сделало ее особенно привлекательной для меня. По сути, это был некий вызов, который я принял.
– Какие задачи поставили перед вами акционеры на 2018 г.? Какие шаги уже предприняты для их достижения?
– Основная задача, которая стоит перед нами, довольно традиционна – повышение стоимости компании. В настоящий момент наша команда уже частично выполнила ее. Для этого мы многое сделали. Например, нам удалось урегулировать затянувшийся конфликт с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и подписать мировые соглашения. Это позволит нам заняться реализацией актуальных для предприятия инвестиционных проектов, включающих и увеличение выпуска газетной бумаги премиум-класса из 100%-ной термомеханической массы. Кроме того, пересмотрев ряд ключевых бизнес-процессов, нам удалось повысить операционную эффективность компании. В частности, за I квартал 2018 г. в 1,5 раза был увеличен показатель EBITDA по сравнению с бюджетом, притом что за этот период курсы доллара и евро были ниже наших прогнозов. Также мы активно занялись строительством собственного железнодорожного парка, в том числе инновационных вагонов большей вместимости, что позволит сократить сопоставимый парк вагонов до 30% и соответственно снизить затраты на доставку лесоматериалов. И это далеко не все мероприятия, которые мы организовали в последнее время. Как я уже сказал, это все находит свое отражение в росте показателя EBITDA, и его рост в 50% ‒ это только начало.
– Какова доля комбината в общероссийском производстве газетной бумаги? Планируете ее наращивать?
– Доля нашей компании в общероссийском производстве газетной бумаги в настоящее время составляет около 15%. В 2017 г. мы выпустили более 217 тыс. т газетной бумаги. Учитывая все обстоятельства и сложности прошлого года, считаю это неплохим результатом. В 2019 г. мы планируем увеличить объемы реализации продукции за счет повышения производительности цеха термомеханической массы. Это целый комплекс мероприятий, направленных на изменение схемы работы оборудования.
– В 2017 г. выручка АО «Волга» снизилась на 30%. При этом комбинат увеличил объем производства газетной бумаги. За счет чего произошло снижение финансовых показателей?
– В данном случае идет сравнение несопоставимых величин, так как, в отличие от 2016 г., в 2017 г. АО «Волга» производило газетную бумагу по давальческой схеме и продажами конечной продукции не занималось.
– Почему были вынуждены перейти на давальческую схему?
– Я не могу это комментировать. Это коммерческая тайна.
– В 2017 г. комбинат «Волга» запустил производство газетной бумаги с пониженной массой. Каковы конкурентные преимущества этой бумаги?
– В феврале 2017 г. компания освоила производство газетной бумаги массой 40 г/м2. В России, кроме нас, никто не способен эффективно выпускать такую бумагу. Да, у конкурентов были эксперименты, но все они были прекращены – либо качество продукции было неудовлетворительным, либо ее себестоимость была крайне высокой. Основным преимуществом такой бумаги является увеличенная площадь печати с одного рулона, что приводит к экономии при выходе готовой печатной продукции. Несмотря на сниженную массу, новая продукция хорошо показала себя при тестировании на высокоскоростном оборудовании. После первых пробных партий клиенты по достоинству оценили как механические свойства бумаги, так и экономическую выгоду от покупки. Это привело к увеличению спроса на бумагу 40 г/м2 как на внутреннем рынке, так и на экспортном. Кстати, в декабре прошлого года наша продукция стала дипломантом Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России».
– Ранее на комбинате планировалось запустить производство легкомелованной бумаги. На какой стадии находится этот проект?
– Реализация этого проекта пока отложена на неопределенный срок. Однако в текущем году будет начато строительство нового полуфабрикатного цеха химико-термомеханической массы в объеме 276 тыс. т в год. Дело в том, что на данный момент производство термомеханической массы является для комбината «узким местом» и сдерживает рост выпуска готовой продукции.
– Каковы инвестиции в этот проект?
– Суммарные инвестиции мы оцениваем около 16 млн евро, в том числе порядка 9 млн евро на первом этапе, который позволит увеличить выпуск газетной бумаги на 63 тыс. т в год. Суммарный же прирост мощности на финальном этапе составит 144 тыс. т.
– Какова у компании структура продаж газетной бумаги?
– Примерно 30% произведенной на комбинате продукции поступает на внутренний рынок, 70% – экспортируется. Есть страны, где до сих пор отмечается рост потребления газетной бумаги. Одним из основных растущих рынков является Индия. Это обусловлено не только общей высокой плотностью населения и сравнительно небольшой распространенностью цифровых медиа, но в первую очередь необходимостью присутствия средств массовой информации для большого количества языковых групп. Именно поэтому для АО «Волга» Индия продолжает оставаться одним из приоритетных рынков, хотя серьезно растет доля Китая и африканских стран. Европа тоже заинтересована в поставках качественного продукта из первичного волокна. Многие типографии в Финляндии, Прибалтике и Балканских странах отдают предпочтение именно нашей газетной бумаге из 100%-ной термомеханической массы, не имеющей аналогов на российском рынке.
– Каковы позиции российских экспортеров на мировом рынке газетной бумаги?
– Потребители ставят нашу газетную бумагу по качеству в один ряд с продукцией ведущих европейских производителей. На зарубежных рынках основными игроками являются UPM, Stora Enso и Resolute. Что же касается внутреннего рынка, то здесь нашими конкурентами являются «Соликамскбумпром», «Кондопога», «Монди Сыктывкарский ЛПК». Эти российские производители газетной бумаги также активно представляют свою продукцию на зарубежных рынках, оказывая влияние на рыночную ситуацию.
– Какие существуют отличия российского рынка газетной бумаги от европейского, американского или азиатского?
– Традиционно считается, что российская газетная бумага более низкого качества, чем европейская или американская. Шаг за шагом мы ломаем этот стереотип. Сегодня продукция нашего комбината не уступает по качеству европейским производителям, что подтверждается использованием нашей бумаги на высокоскоростных печатных машинах крупнейших мировых типографий. Еще одна отличительная особенность нашей продукции заключается в том, что она изготавливается из чистого древесного сырья, обладающего высокой волокнистостью, что обеспечивает повышенные механические характеристики (разрывную длину), а также снижает ее пылимость.
– Какие тенденции на мировом рынке газетной бумаги в 2017 г. вы можете отметить?
– Прошедший год охарактеризовался существенным изменением мирового рынка газетной бумаги и снижением производственных мощностей газетной бумаги примерно на 2 млн т (в основном перепрофилирование на сегмент упаковки, хотя часть старых, неэффективных мощностей была просто закрыта). Главным фактором здесь выступил запрет на ввоз макулатуры в Китай и частичное закрытие в стране производственных мощностей, связанных с неблагоприятным воздействием на окружающую среду. Важно отметить, что газетная бумага АО «Волга» производится без добавления макулатуры и целлюлозы, что означает отсутствие экологического ущерба от производственного процесса. Закрытие мощностей привело к сохраняющемуся и в настоящее время существенному дефициту газетной бумаги в этом регионе, который устремились восполнять все мировые производители. В связи с изменением направлений товаропотоков по цепочке начал создаваться дефицит на газетную бумагу на остальных рынках, с которых производители забирали объемы, перенаправляя их в Китай. Первой страной, которая остро почувствовала влияние повышения китайского спроса, стала Индия. Она традиционно была основным рынком сбыта для большинства европейских производителей, в том числе и российских. Кроме того, в долгосрочной перспективе растущим рынком является Африка, поскольку там самый высокий темп роста населения. Потребность в газетной бумаге особенно остро ощущается в секторе учебной литературы и тетрадей. Таким образом, для производителей газетной бумаги 2018 г. обещает быть жарким, и главной тактикой политики продаж должно быть гибкое реагирование на изменение структуры рынка с возможностью перераспределения объемов поставок в зависимости от изменения баланса спроса и предложения в различных регионах.
– В 2018 г. вы планируете увеличить производство газетной бумаги. Как вы оцениваете спрос на эту продукцию в России?
– Рынок газетной бумаги в России ограничен, и весь дополнительный объем АО «Волга» планирует продавать на экспорт, развивая и увеличивая долю несырьевого экспорта, что, кстати, коррелирует с поручениями президента РФ.
– Сегодня многие ЦБК переходят в сегмент упаковки. Вы планируете производить упаковочную бумагу?
– В конце апреля мы планируем запустить бумагоделательную машину (БДМ) №4, которая будет производить основу для гофрирования (флютинг). Это позволит компании не только расширить рынки сбыта готовой продукции, но и создать новые рабочие места. Работать оборудование будет на макулатуре. Производительность БДМ №4 по предварительным расчетам составит от 12 тыс. т в год (конкретный объем зависит от плотности выпускаемой бумаги). Мы будем предлагать данный продукт как в России, так и за рубежом. В среднесрочной перспективе есть планы по модернизации бумагоделательной машины №4, чтобы повысить как объем выпуска готовой продукции, так и ее качество.
Также мы планируем увеличить выработку газетной бумаги после завершения строительства нового цеха термомеханической массы. Для этого планируем (собираемся) увеличивать объемы генерации собственной электроэнергии, повышая энергоэффективность предприятия. В долгосрочной перспективе уже рассматриваем серьезную диверсификацию ассортимента продукции, конкретная номенклатура сейчас находится в проработке.
– В 2017 г. комбинат активно инвестировал в модернизацию энергомощностей. Продолжатся ли инвестиции в 2018 г.?
– В АО «Волга» в течение нескольких лет поэтапно реализуется программа мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности предприятия, ведь бумагоделательное оборудование, как известно, довольно энергоемкое.
В текущем году мы продолжаем активно развивать собственные генерирующие мощности. На территории комбината завершается строительство турбогенераторного участка ППС, с установленной паровой турбиной Siemens SST-110, пробный запуск которой планируется в мае текущего года. С помощью современной турбины Siemens предприятие сможет увеличить выработку энергии для собственных нужд и создать новые рабочие места. Особую актуальность данный проект приобретает в свете предстоящего запуска бумагоделательной машины №4, производящей упаковочную бумагу и потребляющей 1,5 МВт в час.
– Какой экономический эффект ожидается от проведенной на комбинате модернизации?
– Модернизация еще не завершена, потому конкретные цифры раньше срока я бы не хотел называть. Но, возвращаясь к оценке стоимости компании, можно точно утверждать, что она серьезно выросла после смены команды.
– Каким вы видите комбинат через пять лет?
– Через пять лет это должна быть компания с диверсифицированным продуктовым портфелем и более высокой степенью вертикальной интеграции. Это позволит серьезно повысить добавленную стоимость продукции и сделать бизнес более устойчивым к любым потенциальным внешним шокам.
Справка о компании:
ЦБК «Волга» был основан в 1928 г. В настоящее время АО «Волга» специализируется на производстве газетной бумаги из 100%-ной термомеханической массы. В 2017 г. выручка комбината составила 4,565 млрд руб., выручка от продаж – 429,787 млн руб., чистый убыток составил 75,767 млн руб. Объем производства газетной бумаги превысил 217 тыс. т. Комбинат поставляет продукцию в 76 стран мира. В компании работает 1700 человек.
Биография:
Алексей Старун родился 6 августа 1985 г. в г. Москве. С отличием окончил Государственный университет Высшая школа экономики по специальности «финансы и кредит». До прихода в АО «Волга» более 10 лет работал в компаниях, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги. В 2017 г. был назначен на должность генерального директора АО «Волга».
Комментарии