Производство деревообрабатывающих станков в России продолжает сокращаться: в 2017 г. снижение составило 12,8%, тогда как в 2016 г. – 4,4%.
Производство деревообрабатывающих станков в России продолжает сокращаться: в 2017 г. снижение составило 12,8%, тогда как в 2016 г. – 4,4%, такие данные содержатся в ежегодном отчете аналитической службы Lesprom Network «Итоги работы ЛПК за 2017 г.». А потому деревообрабатывающие компании по-прежнему модернизируют свои мощности за счет оборудования иностранного производства. По данным таможни, в 2017 г. импорт станков вырос на 60,7%, до 316,6 тыс. шт. Для сравнения: в 2016 г. импорт станков сократился на 15,6%. Главные европейские поставщики станков для деревообработки – Германия и Италия – увеличили и производство, и продажи своей продукции.
По предварительным данным Союза машиностроителей Германии (Verband Deutscher Maschinen- und Anlagenbau, VDMA), продажи немецкого деревообрабатывающего оборудования в 2017 г. выросли на 10%, а объем производства в стоимостном выражении достиг примерно 3 млрд евро. В VDMA отмечают, что этот сегмент развивается лучше, чем машиностроение в целом. Квота на экспорт составляет 75%. В 2017 г. он вырос на 12,8% и достиг 2,35 млрд евро. Наибольшие поставки были в США (+71,9%), Китай (+74,4%) и Францию (+41,4) – суммарно на эти три страны пришлось 779 млн евро. Экспорт на российский рынок вырос на 10,3% и составил 95 млн евро.
«Прошедший год был успешным для всех отраслей, особенно для сегмента вторичной обработки, – говорит представитель VDMA Доминик Вольфшутц. – С одной стороны, много заказов было в Германии и на других европейских рынках. Клиентами были как представители малого бизнеса, так и крупные промышленные игроки. С другой стороны, мы наблюдаем огромный спрос на немецкое деревообрабатывающее оборудование со стороны мебельной промышленности Китая и производителей древесных плит из США». Доминик Вольфшутц отмечает, что решения по автоматизации пользуются большим спросом во всех областях, включая торговлю.
Поставки немецкого деревообрабатывающего оборудования в Россию падали с 2013 г. В 2015 г. они показали небольшой рост, но в 2016 г. последовало резкое падение почти вдвое – со 168 млн евро до 85 млн евро. Таким образом, доля России в экспорте Германии в 2013 г. составляла 10% – российский рынок был главным для немецких поставщиков. В 2017 г. его доля снизилась до 4%, и теперь Россия занимает седьмое место в экспорте немецких станков. Доминик Вольфшутц говорит, что, несмотря на это, немецкие производители настроены относительно России очень оптимистично. «Особенно это касается проектного бизнеса, – объясняет он. – Крупнейшие российские компании, специализирующиеся на экспортных рынках, сейчас активно инвестируют. В России будет расти производство CLT-панелей. По-прежнему большой потенциал у лесопильного сегмента и производства древесных плит. Мы видим первые шаги в области изготовления дощато-клееных материалов, напольных покрытий и деревянного домостроения».
Производство деревообрабатывающего оборудования в Италии в 2017 г. выросло на 11,6% и достигло 2,29 млрд евро в стоимостном выражении, сообщает национальная ассоциация Acimall. Экспорт вырос на 7,1%, а поставки на внутренний рынок – на 13%. Основные зарубежные потребители итальянских станков – США (165,5 млн евро), Германия (105,8 млн евро), Польша (102,4 млн евро) и Франция (92,5 млн евро). Экспорт в Россию вырос на 38,7% и составил 48 млн евро. Продажи на внутреннем рынке, благодаря государственным мерам поддержки производственной деятельности, увеличились на 20,3%, до 894 млн евро. Ожидается, что в 2018 г. реализация деревообрабатывающего оборудования на местном рынке приблизится к пороговому значению в 1 млрд евро, обновив максимум 2001 г. (900 млн евро). «Итальянские промышленники сейчас чувствуют себя уверенно, и в сочетании с государственными стимулами это создает сильный спрос на деревообрабатывающее оборудование, превышая даже самые оптимистичные ожидания», – говорит директор Acimall Дарио Корбетта. В последние несколько лет итальянская деревообрабатывающая и мебельная промышленность пережила непростой период, когда все инвестиции были сведены к минимуму. Дарио Корбетта отмечает, что модернизация оборудования позволит итальянской деревообрабатывающей и мебельной промышленности использовать технологии и системы управления предприятием для восстановления конкурентоспособности.

Как и в случае с немецкими поставками, итальянский экспорт оборудования в Россию снижался с 2013 г. С началом валютного кризиса в 2014 г. он сократился на 30%, до 49,86 млн евро, и российский рынок переместился с лидирующих позиций на четвертое место. В 2015 г. снижение дошло до 31,48 млн евро. После этого в 2016 г. было увеличение на 9%. В 2017 г. поставки заметно выросли, а их стоимость практически достигла уровня 2014 г.
Одним из итальянских производителей деревообрабатывающего оборудования, увеличивших свои продажи, стала Biesse. Консолидированная выручка компании в 2017 г. выросла на 11,6% и достигла 690,1 млн евро, показатель EBITDA увеличился на 14,3%, до 288,6 млн евро. Чистая прибыль компании составила 30 млн евро, продажи – 489,2 млн евро (+8,6%). Доля подразделения деревообработки (Wood division) в совокупной выручке компании составила 70,9% (в 2016 г. – 72,9%). На итальянский рынок пришлось 13,6% (+26%) от общего объема продаж Biesse, на экспортный рынок – 86,4%, практически столько же, сколько и в 2016 г. Почти половина продаж приходилась на страны Западной Европы – 44,8% (в 2016 г. – 45,5%). Доля стран Восточной Европы составила 13,4% (12,6%), Северной Америки – 16,2% (17,7%), Азиатско-Тихоокеанского региона – 22,2% (20,8%). Экспорт на российский рынок вырос на 1,5 п.п. и составил 2,4% от общего объема.
В компании считают, что, с одной стороны, из-за девальвации российского рубля и введения экономических санкций покупательная способность населения России снизилась и привела к существенному уменьшению объемов продаж мебели и изделий глубокой переработки древесины. Возможности по покупке нового импортного оборудования также сократились. С другой стороны, отмечают в Biesse, эти факторы сыграли положительную роль для переориентации продаж мебели на экспорт. Абсолютная себестоимость продукции в валюте снизилась и стала конкурентоспособной. Предприимчивые игроки мебельного рынка активно стали развивать продажи продукции на экспорт. «В 2014–2016 гг. спад продаж оборудования доходил до 50%, – говорит генеральный директор российского филиала Biesse Маттео Вальика. – Даже те производители, которые нуждались в расширении парка станков, приобретали оборудование, бывшее в употреблении, тем самым решая краткосрочные задачи по наращиванию производства». По его словам, в 2017 г. ситуация изменилась. «Курс валют стабилизировался, накопился отложенный спрос, заработали новые механизмы финансовой поддержки (лизинг и т.п.), – объясняет Маттео Вальика. – Все это привело сначала к осторожному, а в дальнейшем все более активному спросу на новое оборудование. В итоге 2017 г. показал отличные результаты».
Российский рынок остается одним из приоритетных для компании. В Biesse считают, что ее обширные инвестиции в России должны привести к увеличению доли на рынке до 30% и более (в своем секторе). «Одним из основных потенциалов роста рынка мебели в России остается низкая доля экспорта готовой продукции при существенно более низкой стоимости материалов для производства, чем в лидирующих странах, – говорит Маттео Вальика. – Это отличная предпосылка для роста продаж мебели, для изготовления которой понадобится большой объем нового оборудования». По его словам, 2018 г. станет важным рубежом для Biesse: компания планирует открыть в России новый кампус с шоу-румом.
Продажи другого итальянского производителя отделочного оборудования – Cefla Finishing – в 2017 г. выросли примерно на 10%. На внутренний рынок пришлось 10% от общего объема продаж. Самый значительный рост произошел на рынках США и Китая. В Европе больше всего продаж пришлось на Польшу. «Российский рынок медленно восстанавливается, но по-прежнему отстает от тех показателей, которые мы ожидали, – говорит представитель компании Киара Перуцци. – С 2013 по 2015 г. российский рынок был чрезвычайно динамичным, экономика росла. С конца 2015 г. мы стали наблюдать замедление из-за обстоятельств, не связанных с нашим рынком». По ее словам, Cefla Finishing довольно оптимистично смотрит на российский рынок. «У нас много проектов, и мы наблюдаем рост спроса», – отмечает она.
Комментарии