В январе 2018 г. США ввели предварительные компенсационные пошлины в отношении канадского экспорта газетной бумаги. Новые тарифы могут нанести серьезный урон американским газетчикам и ускорят их переход в цифровой формат.
Все началось с жалобы американского производителя бумаги North Pacific Paper Company (NORPAC) на их канадских конкурентов, которые якобы получают субсидии от своего правительства. В ответ власти США организовали пятимесячное расследование в отношении канадских экспортеров немелованной бумаги из древесной массы. После расследования Министерство торговли США заявило, что канадские экспортеры получают государственные субсидии. В отношении них были введены предварительные компенсационные пошлины в размере от 4,4% до 9,9% от канадского экспорта немелованной и газетной бумаги. В начале марта будут введены еще и антидемпинговые пошлины.
Еще в декабре 2017 г. канадское правительство подало жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которой обвиняет США в систематическом введении заградительных тарифов на продукцию многих стран и отмечает 190 случаев применения импортных пошлин со стороны США. По мнению канадских властей, столь массовое использование заградительных тарифов со стороны США за последние годы является нарушением правил международной торговли. В ответ на жалобу торговый представитель США Роберт Лайтхайзер назвал действия канадских властей «широкой и неблагоразумной атакой на систему США по исправлению торговых проблем».
Канада является крупнейшим в мире экспортером газетной бумаги, а США – ее крупнейшим импортером. Американская печатная медиаиндустрия в значительной степени зависит от канадских поставок бумаги, так как канадская древесина лучше подходит для изготовления газетной бумаги, чем та, что произрастает в северных районах США. По данным американской типографии Quad Graphics, США потребляют в пять раз больше газетной бумаги, чем их северный сосед. В то время как в Канаде газетную бумагу производят 25 заводов, в США – только пять.
Больше всего от введенных пошлин могут пострадать американские печатные издания, так как канадским экспортерам теперь придется повышать цены. По данным американского издания Printing Impressions, c 2000 г. спрос на газетную бумагу в США упал на 75%. А с 2005 г., сообщает Bloomberg, доходы от печатной рекламы упали на 80%. К падающему спросу теперь добавится еще и удорожание самой бумаги. По данным ценового агентства FOEX Indexes Ltd, в конце декабря 2017 г. цена газетной бумаги в США составляла $570 за 1 т. Это самая высокая цена с декабря 2014 г. На росте сказалось начатое расследование в отношении канадских экспортеров. Ожидается, что цена продолжит расти и в 2018 г.
«Департамент торговли США открыт для бизнеса и для таких жалоб, как у NORPAC, – говорит сотрудник американского новостного медиаальянса (News Media Alliance) Пол Бойль. – Они хотят показать, что пытаются защитить американские рабочие места и потенциально создают производственные возможности для бизнеса в Соединенных Штатах, что является похвальной целью. Но любой, кто работает в газетной индустрии, знает, что сокращение производства газетной бумаги влечет за собой уход газет из принта в цифровой формат». Пол Бойль считает, что труднее всего придется небольшим изданиям. «Экспортеры из Канады вынуждены поднимать цены, а американские заводы не могут справиться с внутренним спросом. Поэтому вскоре небольшие газеты начнут выходить из бизнеса», –добавляет он. По словам Пола Бойля, это худшее время в газетной истории.
Исполнительный директор канадской Ассоциации лесопромышленников Дерек Нигбор отмечает, что с развитием и расширением цифровых технологий продажи газетной бумаги падают на 10% в год. Тем не менее, по его словам, индустрия будет существовать еще много лет, и уже более тысячи небольших и средних газет в США попросили правительство не вводить пошлины на газетную бумагу, так как они не могут поддерживать рост цен на нее. По мнению управляющего директора канадской фирмы Forest Products Research (ERA) Кевина Мейсона, новые тарифы будут бесполезны для создания рабочих мест в американской ЦБП. «Недавно мы наблюдали торговый конфликт по поводу пиломатериалов, – говорит он. – В итоге всю тяжесть этих пошлин на себе ощутили американские потребители и домостроители. Тот же результат будет и после введения их на газетную бумагу».
Канадские производители говорят, что разочарованы новыми тарифами со стороны США. Например, в компании Catalyst (Канада), которая большую часть своей продукции экспортирует в США, заявили, что решение американских властей несправедливо и необоснованно, и компания будет защищать себя, своих сотрудников и клиентов. На заводе Catalyst в г. Крофтон (США) работает более 570 человек, а на заводе в г. Пауэлл Ривер (Канада) – почти 450. Пресс-секретарь Catalyst Эдуарда Ходжинс сказала, что еще слишком рано говорить о том, будут ли увольнения или остановки заводов, однако последствия для бизнеса, скорее всего, будут, если не произойдет изменений. «Это очень неудачное торговое решение, но мы твердо намерены защищаться», – сказала она.
Компании Catalyst уже приходилось сталкиваться с тарифами со стороны США, и тогда она смогла себя защитить. В декабре 2015 г. Департамент торговли США ввел компенсационные пошлины на поставку суперкаландрированной бумаги из Канады. Catalyst была вынуждена платить пошлину в размере 18,85% от собственных поставок. Но тогда компания попросила провести отдельное исследование своего производства в течение 2014 г. В ноябре 2016 г. Департамент торговли США исключил Catalyst из списка компаний, чья продукция облагается компенсационными пошлинами, поскольку выяснилось, что в течение 2014 г. субсидии, которые она получила, были незначительны. Однако до отмены тарифов компания потратила $18 млн на оплату пошлин и судебные издержки.
Расследование еще не закончено, и поэтому пошлины не являются окончательными. Независимая Комиссия по международной торговле должна определить, являются ли жалобы компании NORPAC справедливыми. После этого Департамент торговли США примет окончательное решение. Если пошлины отменят, например, из-за того, что NORPAC не смогла доказать, что американские производители несправедливо пострадали от канадских конкурентов, издателям газет возместят затраты.
Если пошлины все-таки будут введены, то Канада может переориентировать экспортные потоки газетной бумаги и потеснить российских экспортеров на рынках Индии и Китая, где спрос на нее, в отличие от других регионов мира, растет, считает председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков. «Китай закрыл свои фабрики, которые производили низкокачественную продукцию, и у них образовался дефицит газетной бумаги. Они обратились к российским поставщикам за дополнительными объемами», – говорит он.
Конкуренция между российскими и канадскими экспортерами газетной бумаги в Европе не усилится. «Европейский рынок сильно защищен обязательствами по ВТО, и европейцы очень внимательно следят за расширением торговых связей, – говорит он. – Россия там заняла уже определенные ниши и установила прочные торговые связи. К тому же Европа – сужающийся рынок, и дополнительные объемы там никому не нужны».
Что же касается российского экспорта газетной бумаги на американский рынок, то здесь больших перспектив для отечественных компаний эксперт не видит. «Во-первых, будет мешать логистическая проблема – Канада все-таки ближе к США, чем Россия, – объясняет Юрий Лахтиков. – Поэтому с учетом перевозки российские цены будут не ниже канадских. Во-вторых, сложная политическая обстановка тоже будет играть негативную роль. В-третьих, в США потребление газетной бумаги падает, и власти хотят сохранить местных производителей. Россия для них не является стратегическим партнером, поэтому, скорее всего, они будут договариваться с Канадой». «Мы открыты к переговорам о поставках бумаги, в том числе и в США. Однако до сегодняшнего момента к нам предложений о сотрудничестве не поступало. В условиях санкций я сомневаюсь, что мы в ближайшем будущем выйдем на американский рынок», – полагает главный специалист отдела маркетинга компании «Карелия Палп» Антон Потапов.
Комментарии