Реализация крупных приоритетных инвестиционных проектов в Архангельской обл. затрудняется дефицитом древесного сырья. Разработка экономически обоснованных критериев оценки инвестпроектов позволит эффективнее распределять региональные лесные ресурсы.
В 2017 г. в Архангельской обл. на фоне увеличения мощностей лесопромышленных предприятий нарастал дефицит древесного сырья. Общий размер расчетной лесосеки в регионе на начало года составлял 24,5 млн м3, а объем заготовки – 12,7 млн м3, то есть 52%. Однако экономически доступные леса вдоль транспортных путей исчерпаны, вырубки смещаются вглубь лесных массивов, транспортные маршруты удлиняются. Около 6 млн м3 спелых и перестойных лесов находится в северо-восточной части региона, где отсутствует необходимая для заготовок инфраструктура. Эти леса можно отнести к экономически недоступным и условно доступным. Остальной лесной фонд представляет собой разобщенные участки, распределенные по территории области фрагментарно, и не подходит для лесозаготовок в промышленных масштабах. Экономическая доступность таких древостоев даже при лесосырьевом дефиците на пиловочник очень низкая. На 1000 га леса в Архангельской обл. приходится лишь 1,5 км дорог, тогда как в странах Европы и Северной Америки этот показатель составляет 10–45 км. На строительство дорог компании ежегодно выделяют значительные средства. За 9 месяцев 2017 г. затраты «Титана» на эти цели составили 291,7 млн руб.
Увеличение транспортных расходов влечет за собой рост себестоимости конечной продукции, в итоге негативно сказывается на финансовой устойчивости и конкурентоспособности лесопромышленных предприятий. Это, учитывая быстро растущие тарифы на перевозку, ухудшает экономику, снижает эффективность работы компаний. Кроме того, в лесфонде области расположены малонарушенные лесные территории, промышленная рубка в которых по требованиям международной системы лесной сертификации запрещена. Объем древесины, находящейся в мораторных лесах, переданных в аренду леспромхозам «Титана», превышает 300 тыс. м3. При дефиците лесных ресурсов, необходимых для реализации перспективных инвестпроектов, арендаторы, не имея возможности заготавливать лес, должны еще и платить арендную плату в полном объеме. Сегодня в аренде ГК «Титан», АЦБК и «Лесозавода 25» находятся 39 лесных участков общей площадью 3,8 млн га. Годовая потребность только Архангельского ЦБК в балансовом сырье составляет 3,6 млн м3, что соответствует 5,1 млн м3 расчетной лесосеки. В рамках реализации приоритетного проекта «Реконструкция производства картона» Архангельский ЦБК получил в аренду на льготной основе лесфонд в размере 1,06 млн м3 при заявленной потребности в 1,67 млн м3. Таким образом, потребность комбината в лесосырье для реализации приоритетного инвестпроекта была удовлетворена не полностью, дефицит балансовой древесины превысил 600 тыс. м3.
К 2025 г. с учетом растущей потребности в лесосырьевых ресурсах, необходимых для модернизации и развития АЦБК и «Лесозавода 25», дефицит лиственных и хвойных балансов, заготовленных в Архангельской обл., составит около 3 млн м3, пиловочника – 900 тыс. м3. Хвойный пиловочник является наиболее дефицитным в лесфонде Архангельской обл. При наличии нескольких приоритетных проектов в сфере лесопиления очевидно, что собственного древесного сырья для их реализации в области просто нет. Согласно Постановлению Правительства России №419 (п. 10.1), в случае поступления двух или более заявок на реализацию приоритетных инвестпроектов на одном и том же лесном участке, региональный орган власти осуществляет отбор заявок в соответствии с утвержденными критериями оценки инвестиционных проектов: рациональное использование заготавливаемой древесины, снижение энергопотребления и увеличение объема выпуска импортозамещающей продукции.

В настоящее время идет согласование изменений в «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов». Однако никаких поправок к п. 10.1 Положения не внесено, поэтому на региональном уровне принимаются не очень конкретные критерии, что в условиях дефицита лесосырьевых ресурсов и острой конкуренции мешает обоснованному их распределению между арендаторами. В свою очередь, у арендаторов и лесопользователей есть объективные показатели своего вклада в освоение участков лесфонда, затрат на строительство и содержание лесных дорог, лесоустройство и лесовосстановление, приобретение лесозаготовительной техники и т.д. Кроме того, в результате реализации инвестпроектов производится продукция с разным уровнем глубины переработки, разной добавленной стоимостью, выплачиваются разные суммы налогов в бюджет. В Архангельской обл. самые большие суммы налогов при реализации приоритетных инвестпроектов выплачивает в бюджетную систему России Архангельский ЦБК. В расчете на 1 м3 древесины налоговые платежи комбината в 2015 г. превысили 2 тыс. руб. Это больше средних показателей налоговых платежей, выплачиваемых в стране при реализации приоритетных инвестпроектов, на 760 руб. на 1 м3.
В Архангельской обл. критерии оценки инвестиционных проектов утверждены постановлением правительства области от 15.09.2015 г. №371. Они весьма относительны и оценивают лишь по балльной системе – от 0 до 5. Для более эффективной оценки проектов на региональном уровне должны быть разработаны и утверждены конкретные и обоснованные критерии, которые позволят передавать лесфонд в аренду ответственным инвесторам-заявителям. Среди критериев должны быть: уровень глубокой переработки древесины, который должен измеряться суммарной добавленной стоимостью по всей технологической цепочке выпускаемой продукции; количество созданных высокопроизводительных рабочих мест; улучшение экологического состояния промышленного производства (снижение вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы); объем финансирования объектов социально-бытовой и транспортной инфраструктуры. В этом случае господдержка реализации приоритетных инвестиционных проектов позволит успешно решать ряд экономических и экологических задач, направленных на повышение вклада лесного комплекса в ВВП страны и увеличение налоговых платежей.
Комментарии