В Республике Коми компания «Печораэнергоресурс», запустившая в регионе в 2013 г. деревообрабатывающее производство, планирует построить завод по выпуску дизеля и метанола из хвойной древесины. Продукция будет поставляться в Европу.
С помощью завода компания «Печораэнергоресурс» намерена утилизировать 400 тыс. м3 баланса, скопившегося на складе деревообрабатывающего завода. По данным Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, стоимость предприятия по выпуску жидкого биотоплива может составить 120 млн евро. «Предложенная нам изначально швейцарская технология оказалась достаточно сырой, требует дополнительных экспериментов, но появились компании с другими технологиями, мы их рассматриваем, – отметил зампред правительства Коми – министр промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Николай Герасимов. – Спрос на эту продукцию в мире большой, продукция завода может почти в полном объеме пойти на экспорт в Европу». Это не первая попытка построить производство жидкого биотоплива в регионе. В 2016 г. там же, в Троицко-Печорском р-не Коми, построить завод по выпуску биоэтанола мощностью 100 тыс. т и стоимостью 136 млн евро намеревались компании «Эгрегор биотех» и ГК «Эволюция». В разработку проекта было вложено более 15 млн руб. Однако это производство так и не было организовано.
По словам технического директора «БиоХимЗавода» Андрея Гордина, подобные проекты – это пионерское решение. «В России отрасль жидкого биотоплива не развивается, – рассказывает он. – В основном это обусловлено существующими акцизами на него, в результате чего биотопливо стоит в два раза дороже нефтяного – 60 руб. за 1 л. Естественно, никто не будет ради экологии покупать топливо, которое стоит дороже. Мы в свое время пытались производить жидкое биотопливо из древесины, но продукция оказалась неконкурентоспособной, и мы прекратили ее выпуск». Стимулировать развитие этого рынка позволит только отмена акциза на биотопливо (на данный момент их два – на спирт и на бензин), уверен эксперт. Однако пока в Госдуме не планируют рассматривать отмену акциза, так как приоритет отдается газу и нефти. «Во всем мире на производство жидкого биотоплива выделяются дотации, предоставляются скидки, – рассказывает Андрей Гордин. – Везде его стараются внедрять, поощрять его использование. Везде, кроме России!»
Как отмечает руководитель ИАА «Инфобио», исполнительный директор НП «Национальное биоэнергетическое содружество» Ольга Ракитова, у российского жидкого биотоплива могут быть только экспортные перспективы. «Интерес к нему и спрос на эту продукцию есть в Европе, а в Бразилии ездят практически только на биоэтаноле. Это значит, что вслед за производством пеллет может появиться еще одна экспортно ориентированная продукция в сегменте биотоплива». Однако, по мнению Андрея Гордина, для утилизации и монетизации древесных отходов для предприятий гораздо выгоднее производство пеллет, чем жидкого биотоплива. «Это сложный, технологичный, затратный процесс, в отличие от изготовления древесных топливных гранул, – считает он. – Окупаемость пеллетного завода наступит гораздо раньше, а затраты на его строительство – меньше. На сегодняшний день в России производством жидкого биотоплива занимается только одно предприятие – Кировский биохимический завод». К слову сказать, в начале года в республике компания «СевЛесПил» для утилизации остающихся от производства пиломатериалов древесных отходов наладила выпуск пеллет. Для того чтобы сократить первоначальные расходы на оборудование, компания приобрела завод, который ранее работал в Швеции. В результате затраты на приобретение оборудования составили порядка 100–150 тыс. руб., тогда как стоимость новой линии гранулирования – 2,5–3 млн евро. Но даже это в 48 раз меньше затрат, необходимых для запуска завода по выпуску жидкого биотоплива.
Комментарии