В последние годы крупные производители лесозаготовительных машин и навесного оборудования вывели на рынок новые модели харвестерных и валочных головок. Основным направлением модернизации техники почти у всех компаний стала модернизация процесса протяжки ствола.
Компания Kesla представила серию тяжелых харвестерных головок 27RH-II, 28RH-II, 30RH-II. 27RH-II предназначена для больших харвестеров и экскаваторов грузоподъемностью до 20 т. Ее устройство включает механизм подачи 2WD с регулируемым роликовым угловым звеном, а также три сучкорезных ножа на короткой раме, что делает этот агрегат удобным для обработки стволов с большой кривизной. Головка 28RH-II конструктивно с ней схожа, но отличается тем, что в ее конструкции четыре сучкорезных ножа и она совместима с механизмами синхронизированной подачи 2WD или 3WD. Тяжелая головка 30RH-II создана для харвестеров и экскаваторов грузоподъемностью до 25 т. Она также оборудована четырьмя сучкорезными ножами и может быть оснащена механизмом синхронизированной подачи 2WD или 3WD. Максимальный диаметр спиливаемого дерева – 780 мм (с пилой JPSR5500), а максимальное усилие при обрезке сучьев – 36 кН.

По сравнению с предыдущими моделями значительно повышена производительность головок за счет модернизированной гидравлики, новой конструкции рамы, рукавов и моторов протяжки. Увеличена мощность протяжки ствола и пиления. Повышена точность измерения. Усилена конструкция рамы, повышена ее долговечность и ремонтопригодность. Всего по сравнению с предшественницами в новые головки внесено более ста конструктивных улучшений. Компания Komatsu Forest развивает направление харвестерных головок моделей S, особенностью которых является то, что ствол удерживается только сучкорезными ножами. Их основное преимущество заключается в простоте, надежности и возможности обрабатывать искривленные стволы. Значительных конструктивных изменений Komatsu Forest в свои харвестерные головки за последний год не вносила, но совершенствовала программное обеспечение (софт), отвечающее за точность измерения и протяжки ствола.

Принципиальным новшеством харвестерных головок фирмы John Deere последнего времени стала установка на них трехскоростных моторов протяжки ствола, что позволяет оптимизировать их работу при разных диаметрах и заметно снижать расход топлива. Самыми популярными на российском рынке являются головки John Deere Н480С и Н415, предназначенные для сплошных рубок леса. Валочные головки валочно-пакетирующих машин John Deere серии 900 К имеют модернизированный шарнир бокового наклона головки, который обладает очень большим ресурсом. Оригинальная конструкция дисковой пилы со смещением и цельными поворачивающимися зубьями обеспечивает вращение со скоростью 1300 об/мин, предотвращает зажим пилы в пропиле и уменьшает время простоев. Корпус пилы защищен от попадания сучьев, опилок и смолы. Для удобства техобслуживания трехкомпонентный корпус пилы крепится на болтах, а не приваривается. Для увеличения срока службы используется износостойкая накладка. Конструкция дисковой пилы со смещением и увеличенный накопитель обеспечивают ровное расположение стволов для формирования более крупных пачек, улучшенное управление и меньшее число поврежденных стволов. Высокооборотистые валочные головки с накопителем позволяют срезать больше деревьев из одного положения и за один подход спилить объем пачки, достаточной для загрузки скиддера.

В 2016 г. компания Waratah представила новую харвестерную головку H415, обеспечивающую обработку крупных деревьев. Эта модель имеет большую производительность, срок службы и низкие эксплуатационные затраты. Новая геометрия рычагов протяжных вальцов обеспечивает прочный захват дерева вальцами и надежное удержание ствола во всем диапазоне диаметров. H415 подходит для всех типов сплошных рубок, предлагая три решения для различных типов деревьев: стандартное (узкий ствол), закомелистое (широкий ствол), раскряжевочная пила (для обработки твердолиственных пород).

В качестве дополнительной конфигурации этой головки производитель указывает следующие: цветовая маркировка; система обработки пней; устройство для обработки нескольких деревьев (MTH); протяжные вальцы MenSe; протяжные вальцы Moipu; протяжные шипованные вальцы; стальные V-образные протяжные вальцы; стальные рифленые протяжные вальцы; верхняя пила. Все головки Waratah производятся на заводах в Финляндии и Новой Зеландии, изготавливаются под заказ с использованием передовых технологий, обеспечивающих хороший контроль раскряжевки на основе точных измерений диаметра и длины хлыстов. Наличие собственных мощностей для проведения эксплуатационных испытаний позволяет компании хорошо тестировать каждое изделие, чтобы снижать простои техники во время эксплуатации. Еще одна интересная разработка этой фирмы – валочная головка Waratah FL85 Series II. Эффективный пильный механизм SuperCut 300 обеспечивает быструю валку деревьев максимального диаметра 925 мм, а его система натяжения и смазки цепи улучшает качество пиления и сокращает время технического обслуживания.

Головка оснащена гидравлическим гасителем вибраций, высокой силой грейферного захвата, позволяющей удерживать самые большие деревья, и уникальной системой верхней установки для простоты установки на лесопогрузчики, экскаваторы и валочно-пакетирующие машины. Эта головка позволяет производить валку нормально стоящего и поврежденного погодой леса. Выборку, сортировку и штабелирование с использованием всего лишь одного приспособления. Меньше надпилов на крупных деревьях. И минимальное использование ручной валки, обычной при наличии на лесосеке крупных, перестойных деревьев. В прошедшем году на российском рынке появилась новая пильная гарнитура для лесозаготовительных машин, разработанная фирмой Oregon, – пильная цепь 19HX для харвестеров, уже тестирующаяся на лесозаготовительных предприятиях, и новая направляющая пильная шина Speed Max. Пильная гарнитура Speed MaxТМXL, предназначенная для сортиментной заготовки, представляет собой систему с повышенной надежностью, способную бесперебойно работать в режимах предельной нагрузки. Ее отличает система смазки LubriTecTM, благодаря которой шина и цепь получают необходимое количество смазки, что снижает трение и повышает долговечность пильной гарнитуры. При этом соединительные звенья пильной цепи спроектированы таким образом, чтобы удерживать масло там, где оно необходимо.
Преимущества этой пильной гарнитуры заключаются в снижении интенсивности ее износа, возможности использования шины, цепи и звездочки как по отдельности, так и в единой системе. Тело шины Speed MaxТМXL 404´´ уширено, что снизило растяжение пильной цепи и повысило скорость пиления. Прочность и надежность шины позволяют сокращать время простоев харвестеров. Кроме этого, обновленный контур хвостовика шины Speed MaxТМXL 404´´ уменьшает вибрацию и стабилизирует движение пильной цепи. Ведомая (носовая) звездочка увеличена, что сокращает необходимое число оборотов и позволяет снизить рабочую температуру, продлевая жизненный цикл носовой части шины. Ролики подшипника ведомой звездочки стали на 14% толще. Благодаря увеличению длины сменного наконечника на 28% большая часть износа направляющего паза пильной шины теперь приходится на носовую часть, а ее можно менять несколько раз.

На повышении скорости резания и чистоте пропила во многом отразились конструктивные изменения в пильной цепи 19HX, зубья которой более высокие, с двойным режущим углом. Форма ограничителя подачи, ведущих и соединительных звеньев пильной цепи 19HX.404´´ изменена для увеличения прочности цепи в сравнении с предыдущей моделью – 18НХ. Особый сплав, из которого сделаны звенья цепи, обеспечивает ее устойчивость к коррозии, а также гарантирует ее надежность при работе в условиях низких температур, что особенно важно для природно-производственных условий работы большинства лесозаготовительных предприятий России.
Хорошо сбалансированная, целиковая ведущая звездочка 404´´ типа «венец» изготовлена из прочной стали с высокой точностью, что позволяет ее лучам точно совпадать с ведущими звеньями – это снижает ударную нагрузку цепи. Боковые отверстия в звездочке позволяют отводить мусор.
Комментарии