С января 2018 г. начнет действовать новая ввозная таможенная пошлина на продукцию тяжелого машиностроения и станкостроения.
Такие поправки содержатся в проекте федерального бюджета на 2018–2020 гг., одобренного Госдумой. По оценкам Минфина, налоговая нагрузка на бизнес вырастет на 10 млрд руб. Вводя новые сборы и пошлины, правительство пытается решить проблему дефицита бюджета и активизировать импортозамещение. Однако, по мнению лесопромышленников, дополнительная налоговая нагрузка может увеличить издержки предприятий и навредить реализации инвестиционных проектов. «Любой дополнительный расход повлияет на показатели инвестиционного проекта, который находится в стадии реализации, – отмечает коммерческий директор компании «Гранд» Ирина Кокина. – При расчете рентабельности проекта был учтен коэффициент на дополнительные расходы, но рост курса валют, рост инфляции и рост суммы налогообложения значительно усложнят реализацию проекта». На данный момент предприятие меняет часть оборудования на более дорогое импортное, поэтому пошлина может ощутимо сказаться на издержках. «На российском рынке предприятия, занимающиеся деревообработкой, закупают в основном зарубежные станки, обеспечивающие качество выпускаемой продукции, – говорит она. – Дополнительные налоги отразятся на себестоимости продукции и росте цен».
Директор по маркетингу RFP Group Виталий Демиденко также считает, что ввод любых пошлин и налогов увеличивает капитальные затраты и негативно сказывается на инвестиционных проектах. «Пошлины вводятся не в интересах отрасли, а скорее в целях сбалансированности бюджета страны в целом», – сказал он. RFP Group является резидентом территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), для которых действуют определенные налоговые льготы. «Надеемся, что в отношении подобных проектов государством будет принят дифференцированный подход, нацеленный на стимулирование развития регионов за счет инвестиций, а не на превращение этих инвестиций в еще один фискальный источник», – сказал Виталий Демиденко. «Прежде чем вводить пошлины, нужно построить здесь заводы известных западных компаний, где производилось бы оборудование, – считает коммерческий директор «Эггер Древпродукт Гагарин» Евгений Лыюров. – Иначе получается, что государство оставляет деревообработчиков без альтернативы. Они все равно будут покупать импортное оборудование, но уже за большие деньги. И это, в свою очередь, отразится на себестоимости продукции». По его словам, в лесной отрасли можно использовать опыт автомобилестроения, когда создаются условия для локализации иностранных производств. «В декабре 2008 г. вышел указ президента о повышении с 11 января 2009 г. таможенных пошлин на иномарки в возрасте до трех лет с 25 до 30% стоимости, а на иномарки от трех до пяти лет – с 25 до 35%. Россияне не стали покупать меньше иномарок и больше «жигулей», – делится Евгений Лыюров. – Но потом в России построили заводы иностранные производители автомобилей, и теперь проблем нет – люди получили рабочие места и востребованные машины».
Введение пошлин может осложнить поставки импортного лесопромышленного оборудования в Россию. Однако, как считает генеральный директор компании «Диффенбахер» Виктор Стратановский, больший урон понесет российский потребитель. «Для наших заказчиков в России стоимость оборудования вырастет в соответствии с размером пошлины, – говорит он. – Это дополнительная нагрузка на российского покупателя, и от пошлин пострадает в первую очередь он, так как товар становится дороже. И нужно учитывать, что с финансированием наших проектов сейчас очень большие проблемы, потому что они дорогие и их можно реализовать только с помощью кредитов, а они в России совсем не дешевые, из-за чего стоимость инвестпроектов и так растет».
Базовая ставка утилизационного сбора на харвестеры – 150 тыс. руб., которая умножается на коэффициент, рассказывает директор по продажам и маркетингу Komatsu Forest Тимофей Богатенко. «В итоге поставщик техники платит 2,7 млн руб. без НДС за каждый харвестер, – делится он. – В правительство внесен законопроект, увеличивающий базовую ставку с нового года на 15%, то есть новая ставка составит 172,5 тыс. руб. На форвардеры утилизационный сбор не распространяется, однако за них, в отличие от харвестера, взымается таможенная пошлина 5%. Таким образом, при стоимости харвестеров от 450 тыс. до 530 тыс. евро с НДС 18% увеличение утилизационного сбора на харвестеры на 15% не окажет большого влияния на спрос, поскольку для конечного покупателя общее удорожание составит порядка 0,7%». По словам Тимофея Богатенко Россия постепенно становится самым большим рынком для лесных машин в мире. «В этом году в России мы наблюдаем самый высокий спрос на лесную технику за все время, – рассказывает Тимофей Богатенко – Основные факторы, влияющие сегодня на спрос, – это обновление ранее приобретенного парка, увеличение лесозаготовки и повышение механизации, в основном за счет сортиментных заготовительных машин».
Комментарии