С 1 декабря 2017 г. вступит в силу ограничение закупок иностранной мебели и продукции деревообработки госорганами. Российские мебельные компании надеются за счет этого увеличить объемы производства.
Ограничение закупок не распространяется на страны – члены Евразийского экономического союза. Участники государственных тендеров будут обязаны предоставить документы, подтверждающие страну происхождения товара, – сертификат о происхождении продукции, который выдается территориальными торгово-промышленными палатами. Инициатором введения запрета выступила Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) еще в 2014 г. В ассоциации считают, что даже двухлетнее ограничение на ввоз импортной мебели для госнужд позволит российским мебельщикам увеличить объемы производства на 20%. Однако российские мебельщики относятся к этой инициативе скептически. «Для фабрик, приближенных к госзакупкам и имеющих опыт участия в работе с бюджетом, введение ограничения откроет дополнительные возможности, – считает заместитель генерального директора мебельной фабрики «Катюша» Сергей Лагутин. – Хотя думаю, что и здесь возникнут схемы и мебель будут поставлять те, кто этим занимался раньше».
По данным Минпромторга, ранее на закупку мебели и плитной продукции для государственных и муниципальных нужд ежегодно тратилось около 30 млрд руб. При этом импортная мебель в объеме закупок составляла 50%. По словам президента АМДПР Александра Шестакова, импорт мебели в Россию ежегодно сокращается. В 2013 г. он составлял $3,6 млрд, а к 2015 г. снизился вдвое, до $1,6 млрд. К 2016 г. импорт уменьшился еще на 17%, до $1,35 млрд. По данным компании «Экспресс-Обзор», в 2017 г. импорт мебели продолжил сокращаться, но темпы снижения замедлились: за первые восемь месяцев объем импорта сократился лишь на 2%. «На фоне растущего рынка доля импорта показала заметную отрицательную динамику и стала минимальной с 2010 г. Экспорт мебели в 2017 г. сократился на 14%. Падение связано как с укреплением рубля, так и с возросшими потребностями внутреннего рынка», – рассказывает генеральный директор компании «Экспресс-Обзор» Светлана Федорова. Ввоз иностранной фурнитуры для производства мебели также ежегодно сокращается. Объем импорта профиля и фурнитуры для мебели оценивается на уровне 2,5 тыс. т, причем более 75% импорта (1,9 тыс. т) приходится на Китай, отмечает председатель Алюминиевой ассоциации Валентин Трищенко. По словам эксперта, объем поставок этой продукции в Россию с 2013 г., когда было импортировано 5,6 тыс. т фурнитуры, по 2016 г. сократился более чем в два раза. «Российская алюминиевая промышленность способна полностью удовлетворить спрос в сегменте мебельных профилей в течение ближайших двух лет, в сегменте фурнитуры – в течение пяти лет», – считает он.
По данным Росстата, в настоящее время производством мебели в России занимаются около 5 тыс. крупных и средних компаний. Однако фактически мебельных фабрик гораздо больше – согласно статистике АМДПР, в «тени» работает 40% российских мебельщиков, в основном это малые предприятия. В 2016 г. производство мебели достигло 156 млрд руб., при этом потенциал мощностей российских мебельных предприятий почти в два раза больше – 280 млрд руб. В компании «Экспресс-Обзор» отмечают уверенное оживление производства мебели после спада, продолжавшегося девять кварталов подряд – с III квартала 2014 г. по III квартал 2016 г. «Резкий рост объемов выпуска мебели в IV квартале 2016 г. показывает разворот тренда в сторону роста, а первые восемь месяцев 2017 г. подтвердили эту тенденцию: производство мебели увеличилось почти на 40% в натуральном выражении по отношению к аналогичному периоду 2016 г., – делится Светлана Федорова. – Однако стоит иметь в виду, что с января 2017 г. учет производства мебели ведется в соответствии с новым общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и в учете выпуска мебели есть много существенных изменений. В частности, есть вероятность, что категория «части мебели», которая раньше была за рамками нашего отчета, с 2017 г. может оказаться в группе «мебель деревянная прочая, не включенная в другие группировки» и привести к некоторому завышению темпов прироста производства». Как отмечают в компании «Экспресс-Обзор», в 2017 г. впервые за последние два года на рынке мебели была положительная динамика спроса. «Более того, объем рынка за первые восемь месяцев показывает двузначные темпы прироста», – рассказывает Светлана Федорова.
Однако, по словам коммерческого директора компании «Эггер Древпродукт Гагарин» Евгения Лыюрова, на российском мебельном рынке в 2017 г. наблюдалась стагнация. «Мебельщики продолжали работать, но максимально снизили свои объемы. В отличие от кризиса 2014 г., когда просто все рухнуло, – рассказывает он. – Сегодня ситуация несколько иная – мебельные предприятия начали диверсифицировать свои коллекции. Кто-то ушел в сегмент дорогой мебели, а кто-то, наоборот, стал выпускать дешевую продукцию». Также отсутствие активности на рынке отмечает Сергей Лагутин. «Пока рынок не проснулся. Мы ожидаем рост, большой отложенный спрос, но, скорее всего, какое-то движение может начаться не раньше следующего сезона. Будет небольшой рост, однако новых тенденций, новых игроков не появится», – считает он. По мнению Евгения Лыюрова, сокращение объемов производства напрямую связано со снижением покупательской способности у населения. «Я всегда сравниваю покупку мебели с покупкой автомобиля. Не будет человек покупать новый автомобиль, если ему денег на еду не хватает, и шкаф он тоже не купит по тем же причинам», – считает он.
Если рост потребления мебели для домов и квартир будет усиливаться с увеличением платежеспособности населения, то в сегменте офисной мебели развитие спроса стимулирует открытие новых бизнес-центров. По данным NAI Becar, во второй половине 2017 г. в Москве и Санкт-Петербурге планируется к вводу в эксплуатацию 500 тыс. м2 офисных площадей – это в 3,3 раза больше, чем в первом полугодии. Дополнительный спрос на мебельную продукцию может достигнуть 5 млрд руб., считают на Первой мебельной фабрике. По данным компании, ежегодная емкость рынка офисной мебели составляет 40 млрд руб. по стране, из них 50–60% приходится на Москву и Санкт-Петербург.
Комментарии