Чтобы быть экономически эффективным, плитный завод должен ежегодно выпускать 500 тыс. м3, уверен руководитель «Калевалы». В 2018 г. его компания намерена запустить вторую очередь производства и увеличить объем выпуска OSB до 550 тыс. м3.
– В апреле этого года компания заявляла о том, что планирует инвестировать 3,2 млрд руб. в расширение производства. На каком этапе сейчас находится этот проект?
– Действительно, в настоящее время мы реализуем проект по увеличению мощности в рамках второй очереди развития нашего предприятия. Первым этапом было решено увеличить возможности нашей железнодорожной логистики. Для этого в настоящее время строится железнодорожная ветка, заходящая со станции Томицы, г. Петрозаводск, непосредственно на завод. После завершения этих работ погрузка готовой продукции в железнодорожный вагон будет происходить на складе готовой продукции нашего предприятия. Это позволит не только сократить издержки предприятия, но и увеличит скорость обслуживания клиентов. Вторым этапом в 2018 г. мы планируем реализовать расширение производства и поставить дополнительное оборудование на участке подготовки стружки и увеличить мощность по сушке. Данное расширение позволит без остановки производства выйти на мощность не менее 550 тыс. м3 готовой продукции в год.
В начале проектирования нашего предприятия в 2009 г. российский рынок OSB составлял всего 280 тыс. м3. Поэтому было решено реализовывать проект в две очереди: первая очередь производства – 300 тыс. м3, вторая – 550 тыс. м3 в год. При этом часть оборудования для работы завода на полную мощность была установлена в рамках первой очереди, а часть планировалось поставить при соответствующей ситуации на рынке. Считаем, что данное время настало, поэтому в настоящее время успешно выполняются работы по увеличению мощности нашего предприятия без остановки производства. После реализации второго этапа проекта ДОК «Калевала» будет самым крупным предприятием по выпуску OSB в РФ.

– Где будет реализовываться продукция – внутри страны или планируете и экспортные поставки?
– В настоящее время продукция продается как на внутреннем рынке, так и экспортируется за рубеж. На внутреннем рынке создана обширная дилерская сеть, и продукция реализуется через нее во все регионы страны от Северо-Западного федерального округа до Дальневосточного. Что касается экспортной деятельности, продукция отгружается в страны ближнего и дальнего зарубежья.
В будущем объем экспорта будет зависеть от того, как будет расти российский рынок, какова будет конкуренция на нем. Плита, выпускаемая нашим предприятием, может продаваться как внутри России, так и успешно поставляться на дальние расстояния. На сегодняшний день мы экспортируем примерно 10% нашей продукции и планируем увеличивать этот показатель.
– В сентябре ДОК «Калевала» начал выпуск плит OSB из березового сырья. Чем вызвано такое решение?
– Когда мы начинали строительство завода, то для сырьевого обеспечения ориентировались на хвойную древесину. Поэтому и решено было строить завод в Республике Карелия: в этом регионе ежегодный объем заготовки древесины составляет 6,7 млн м3, из которых более 80% составляют хвойные породы. Более 1 млн м3 составляет заготовка древесины лиственных пород, преимущественно березы. При этом на сегодняшний день в республике нет мощностей по переработке лиственного сырья, и примерно 800 тыс. м3 баланса березы экспортируется в соседнюю Финляндию.
Производство OSB из березы позволит перерабатывать лиственную древесину внутри региона и таким образом поддержать наших лесозаготовителей и послужит дополнительным сырьем для развития нашего завода. Поэтому перед предприятием была поставлена задача рассмотреть возможность получения плиты именно из березового сырья. Во-первых, это улучшит лесообеспечение предприятия, что актуально в связи с запуском второй очереди производства, а во-вторых, позволит создать специальный продукт высокого качества с улучшенными физико-механическими характеристиками. Нами была проведена большая работа по возможности использования березовой древесины, и она увенчалась успехом. Так что ждите хорошую экологичную плиту из Карелии, изготовленную из 100%-ной березы, как на российском рынке, так и на экспортных!
– Пришлось ли для этого корректировать технологический процесс производства и докупать дополнительное оборудование?
– Я бы не хотел вдаваться в описание тонкостей технологии, так как это ноу-хау компании. Могу сказать только, что да, нам, безусловно, пришлось корректировать технологическую цепочку.
– Чем плита, произведенная из березового сырья, отличается о плиты, произведенной по обычной технологии?
– По своим физико-механическим свойствам она превосходит существующие стандарты для плит OSB. Учитывая, что плита выпускается из древесины с применением связующего, не содержащего формальдегид, и при этом соответствует стандарту Е0, ее можно позиционировать как экоплиту. Основное ее отличие заключается в том, что наравне с хвойной плитой березовая OSB может стандартно применяться в строительстве: обшивка домов, устройство кровли и настил полов, и одновременно с этим она может использоваться для внутренней отделки зданий, мебели, интерьерных решений, так как имеет класс Е0. Плита имеет привлекательный внешний вид, у нее симпатичный розоватый оттенок и приятный запах древесины. Она соответствует как российским, так и международным стандартам. Думаю, наша новая продукция будет хорошо воспринята клиентами.
– У компании есть своя расчетная лесосека?
– Да, но она небольшая. Изначально планировалось получение расчетной лесосеки в 500 тыс. м3. К сожалению, мы не смогли в полной мере реализовать нашу концепцию лесообеспечения. Мы получили лесосеку около 90 тыс. м3, после этого еще 130 тыс. м3 и сейчас планируем добавить порядка 100 тыс. м3. Таким образом, у нас будет чуть более 300 тыс. м3 с собственной аренды, которую мы будем постепенно осваивать, что создаст условия для лучшего лесообеспечения предприятия. На сегодняшний день мы приобретаем древесное сырье у лесозаготовительных предприятий Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской обл.
– Кто ваши основные конкуренты на российском рынке?
– Это компания Kronospan, а также «Талион-Терра», которая запустила в прошлом году производство OSB в г. Торжке. Эти два предприятия также производят OSB и имеют локацию в России.
– В чем преимущество вашей продукции?
– Наша продукция изготавливается на современном оборудовании Siempelkamp. Мы выпускаем плиты класса Е1 и Е0, что делает продукцию максимально экологичной. OSB производства ДОК «Калевала» выгодно отличаются стабильными физико-механическими характеристиками. Уровень качества плит подтвержден международными сертификатами, мы получили сертификаты ISO и ЕN-300 для несущих конструкций. Как добросовестный лесопользователь, «Калевала» сертифицирован по FSC. Продукция завода достаточно высоко оценивается не только российскими, но и зарубежными партнерами.
– Компания Siempelkamp вам поставляла всю технологическую линию?
– Да. Поскольку на тот момент мы были новичками на этом рынке, то было принято решение о комплектной поставке оборудования. Проект был достаточно непростым, реализовывался он совместно с Чешским экспортным банком в рамках проектного финансирования. В качестве поставщика выбрали фирму Siempelkamp, которая занималась не только доставкой оборудования, но и оказала услуги по шеф-монтажу. Надо отметить, что, работая над нашим проектом, компания проявила гибкость и понимание. Качество оборудования и работа специалистов компании Simpelkamp заслуживают только хорошей оценки.
– С какими показателями планируете закрыть 2017 г.? Какие планы на 2018 г.?
– Проектная мощность первой очереди завода – 250 тыс. м3 в год. На сегодняшний день мы вышли на производительность в 300 тыс. м3 и можем устойчиво работать на этих объемах. Если не будет серьезных изменений, то в этом году производство и реализация у нас составят 300 тыс. м3 плит OSB, а в 2018 г. – немного больше, потому что показатели компании с каждым годом улучшаются. Общий объем реализации в 2017 г. планируется на уровне 4,5 млрд руб.
– Как вы оцениваете емкость российского рынка OSB?
– В 2016 г. емкость российского рынка OSB составила 1,15–1,2 млн м3. На конец этого года планируется увеличение до 1,3–1,4 млн м3. В 2010 г., когда мы только начинали работу, потребление на российском рынке составляло 280 тыс. м3, и оно полностью удовлетворялось за счет импорта продукции. Ежегодный рост рынка до 2015 г. был достаточно активный и составлял 25% в год. Сегодня рынок растет примерно на 12–15% в год. Это не такой большой рост, как раньше, и это логично – но все равно рост продолжается!
– Что может стимулировать увеличение спроса на OSB?
– Основной драйвер – это развитие деревянного домостроения. Сегодня, по разным оценкам, доля OSB в общем объеме строительства из древесины составляет 10–12%. В развитых странах, обеспеченных лесным ресурсом, этот показатель достигает 40%. В этом вопросе очень многое зависит от позиции государства. Сегодня Минпромторг проводит абсолютно правильную политику по поддержке деревянного домостроения: рассматривается предоставление субсидий на приобретение домов, продвигаются инициативы, связанные с увеличением этажности, в том числе разработка нормативной базы для деревянных конструкций. Внедряются программы по стимулированию применения деревянных конструкций в общественных зданиях, рассматривается возможность увеличения использования древесины в строительстве до 30%. Это один из важных показателей, который на сегодняшний день не нормируется, но это необходимо делать.
Есть еще один важный, хотя и неочевидный момент – это нормативная база в деревянном домостроении. Я приведу небольшой пример: на данный момент в структуре продаж OSB превалирует тонкая плита – 8 мм, 9 мм, 10 мм, 11 мм. При этом надо понимать, что Россия – северная страна и снеговую нагрузку на крышу в 280 кг/м2 никто не отменял. Класть на кровлю плиту толщиной 9 мм – это, мягко говоря, рискованно. В Финляндии при строительстве кровли используют плиту толщиной 18 мм. Так вот, только изменение пропорции потребления плит – снижение потребления тонкой плиты и увеличение потребления толстой плиты – увеличит объем потребления на рынке на 27%, до 1,6 млн м3. Как этого добиться – вопрос сложный и серьезный. В существующей «дорожной карте», которую поддерживает Минпромторг, есть разработка нормативов, в том числе национальный стандарт по применению деревянных конструкций – плит и несущих конструкций. Я надеюсь, что эта работа будет продолжена и наши строительные нормы будут соответствовать общемировым стандартам.На сегодняшний день рынок нашей продукции является развивающимся и основным фактором на рынке является цена. Заметна существенная тенденция на замещение нашей продукцией фанеры и пиломатериалов, которые раньше использовались при строительстве.
– В каких сегментах OSB может заменить фанеру и пиломатериалы?
– На самом деле во всех. В России продается порядка 1,5 млн м3 фанеры, в том числе хвойной. И мы можем говорить о том, что этот рынок будет уменьшаться. Дело в том, что фанера – дорогой продукт. Цена на высококачественную плиту OSB ниже, чем цена на самые низкие сорта фанеры. Однако пока есть сегменты, в которых наши плиты еще не применяются, – это упаковка. В Европе два таких завода, как наш, работают только на упаковку, у нас для этого до сих пор используют дорогостоящую фанеру.
Тормозит рост спроса на OSB недостаток информации об этом материале и отсутствие «квалифицированного потребителя». Для России это все еще новая продукция.
– В базовом сценарии развития на 2017–2018 гг. прогнозный объем потребления OSB в России превысит объемы потребления фанеры. Вы согласны с этим?
– Безусловно. Хотя пока трудно говорить, какой конкретно это будет год – 2017-й или 2018-й.
– В Стратегии развития ЛПК до 2030 г. говорится об увеличении производства плит OSB к 2030 г. до 1,6 млн м3. Насколько реальны такие цифры?
– Любой прогноз – дело неблагодарное. Я знаком с этим прогнозом, и мне кажется, что там немного неправильно оценена ситуация с точки зрения применения существующих в России факторов. Этот прогноз больше ориентирован на европейский уровень. Например, в нашей стране на сегодняшний день нет 23%-го потребления OSB в сегменте мебели и упаковки, как в западных странах. А в стратегии достаточно большая доля приходится именно на это. Нельзя применять критерии развитого европейского рынка к развивающемуся российскому. По имеющимся данным, в Европе производство плит суммарно растет на 2% в год, но там выпускают 55 млн м3 плиты OSB, MDF и так далее. Причем OSB произвели порядка 5,5 млн м3 с ростом 7% в год. А у нас почему-то говорят о том, что рост может быть только 2–3% еще и до 2030 г. Так что я не очень согласен с этим прогнозом. Тем более, учитывая государственную программу, которую планирует реализовать Минпромторг в части развития индустриального домостроения. Во всяком случае, на мой взгляд, в ближайшие 5–7 лет рынок OSB может стабильно расти от 8 до 12% ежегодно.
– Какова, на ваш взгляд, инвестиционная привлекательность сегмента OSB в России?
– Вообще вся плитная отрасль достаточно закрытая. Предприятия, входящие в те или иные объединения, исчисляются десятками, а не сотнями и тысячами, как в других отраслях. Такое положение дел связано с серьезными входными барьерами в эту отрасль: современное плитное предприятие должно выпускать минимум 250–300 тыс. м3 продукции, а лучше – 500 тыс. м3. Для этого нужны значительные капитальные вложения, которые исчисляются сотнями миллионов евро. А на сегодняшний день для российских предприятий не самые лучшие условия для получения финансирования и привлечения кредитных ресурсов. Это накладывает свой отпечаток. Помимо этого, чтобы участвовать в этом сегменте рынка, требуются многосторонние, серьезные компетенции, это касается не только производства OSB-плит, но и ДСП и MDF. Кроме того, в отличие от другой плитной продукции, OSB изготавливается из круглого леса, а потому компании, которая собирается работать в этом сегменте, требуется хорошее обеспечение лесным ресурсом. Поэтому каждый инвестиционный проект по плитному производству должен рассматриваться отдельно с учетом всех факторов, но, на мой взгляд, ввод новых мощностей по выпуску OSB может быть связан только с действующими игроками на рынке РФ.
Комментарии