До 2020 г. общее ежегодное потребление пиломатериалов в Азии может вырасти до 93 млн м3.
В Китае рост спроса на доски продолжится и составит около 4%, а в Японии, напротив, он снизится на 1%. Основным фактором, влияющим на развитие этого рынка в обеих странах, станет строительство. В первом полугодии 2017 г. японский рынок пиломатериалов оставался стабильным, и до конца года рост потребления досок не ожидается. Это обусловлено тем, что закладка новых домов и активность строительства деревянного жилья в стране уже на протяжении нескольких лет находятся на одном и том же уровне, а потому серьезных изменений на нем не происходит. Ежегодно Япония импортирует около 7,2 млн м3 пиломатериалов. До 2020 г. потребление досок в стране будет снижаться на 1%, импорт составит около 6,8 млн м3. Основные факторы, отражающиеся на состоянии рынка пиломатериалов этой страны, – стагнация строительного сектора и поддержка местных производителей. Отличительными чертами японского рынка пиломатериалов являются ориентированность на внутреннее потребление и спрос на высококачественные пиломатериалы жесткой спецификации. Эти же факторы определяют более высокую цену на продукцию, поставляемую в Японию.
Как для Японии, так и для Китая основной проблемой остается ограниченность лесных ресурсов и постоянный рост транспортных затрат. В Китае потребность в пиловочнике и пиломатериалах растет почти на 10% ежегодно на фоне значительных инвестиций в строительство и развития мебельной промышленности. В силу бурного роста в Китае востребован более широкий спектр пиломатериалов по сортам, породам и сечениям. В последнее время на фоне роста внутреннего спроса Китай значительно наращивает импорт пиломатериалов из России. В связи с ограничением объемов экспорта в Китай канадских пиломатериалов на фоне роста потребления пиломатериалов в США, увеличивается доступный рынок для российских производителей. Основные поставляемые в Китай породы древесины – сосна и ель. В 2016 г. экспорт хвойных пиломатериалов из России в Поднебесную составил 13,4 млн м3, это 54% от всего экспорта этой продукции из нашей страны. В годовом исчислении поставки всех игроков российского лесного сектора в КНР выросли на 37%, хотя в другие страны – только на 11%. У Segezha Group экспорт этой продукции в Китай за прошедший год вырос в 15 раз.
Китай, который уже давно стал крупнейшим мировым импортером всех видов лесной продукции, обладает инвестиционными ресурсами и четкой долгосрочной программой их применения как на уровне государства, так и на уровне частного бизнеса. Мощный импульс реализации возможностей синергии российского лесного комплекса и потребителей из Китая придает процесс развития инфраструктурных и производственных инвестиций в рамках программы «Один пояс – один путь», где Китай и Россия являются стратегическими партнерами. Ограниченность собственных лесных ресурсов Китая, установленные квоты на промышленную заготовку леса, полный запрет на вырубку в естественных лесах и растущий спрос со стороны рынка жилищного строительства позволяют ожидать сохранения роста спроса на импортные хвойные пиломатериалы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ежегодно Китай импортирует порядка 17,8 млн м3 пиломатериалов, а к 2020 г. объем поставок в страну увеличится на 4% и достигнет 22 млн м3. Ожидается, что к 2030 г. потребление хвойных пиломатериалов в Поднебесной вырастет в полтора раза, а импорт – более чем в два раза.
Комментарии