Выйдя на новый для себя рынок облицовочного картона, группа предприятий «Пермская ЦБК» сразу заняла на нем до 10%. Этому помогла разработка инновационной продукции с пониженной массой.
Выйдя на новый для себя рынок облицовочного картона, группа предприятий «Пермская ЦБК» сразу заняла на нем до 10%. Этому помогла разработка инновационной продукции с пониженной массой.
В 2016 г. «Пермская ЦБК» начала производство облицовочного картона для изготовления гипсокартонных плит. В реализацию этого проекта под названием «Сила картона» компания уже вложила 287 млн руб., общая сумма инвестиций в проект составит 1,565 млрд руб. После его завершения ежегодная прибыль вырастет на 660 млн руб., а налоговые отчисления – на 70 млн руб. Разработка нового вида картона началась в 2014 г. С таким заказом к компании обратилось предприятие «Гипсополимер». Ранее в России только два завода выпускали такую продукцию – санкт-петербургский «Кнауф Петроборд» и суражское ЗАО «Пролетарий».
С 2015 по 2016 г. новый вид картона прошел ряд испытаний. Сначала проводили опытно-промышленные выработки в объеме 10–20 т. Полученные результаты изучались, анализировались, вносились коррективы. Перед технологами Группа предприятий «ПЦБК» стояла задача – добиться повышенных прочностных показателей и показателя «бойлинг-тест» без увеличения массы квадратного метра. «Менеджеры компании «Гипсополимер» уже давно обращались к нам за данной продукцией, однако достичь требуемого качества не удавалось, – рассказал заместитель главного технолога Группы предприятий «ПЦБК» Андрей Авагимян. – После совместных лабораторных испытаний исследовательской лаборатории и «Технобум-2» удалось подобрать режим проклейки и получить картон, удовлетворяющий потребителя».

Для облицовочного картона, кроме показателя поверхностной впитываемости, нормируется еще один показатель – «время промокания по бойлинг-тесту», который основан на определении сквозного промокания картона на поверхности кипящей воды. Показатель впитываемости по Кобб-60 у облицовочного картона ПЦБК на уровне 18–25 г/м2, однако он не отражает эксплуатационных характеристик облицовочного картона, поэтому были проведены исследовательские и опытно-промышленные работы для повышения показателя проклейки по «бойлинг-тесту». Для решения этой проблемы на предприятии совместно с компанией «Технобум-2» были проведены исследования по режиму проклейки с целью достижения показателя «время промокания по бойлинг-тесту» на уровне 500 секунд. Целью исследований являлась разработка режима проклейки, позволяющего получать картон пониженной массы квадратного метра со свойствами, не уступающими ранее получаемому картону большей массой квадратного метра, и в дополнение к этому выдерживать показатель по «бойлинг-тесту». Для решения этих задач нужно было прежде всего подобрать расход реагентов, которые обеспечивали бы требуемый уровень проклейки, а также провести испытания облицовочного картона на основные и дополнительные показатели. «Сегодня в процессе производства мы используем поверхностную проклейку окисленным крахмальным клеем, – поделился Андрей Авагимян. – При этом мы сумели добиться значительных преимуществ: наш картон тоньше, а значит, дешевле. Также должна быть в центре внимания упаковка рулонов облицовочного картона, так как очень важно сохранить торец рулона от повреждений во время транспортировки».

Основными преимуществами нового картона являются повышенная физико-механическая прочность, в частности разрушающее усилие, и повышенная воздухопроницаемость. Эти преимущества достигнуты благодаря поверхностной проклейке окисленным крахмалом, что существенно повышает прочность картона, и благодаря специальному режиму подготовки массы, отлива и прессования, который позволяет повысить воздухопроницаемость картона. Эти факторы по сравнению с аналогами других производителей позволяют получить меньшую массу квадратного метра, тем самым в 1 т продукции больше квадратных метров по сравнению с картоном большей массоемкости. Ранее облицовочный картон выпускался массой 170 и 190 г/м2, что связано с требованиями повышенной прочности на разрыв картона и получаемых на его основе гипсокартонных плит. «На нашем предприятии картон массой 170 г/м2 заменен картоном массой 155 г/м2, а картон массой 190 г/м2 – картоном массой 170 г/м2 соответственно», – рассказал Андрей Авагимян. Кроме того, сокращаются затраты на перемещение и хранение сырья, увеличивается скорость сушки гипсовой суспензии, что способствует снижению энергозатрат на процесс производства гипсокартонных плит. При этом сохраняются высокие механические показатели готовых гипсокартонных плит и их соответствие требуемым нормам при меньшей массе картона и плит.

Для производства новой продукции установка нового оборудования не потребовалась. Весь облицовочный картон вырабатывается из 100%-ной макулатуры марки МС-5Б на бумагоделательной машине Б-2300. Основное отличие производства облицовочного картона от картона плоских слоев – в технологии, процесс и оборудование остаются прежними.

На данный момент у компании только один постоянный потребитель – пермская компания «Гипсополимер». Однако, по словам Андрея Авагимяна, потребность в продукте очень высока. «Перспективы у нового картона очень хорошие: стройматериалы на основе гипса – это растущий рынок. Сегодня мы производим примерно 10% от всего рынка, в планах увеличение мощности до доли 20%. Стратегия увеличения мощности производства облицовочного картона затронет и новых клиентов, таких как Saint-Gobain, Knauf».
В рамках приоритетного инвестиционного проекта «Сила картона» планируются строительство современной линии по переработке макулатуры и комплексная модернизация картоноделательной машины КП-06. В данный момент уже введен в эксплуатацию узел роспуска макулатуры и первичной очистки. Параллельно компания ведет разработку новых продуктов. Одна из них – упаковка со специальными свойствами под торговой маркой «Стойкий картон» (Resistance CartonBoard, RCB). Другая уникальная разработка компании – гофрокартон, обладающий разными барьерными свойствами: начиная от влагозащиты и заканчивая огнеупорным действием.
Комментарии