Причина повышения инвестиционного порога – рост цен на иностранное оборудование из-за девальвации рубля.
Министерство промышленности и торговли РФ предложило повысить до 500 млн руб. планку минимальных инвестиций для получения инвестпроектом статуса приоритетного. Сегодня для того, чтобы проект стал приоритетным и смог приобрести в аренду лесной фонд по льготному тарифу – 50% от ставки платы за лесные ресурсы, – объем инвестиций должен быть не менее 300 млн руб. Минпромторг также предложил увязать срок, на который компании предоставляется лес по льготной цене, с объемом инвестиций: не более 750 млн руб. – 3 года; от 750 млн руб. до 5 млрд руб. – 5 лет; от 5 млрд руб. до 20 млрд руб. – 7 лет; более 20 млрд руб. – 10 лет.
По словам начальника отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга Анатолия Артеева, повышение минимального объема капиталовложений обусловлено тем, что среди проектов с инвестициями менее 500 млн руб. наибольшее количество нереализуемых. «Причины этого, как правило, две – инвесторы не просчитали все возможные внешние и внутренние риски либо менеджмент не хотел в полной мере использовать постановление №419. Для таких компаний получение проектом статуса приоритетного – простой способ приобретения лесфонда, который они потом сдавали в субаренду и при этом «рисовали» отчеты. Выгоды этого очевидны – минимальные затраты и получение 300–400% прибыли», – считает Анатолий Артеев. Чтобы снизить риск невыполнения принятых инвестором обязательств, льготы по аренде лесных участков будут предоставляться только после ввода лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию.
Другая причина повышения инвестиционного порога – рост цен на иностранное оборудование. «Проблема российской лесной отрасли заключается в том, что почти все оборудование сегодня импортное, – полагает Анатолий Артеев. – Потому 300 млн руб. – это уже недостаточные инвестиции». С ним согласен и управляющий партнер «Лесной инновационной компании» Алексей Ипатов. «Увеличение порога инвестиций с 300 млн руб. до 500 млн руб. вполне оправдано. Однако с этой мерой государство, как всегда, опоздало, – считает он. – Это нужно было делать несколько лет назад, когда началась девальвация рубля. Поскольку основные инвестиции идут в оборудование, которое в большинстве случаев иностранное и приобретается за валюту».
По словам Анатолия Артеева, изначально постановление №419 было призвано стимулировать большие проекты, направленные на организацию выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а значит, и большими вложениями. Для малого бизнеса, считает эксперт, существуют другие возможности и преференции, например возврат конкурсов. «Мы не можем сделать постановление №419 всеобъемлющим, закрывающим потребности всех предприятий. Как бы мы ни старались, но всегда будет существовать конфликт интересов между малым и крупным бизнесом за ресурсы».
По мнению Алексея Ипатова, поощряться должны любые инвестиции. «Приоритетные инвестиционные проекты должны стоять особняком. Однако поддержка только крупных инвесторов может привести к ситуации, которая у нас сегодня сложилась в ритейле, где сетевые игроки выдавливают с рынка маленькие частные магазины. Небольшие предприятия также должны поддерживаться государством. Это может быть освобождение от налога на имущество до выхода производства на проектную мощность, снижение на 50% существующих ставок налога на землю и налога на прибыль, сокращение платы за проезд по системе «Платон». Сегодня есть господдержка по субсидированию кредитов для малого бизнеса, но в силу существующего законодательства она не на всех распространяется», – считает он.
С 2007 г. статус приоритетного получили 179 проектов с общим объемом инвестиций 703 млрд руб. и совокупной расчетной лесосекой 101 млн м3 . За это время исключены из перечня 56 проектов, в настоящий момент реализуется 94 проекта (282 млрд руб.). «В дальнейшем количество проектов будет сокращаться, – уверен Анатолий Артеев – а их качество – улучшаться».
Комментарии