В последние годы значение разных каналов дистрибуции в Италии и Великобритании изменилось.
В Италии и Великобритании сформировались две разные модели мебельной дистрибуции. Особенностью итальянской модели является очень большая доля продаж через мелких независимых розничных торговцев. В Италии традиционная торговля по-прежнему исключительно важна: на «независимых дистрибьюторов» приходится около 60% рынка. В целом на специализированных дистрибьюторов приходится около 90% итальянского рынка.
В британской модели мебельной дистрибуции, напротив, высока доля неспециализированных ритейлеров, благодаря достаточному количеству альтернативных каналов сбыта, таких как универмаги, сетевые магазины, электронная коммерция. Эти каналы составляют более 30% рынка Великобритании. На специализированных ритейллеров приходится «лишь» 70% – совсем немного в сравнении с другими странами Европы.
В последние годы значение разных каналов дистрибуции в обеих странах изменилось. В Италии последние семь лет были одними из самых тяжелых периодов для продаж мебели на внутреннем рынке. Специализированные каналы в основном остались без изменения (90%). Но эта стабильность скрывает серьезные изменения внутри категории: совокупная рыночная доля торговых сетей, специализирующихся на мебели для дома, выросла, тогда как доля маленьких независимых магазинов постоянно снижалась, потеряв 6 п.п. всего за шесть лет (с 66% в 2010 г. до 60% – в 2015 г.) Ценовая конкуренция со стороны крупных дистрибьютеров была жесткой для «традиционных» продавцов, особенно в годы после финансового кризиса, когда семьям пришлось затягивать пояса. Для независимых розничных торговцев в высоком ценовом сегменте ситуация была не такой суровой. Доля неспециализированных каналов осталась стабильной – около 7%. Продажи мебели для дома в магазинах «Сделай сам» и крупных универмагах в Италии практически ничтожны – 1,5% от общего объема продаж. Интернет-продажи стремительно растут, хотя по-прежнему занимают малозаметную долю рынка.

В Великобритании «неспециализированные» ритейлеры сохранили свою долю рынка, но внутри этой категории нарастила свою долю электронная торговля. Она достигла самого высокого уровня среди европейских стран. В последние годы произошло изменение поведения потребителей в процессе поиска, покупки и получения товаров. Смена потребительских привычек, поддерживаемая быстрым развитием технологий оказала существенное влияние на розничный рынок Великобритании и изменила конкурентную среду. Теперь потребители могут изучать товары и отзывы, сравнивать цены и заказывать товары онлайн из дома или «на ходу» с мобильных устройств.
Онлайн-торговля стремительно растет, и хотя мебель не входит в число товаров с наибольшей долей продаж через Интернет, эксперты ожидают, что торговля в Сети в ближайшие годы будет расти. С другой стороны, уже в этом году интернет-ритейлеры планируют открыть оффлайновые розничные магазины. Многоканальность может стать концепцией магазина будущего.
Комментарии