Максим Прохоров: "Инвестиции в автоматизацию логистических процессов окупаются за два года".
Производственные предприятия часто фокусируются на двух аспектах своей деятельности – это само производство продукции и ее сбыт. Однако в большинстве случаев сделку по продаже можно считать законченной только после доставки товара покупателю. А это означает, что все логистические процессы влияют на затраты – как временные, так и финансовые – предприятия. И если вопросы повышения эффективности производства и сбыта на предприятиях решаются в первую очередь, то оптимизация логистических процессов – это задача еще не решенная у многих компаний. Решить проблемы оптимизации логистических процессов поможет автоматизация.
Все процессы в логистике зависят от сложности и разветвленности логистической сети предприятия. В общем случае важными вопросами являются: используется один склад продукции или продукция доставляется через промежуточные логистические склады; задействован собственный транспорт или привлекаются транспортные компании; какие виды транспорта используются – автомобильный, ж/д или водный; отгрузка ведется по России или на экспорт.
Как правило, в лесопромышленном комплексе доставка продукции покупателям на территории РФ осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Для доставки зарубежным покупателям дополнительно применяют водный транспорт, в связи с невозможностью доставить груз иным способом и по причине его экономической эффективности.
Автоматизация логистики позволяет решить проблемы коммуникаций внутри предприятия, а также с посредниками (владельцами транспорта, транспортными компаниями).
Внутри предприятия важно взаимодействие отдела логистики и производственников. Эффект от автоматизации у производственников проявляется в том, что, владея информацией о точной дате и времени отгрузки продукции, они могут сформировать план загрузки предприятия. А логист, получив всю необходимую информацию – дату формирования партии товара к отгрузке, условия отгрузки, требования к транспорту и прочие условия, прописанные в договоре поставки, начинает работу по разработке оптимальной схемы отгрузки. Вся информация фиксируется в системе, что впоследствии позволяет заранее планировать подготовку к отгрузке и детально рассчитывать стоимость доставки каждой отдельной партии.
Себестоимость продукта включает в себя, помимо производственных, логистические затраты, которыми можно управлять. Планирование отгрузки заблаговременно позволяет выбрать наиболее оптимальные условия и схему отгрузки по срокам и стоимости. Именно поэтому автоматизация снижает расходы на доставку, соответственно уменьшая итоговую себестоимость продукции.
Еще одно преимущество автоматизации – это сокращение времени согласования этапов доставки. Порой процесс согласования может занимать несколько недель. За счет того что все пользователи работают в одной системе, согласование способа и деталей доставки решается быстрее, потому что руководство оперативно может посмотреть необходимые отчеты и документы для принятия решения. Поэтому буквально за пару часов можно организовать доставку грузов, что важно для покупателя.
При мультимодальных перевозках, когда продукция доставляется несколькими видами транспорта, возрастает количество участников процесса: логисты предприятия, представители РЖД, автоперевозчики, порт, таможня и т.д. В данном случае нужно соединить все этапы доставки таким образом, чтобы время отгрузки было минимизировано. Поэтому вопросы согласования доставки, отслеживания местоположения груза, контроля взаиморасчетов с контрагентами, обмена документами сложно решить без автоматизации.
Например, некоторые системы для автоматизации логистики поддерживают интеграцию с ЭТРАН – системой, с которой работает РЖД. Заявки на перевозку и сопроводительные документы могут оформляться прямо в своей системе и автоматически поступать в ЭТРАН, что позволяет сэкономить время и трудозатраты персонала.
Стоимость затрат на автоматизацию зависит от множества факторов. Для простого расчета можно использовать такой параметр, как мощность предприятия. Если компания ежегодно производит 100–200 тыс. м3 пиломатериалов, использует только автотранспорт, имеет в штате одного логиста, то затраты на автоматизацию могут быть минимальны – порядка 100 тыс. руб. В эту сумму войдут: программный продукт, консультационные услуги и обучение.
Предприятию средней мощности – 300–500 тыс. м3 пиломатериалов в год, в котором трудится штат логистов, используется автомобильный и железнодорожный транспорт и предъявляются серьезные требования к автоматизации, – проект обойдется в среднем в 1–2 млн руб.
У холдинга, имеющего разветвленную сеть доставки и использующего мультимодальные перевозки, затраты могут достигать 4 млн руб. Рассматривая такие вложения, компания должна понимать, какой эффект она получит, вкладывая миллионы в автоматизацию логистики. Логистические затраты включают в себя потери компании от простоя транспорта. В договоре прописывают время, которое машина или ж/д вагон стоит в ожидании погрузки, и штрафные санкции в случае его превышения. Часто возникают ситуации, когда из-за продолжительной погрузки или неготовности партии товара на компанию налагались весьма ощутимые штрафы. Организовав отгрузку по готовности производства, компания может минимизировать эти затраты благодаря оперативному получению данных об отправке транспорта. Так, на примере одного из предприятий, штрафы за несвоевременную доставку груза клиенту были порядка 50 тыс. руб. в месяц, что составляло 600 тыс. руб. в год. В свою очередь, автоматизация логистических процессов позволяет уменьшить количество штрафов минимум в два раза. Таким образом, только на сокращении штрафов компания экономила 300 тыс. руб. в год.
К тому же автоматизация позволит сократить количество участников логистического процесса и снизить расходы на персонал. Сокращение штата компании на одного сотрудника при средней заработной плате 40 тыс. руб., учитывая налоги на персонал, сэкономит около 0,5 млн руб. в год.
Автоматизация логистики существенно влияет на многие процессы на предприятии. Помимо ускорения оформления документов, упрощения передачи документов другим организациям и контрагентам, сокращения персонала, важным фактором станет уменьшение себестоимости продукции и повышение лояльности клиентов. Таким образом, 1 млн руб., вложенный компанией в автоматизацию логистических процессов, может окупиться за один-два года.
Elena Kolesnikova 03.12.16 06:24
Статья ни о чем! Где экономия то?