Интервью генерального директора ЦБК "Волга" Дмитрия Донченко

Своим главным решением в должности генерального директора комбината «Волга» Дмитрий Донченко считает приобретение Нижегородской ГРЭС. Это позволило контролировать 40% себестоимости производства газетной бумаги.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Своим главным решением в должности генерального директора комбината «Волга» Дмитрий Донченко считает приобретение Нижегородской ГРЭС. Это позволило контролировать 40% себестоимости производства газетной бумаги.

– Как вы оцениваете спрос на газетную бумагу на российском рынке и в мире?

– Рынок падает. Но у «Волги» проблем со сбытом нет – заказы на газетную бумагу расписаны до конца мая. Доля компании на российском рынке газетной бумаги составляет порядка 30%, и увеличивать ее мы не собираемся. Спрос на нашу продукцию растет за счет экспорта, а не за счет внутренних поставок. В России мы работаем с постоянными клиентами, с которыми заключены долгосрочные контракты. Что касается экспортных рынков, то там ситуация постоянно меняется. Одни рынки падают, другие, наоборот, растут. В Европе спрос на газетную бумагу падает. Хороший спрос в развивающихся странах. Сегодня растет рынок Индии, Пакистана. Также мы поставляем продукцию в Африку.

– Какие существуют отличия российского рынка газетной бумаги от европейского, американского или азиатского?

– Российский рынок более расписанный. Понятно, сколько каждый месяц будет продаваться. В западных странах мы торгуем в основном на спотовых рынках, по разовым контрактам.


Организации

– Как отразилась на деятельности комбината девальвация рубля?

– Поскольку «Волга» – экспортно ориентированное предприятие и большую часть выручки получает в валюте, то девальвация рубля отразилась на комбинате положительно. Мы смогли выровнять свои финансовые потоки.

– Чем вызван иск о банкротстве комбината?

– За предыдущие годы мы получили большие убытки из-за роста тарифа на транспортировку электроэнергии, пока не перешли на использование собственного энергетического комплекса (НиГРЭС). Мы неоднократно предлагали сетевой компании реструктуризировать накопленную задолженность, отложить на какое-то время выплаты, чтобы у комбината была возможность зарабатывать деньги. Они на это не пошли и начали исполнительное производство. У комбината арестовали счета, и мы были вынуждены подать на банкротство, чтобы предприятие продолжило работу, смогло выплачивать зарплату, выполнять обязательства перед другими кредиторами. Но мы не планируем закрывать комбинат. Все действия направлены на то, чтобы он продолжал работать. В судебном порядке нам удалось получить рассрочку на два года по выплате долга за 2014 г.

Продолжим и дальше защищать интересы компании в судебных спорах с сетевой компанией. Будем погашать задолженность в определенном судом порядке, если компания, занимающаяся транспортировкой энергии, не продолжит давить на нас дополнительными исками, которые считаем необоснованными. Суть их в том, что за 2015 г. за передачу электроэнергии между генератором и распределительным устройством НиГРЭС, которые находятся в 900 м друг от друга, нам выставили счета на 550 млн руб. Чтобы решить эту проблему, мы были вынуждены построить собственную ЛЭП, строительство которой обошлось всего в 50 млн руб.

– Вы сами заготавливаете сырье?

– У комбината нет своей лесосеки. У нас заключены долгосрочные контракты с поставщиками леса, которые регулярно поставляют нам сырье в нужном объеме – это порядка 60 тыс. м3 древесины в месяц. Так что нехватки сырья мы не ощущаем.

Развивать собственную заготовку мы не планируем, поскольку находимся достаточно далеко от лесных регионов. Пусть этим занимаются профессионалы. Мы умеем производить бумагу, а теперь еще и электричество.

– Как давно вы работаете в компании?

– Комбинат я возглавляю с сентября 2014 г. До этого в течение полугода был заместителем гендиректора по финансам и экономике, ранее на протяжении двух лет был членом совета директоров «Волги».

– Какие ваши решения в должности генерального директора вы считаете наиболее важными?

– Одно из важных решений, которое было мною принято, – это приобретение Нижегородской ГРЭС (НиГРЭС) для обеспечения комбината собственной электроэнергией, поскольку при производстве газетной бумаги 40% себестоимости – это электроэнергия. Сумма сделки составила порядка 800 млн руб. Рост тарифов на транспортировку электроэнергии в Нижегородской обл. за последние пять лет составил 330%, в связи с чем производство стало нерентабельным. Так что без приобретения Нижегородской ГРЭС комбинат просто не смог бы работать. Кстати, за реализацию этого инвестпроекта компания была отмечена наградой в региональном конкурсе «Инвестиционный проект года – 2014» в сфере промышленного производства.

– Какие решения были самыми трудными?

– Наверное, сокращение производства, которое мы провели в 2015 г. Мы были вынуждены пойти на это из-за того, что электричества, производящегося нашим энергетическим комплексом (НиГРЭС), хватало на работу только половины мощностей комбината. Поэтому нам пришлось остановить три бумагоделательные машины и полностью перейти на собственную генерацию энергии. В результате было сокращено 700 человек. На сегодняшний день штат комбината составляет 1700 человек.

Конечно, люди были расстроены. Но при этом они понимали, почему мы были вынуждены это сделать – нужно было сохранить градообразующее предприятие, которое обеспечивает весь район коммунальными услугами. Ведь «Волга» является поставщиком тепла, горячей и холодной воды, водоотведения по всей Балахне и Балахнинскому р-ну. Благодаря принятым мерам удалось вернуть предприятие в рентабельную зону и зафиксировать во втором полугодии 2015 г. устойчивую тенденцию увеличения прибыли, тем самым подтвердить правильность принятых мер.

– Какие цели ставили перед вами акционеры на 2015 г.?

– В планах на 2015 г. были поставлены задачи сохранить производство и сделать его рентабельным. Эти цели были достигнуты. По итогам 2015 г. мы получили прибыль в 100 млн руб. В 2016 г. мы планируем приступить к модернизации производства и его расширению. В июле начнется строительство цеха по подготовке термомеханической массы для увеличения производства бумаги. Инвестиции в этот проект составят 2,5 млрд руб. Окупаемость проекта – 2,5 г. Сначала будет выпускаться газетная бумага, поскольку для этого у комбината есть все необходимое оборудование. Параллельно будут готовиться мероприятия для апгрейда части бумагоделательных машин и перевода их на выпуск легкомелованной бумаги. Сегодня большая часть этой продукции импортируется. Мы считаем, что сможем занять большую часть этого рынка в России. Планируем производить 100 тыс. т в год. Вся легкомелованная бумага будет реализовываться только на внутреннем рынке.

– Какие еще компании в России производят легкомелованную бумагу?

– Такую бумагу выпускает ЦБК «Кама», но у них небольшие мощности и все заказы на текущий момент расписаны. Спрос на легкомелованную бумагу существенно превышает предложение со стороны «Камы». Потребление легкомелованной бумаги в России составляет 200 тыс. т в год. Мы намерены занять 50% российского рынка легкомелованной бумаги, так как цена на нее будет ниже, чем у импортной бумаги, а по качеству, надеюсь, мы не уступим. При этом комбинат не будет полностью переходить с выпуска газетной бумаги на легкомелованную. Сегодня «Волга» производит порядка 230 тыс. т газетной бумаги. И в ближайшее время сокращать объем выпуска этой продукции мы не намерены.

Спрос на нашу бумагу есть и в России, и за рубежом – на внутренний рынок приходится 30% произведенной комбинатом газетной бумаги, а на экспорт – 70%. В прошлом году мы изменили технологию производства газетной бумаги, благодаря чему ее качество возросло, и теперь мы можем конкурировать с ведущими европейскими производителями.

– В чем заключалось изменение технологии?

– Раньше газетная бумага производилась из смеси целлюлозы, древесной массы и термомеханической массы. С апреля прошлого года мы перешли на изготовление бумаги только из термомеханической массы. Благодаря этому бумага стала более крепкая, улучшились ее механические свойства. Кроме того, удалось устранить пылимость, так как ушла мелкая фракция. Это очень хорошо для типографий, потому что не пачкаются станки. Мы смогли увеличить длину рулона до величины рулонов западных производителей. Так что теперь газетная бумага у нас лучшая в России, и мы стоим в одном ряду с западными производителями.

При этом инвестиции были минимальные – все оборудование перенастроили своими силами, которыми располагает предприятие.

– Как переход на новую технологию отразился на стоимости продукции?

– Это позволило нам увеличить экспортную цену на газетную бумагу на $30. На внутреннем рынке мы вынуждены были поднять цены на 8% в 2015 г. и на столько же – в начале 2016 г. Пока мы не планируем повышения цен, зафиксируем их на существующем уровне до конца 2016 г.

– Каковы конкурентные позиции компании?

– Высокое качество бумаги и хорошо отработанная логистика. Благодаря тому что комбинат расположен в центре России, нам легко поставлять продукцию в Европу наземным транспортом.Наше слабое место – высокая стоимость транспортировки электроэнергии. У наших конкурентов тариф на транспортировку электроэнергии в два раза ниже, чем у нас. Они за транспортировку 1 мегаватта платят 500 тыс. руб., а мы – около 1 млн руб. Учитывая, что стоимость энергии в себестоимости продукции доходит до 40%, конкурировать становится сложно.

Почему возникает такая ситуация – это уже вопрос к местным регуляторам, которые устанавливают тариф на передачу электроэнергии в областях и контролируют его. Вообще Нижегородская обл. отличается тем, что здесь тарифы на транспортировку электроэнергии в 2–3 раза выше, чем в соседних субъектах. Если говорить о генерации, то она стоит у всех одинаково. Там вполне конкурентная среда и адекватные цены.

– Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность российской ЦБП?

– Думаю, что она достаточно высока. У страны хорошие запасы леса. Единственное, что может останавливать, – это то, что инвесторам параллельно со строительством ЦБК придется создавать свою электростанцию, чтобы избежать проблем с самообеспечением электроэнергией, так как затраты на нее в себестоимости продукции достаточно высоки.

Растут тарифы на транспортировку электроэнергии, железнодорожные тарифы, цены на основное сырье. Все это отражается на конечной стоимости продукции. Ведь невозможно постоянно работать в убыток. Можно год работать в убыток, потом выйти в ноль. Но если не будет никакой прибыли, не на что будет развивать предприятие. А у компании, которая не развивается, – нет будущего!

– Какие действия государства могли бы стимулировать развитие отрасли?

– Необходимы кредиты по разумным ставкам. Субсидирование процентной ставки должно быть по кредитам, направленным на развитие производства. Также нужна тарифная политика, которая позволит выровнять стоимость электроэнергии во всех областях. В этом случае ЦБК будут находиться в равных условиях и смогут нормально конкурировать.

– Каким вы видите комбинат через пять лет?

– Надеюсь, мы увеличим объем производства на 100 тыс. т в год, за счет выпуска легкомелованной бумаги. Также планируем запустить цех по выпуску легкомелованного картона годовой мощностью 50 тыс. т. Такой картон применяется для упаковки лекарств. В России он не производится, а потому свою продукцию мы будем поставлять только на внутренний рынок.

Биография:

Дмитрий Донченко родился в 1968 г. Окончил Московский энергетический институт. Опыт работы на руководящих должностях составляет более десяти лет.

В 2014 г. Дмитрий Донченко назначен на должность генерального директора ОАО «Волга». До этого занимал должность заместителя генерального по финансам и экономике. С 2013 г. – член совета директоров ОАО «Волга».

Справка о компании:

ЦБК «Волга» был основан в 1925 г. и специализируется на производстве газетной бумаги из 100%-ной термомеханической массы. Строительство ЦБК «Волга» началось в 1925 г., уже через три года, в 1928 г., была запущена первая бумагоделательная машина. В 1977 г. комбинату был присвоен государственный знак качества. В 1991 г. предприятие было реформировано и создано ОАО «Волга» с привлечением иностранного капитала. Акционером комбината стала кипрская компания News print. С 2002 г. комбинат приступил к сертификации своих поставщиков леса на соответствие международным экологическим стандартам FSC.

В 2015 г. объем выпуска газетной бумаги составил 318,6 тыс. т. Комбинат поставляет продукцию в 76 стран мира. В компании работает 1700 человек.

Тема этой статьи Стратегии

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры