Лесной отрасли не хватает специалистов

Причины - неудачное реформирование вузов, незаинтересованность лесопромышленных компаний в разработке образовательных программ и возросшая нагрузка на преподавателей.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Причины - неудачное реформирование вузов, незаинтересованность лесопромышленных компаний в разработке образовательных программ и возросшая нагрузка на преподавателей.

С внедрением добровольной лесной сертификации расширились и ужесточились экологические требования к лесозаготовительному производству. Из-за этого учебные планы вузов по подготовке лесозаготовителей нуждаются в пересмотре и корректировке – необходимо расширить дисциплины лесохозяйственного и экологического профилей. Однако в результате реформирования высшего профессионального образования подготовку лесоинженеров совместили с направлением переработки древесины. При этом лесоинженер гораздо ближе к специалисту лесного хозяйства – у них одно поле деятельности, одна терминология и нормативные документы (Лесной кодекс, Правила заготовки древесины, Правила лесовосстановления и т.д.), но разные работодатели. Тогда как у лесоинженеров и деревообработчиков разные нормативные документы, работодатели. Различается даже терминология – для лесозаготовителей сухая (транспортная) влажность древесины составляет 20–25%, а у деревообработчиков древесина считается сухой при влажности 5%. Соединение лесозаготовителей и деревообработчиков в одну образовательную программу было сделано людьми, не разбирающимися в структуре отрасли.


Организации

Сегодня, с одной стороны, вузы ежегодно выпускают сотни молодых специалистов, с другой стороны, на производстве их трудно найти. Кроме того, по мнению лесопромышленников, выпускники оказываются не подготовлены к работе на производстве. И виноваты в этом не только вузы. Компании принимают мало участия в подготовке образовательных стандартов. А без участия предприятий, в том числе в плане оснащения лабораторий вузов современными специализированными компьютерными программами, которые используются на предприятиях, учебный процесс не будет соответствовать требованиям лесопромышленных компаний.

Факторы, обуславливающие нехватку кадров в лесной отрасли

: • Неудачное реформирование вузов • Незаинтересованность компаний в подготовке образовательного стандарта • Преподаватели не могут посещать лесозаготовительные предприятия • Увеличение в 2,5 раза нормативной нагрузки на преподавателей • Отсутствие образовательных программ по переработке низкотоварной древесины и древесных отходов Представители отраслевых научных и промышленных предприятий в учебном процессе участия почти не принимают. И хотя иногда они соглашаются поучаствовать в актуализации образовательных программ, требующихся им направлений, но дальше слов дело не идет. Вузам же трудно определить, какими знаниями должны обладать выпускники, чтобы сразу включиться в производственный процесс. При этом возможности посещать лесозаготовительные предприятия, чтобы скорректировать образовательную программу, у преподавателей зачастую нет. Компании же, в свою очередь, не готовы оплатить дорогу и проживание преподавателя, например по технологии и машинам лесосечных работ, для актуализации программы. Решить эту проблему может передача полномочий по управлению подготовки образовательных программ руководителям, чей авторитет подтвержден наукометрическими показателями (индекс Хирша), участием в работе диссертационных советов сторонних организаций и экспертных сообществах. На Лесоинженерном факультете СПбГЛТУ свыше семи лет проводят занятия со студентами представители фирм Stihl (Германия), Oregon (США), Husqvarna (Швеция), John Deere (США), Bruks (Германия), «ЭкоВуд», и это дает хорошие результаты. Компании помогают в оснащении учебного процесса наглядными пособиями и актуальной информацией по передовым разработкам машин и оборудования для ЛПК. Однако при выдвижении требований к образовательным программам представителями предприятий отрасли не учитывается ряд факторов, касающихся как общих проблем, так и специфики лесозаготовительного производства. Во-первых, большая часть сотрудников компаний не способна провести полноценное занятие продолжительностью два академических часа, так как в работе с аудиторией есть своя специфика. Стили общения на рабочих планерках, к которым привыкли производственники, и в аудитории со студентами сильно отличаются. Кроме этого, зачастую у представителей бизнеса нет ученых степеней и званий, поэтому оплата их труда минимальна – на уровне ассистента. Впрочем, и эту оплату они по большей части получают формально. Это связано с тем, что сложно упросить представителя бизнес-сообщества хотя бы подготовить все необходимые документы для официального оформления на преподавательскую должность. В результате во многих вузах представители отраслевых предприятий оформляются только на бумаге, а занятия за них ведут штатные преподаватели. Представителям компаний мешает приезжать в вузы еще и то обстоятельство, что лесозаготовительные предприятия удалены от городов, в которых расположены лесные вузы. За последние годы нормативная нагрузка на преподавателя увеличилась в 2,5 раза, и это при невозможности отчисления студентов за неуспеваемость и падении качества школьной подготовки. При этом в образовательном процессе увеличивается бумагооборот – преподаватели вынуждены тратить много рабочего времени на подготовку огромного количества бумаг, требующих в дальнейшем сложного и длительного согласования в отделах и управлениях вуза. Все это снижает мотивацию преподавателей к совершенствованию учебного процесса. Проблема подготовки кадров для лесозаготовительных предприятий состоит еще и в том, что они мало востребованы на управляющих должностях в отраслевых предприятиях. При этом должности, предусматривающие принятие ответственных управленческих решений, занимают люди без профильного образования. Еще одна проблема заключается в том, что сегодня вузы выпускают бакалавров и магистров, тогда как на предприятиях все должностные инструкции написаны для людей с квалификацией «инженер». Получается, что бакалавр – еще не инженер, магистр – больше, чем инженер, но отличается по компетенциям от ранее выпускаемых специалистов далеко не в лучшую сторону. Исправить ситуацию поможет возрождение в вузах практики подготовки инженеров-технологов по специальности «лесоинженерное дело». Лесной инженер, способный принимать необходимые решения с экономической и экологической точек зрения, знающий требования нормативных документов, умеющий выбирать оборудование и технологические процессы и виды готовой продукции, исходя из складывающейся конъюнктуры, будет востребован на лесозаготовительных предприятиях. Сегодня серьезной проблемой на нижних складах является отсутствие эффективной переработки низкотоварной древесины и древесных отходов. Если на крупных и средних деревообрабатывающих предприятиях они используются как топливо, то на многих нижних складах древесные отходы и невостребованные лесоматериалы скапливаются годами. Решить проблему позволит создание в рамках направления «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» профиля «Экологическая безопасность лесозаготовительного производства», где следует предусмотреть изучение дисциплин, связанных с переработкой низкотоварной древесины и древесных отходов, заготовкой и переработкой недревесной продукции леса, технологическими процессами и системами машин для лесовосстановительных работ, энергетическим использованием древесного сырья, воздействием на лесные экосистемы лесозаготовительного производства, а также других видов использования лесов, включая рекреационное, экологическую сертификацию процессов производства и выпускаемой продукции. Специалисты такого профиля будут востребованы на лесопромышленных предприятиях и в ресурсодобывающих компаниях, поскольку зачастую места добычи расположены в землях лесного фонда, а потому компаниям приходится решать вопросы, касающиеся вырубки лесов и рекультивации нарушенных лесных земель. Такие специалисты нужны и энергетикам при строительстве трасс ЛЭП, трубопроводов, объектов гидроэнергетики. Остро стоит вопрос рекультивации нарушенных лесных земель после выработки карьеров, в лесах с повышенной антропогенной нагрузкой, из-за несанкционированных свалок мусора. Решать эти вопросы должны профессионалы, разбирающиеся в лесопользовании и знающие пути преодоления возникающих при этом экологических проблем.
Тема этой статьи Персонал

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры