Производство OSB увеличивается

По оценкам Европейской федерации древесных плит, за девять месяцев 2005 года производство плит ДСП в Европе сократилось на 2%, а спрос на плиты – на 5%. Выпуск плит MDF за этот период вырос на 3%, экспорт – на 5%, внутренний спрос упал на 5%. Производство OSB выросло на 3%, эти плиты пока остаются самым быстро растущим сегментом европейского рынка плит. Основной движущей силой роста стал экспорт, особенно в Северную Америку: он поднялся на 11%. Вместе с тем рост затрат продолжает негативно влиять на результаты работы европейских производителей.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

В США в 2005 году на рынке OSB сформировались благоприятные условия из-за активного строительства новых домов. Кроме того, после урагана Катарина цены на OSB взлетели до $413. По оценкам Engineered Wood Association, в ближайшие несколько лет для восстановления приблизительно 350 тыс домов в США потребуется около 4,6 млрд кв футов композитных плит, что составляет около 15% годового производства плит в стране.


Организации

Экспорт в США поддержал Европу

В Европе общее ослабление экономики негативно влияло на результаты плитных компаний. Цены на плиты OSB во втором квартале были ниже, чем в первом. Кроме того, цены на смолы и электроэнергию поднялись выше, чем ожидали некоторые производители: цены выросли на 35% и 33% относительно уровня второго квартала 2004 года. Во втором квартале цены на OSB в Европе упали на 7% относительно уровня предыдущего квартала.

В первом полугодии 2005 года продажи португальской компании Sonae Industria в Германии выросли на 0,7%, а в Великобритании и Франции упали на 8,5% и 5,7% соответственно. В этот период производители испытывали рост переменных затрат, в первую очередь, из-за высоких цен на нефть и производные из нее смолы. В течение первого полугодия 2005 года цены на смолы выросли на 20% относительно цен первого полугодия 2004 года. В целом средние цены на древесностружечные плиты в первом квартале выросли на 0,7%. Однако с марта сформировалась тенденция снижения цен на плиты OSB. Продажи плит OSB в первом полугодии упали на 7%, а продажи плит ДСП и MDF выросли на 6,5% и 4% соответственно.

В течение первого полугодия загрузка производственных мощностей Sonae Industria достигла в среднем 91% (+1% к соответствующему показателю 2004 года, см. График 1), основной прирост загрузки пришелся на производства плит MDF и OSB – 4 и 5 процентных пунктов соответственно.

В течение первых шести месяцев 2005 года потребительский спрос на плиты ДСП и MDF был ниже, чем в первом полугодии 2004 года (График 2). Тем не менее продажи компании Glunz (дочернее предприятие Sonae Industria в Германии) выросли на 2% относительно продаж предыдущего года, несмотря на снижение цен на плиты OSB, так как слабые продажи OSB в Германии были более чем компенсированы ростом экспорта на рынки США. Все заводы компании в Германии работали на полную мощность, и суммарно производство OSB плит выросло на 1,9% относительно 2004 года. Вместе с ростом расходов на сырье в Германии росли и цены на древесные плиты. Однако финансовые результаты заводов были хуже, чем в первом полугодии 2004 года.

Экономика Великобритании в первом полугодии текущего года росла медленнее, чем год назад.

В 2005 году спрос на плиты OSB в Великобритании немного улучшился, в основном благодаря росту экспорта плит в США. Однако цены на плиты в течение года снижались, и к концу года производители стали думать о повышении цен. Продажи Sonae Industria за 6 месяцев 2005 года в Великобритании упали на 9%, хотя цены выросли.

В третьем квартале цены на MDF и OSB в Европе снизились. А объем продаж Sonae Industria в этот период остался на уровне третьего квартала предыдущего года. Во Франции цены на OSB немного снизились, а низкие продажи в Германии, как и в предыдущие месяцы, компенсировались экспортными поставками.

Прибыль компании Norbord Inc. за девять месяцев 2005 года составила $196 млн по сравнению с $285 млн за девять месяцев 2004 года. «Эти результаты соответствуют нашим ожиданиям, – отметил генеральный директор Norbord Барри Шайнтон. – В дальнейшем мы прогнозируем рост прибыли за счет снижения затрат и роста цен на плиты OSB в США». Norbord – один из крупнейших производителей плит OSB, мощность 16 заводов компании позволяет ежегодно выпускать 4,3 млрд кв. футов плит. Треть производств компании Norbord находится в Европе. В третьем квартале Norbord увеличила производство OSB на 3%. А с учетом приобретения бельгийской компании Genk и 50% компании Bemidji (Миннесота, США) производство в третьем квартале выросло на 8%, а за девять месяцев 2005 года – на 13%, относительно соответствующего показателя 2004 года. В третьем квартале компания Norbord продавала OSB в континентальной Европе по цене 205 евро за кубометр, а в Великобритании – 130 фунтов за кубометр (Таблица 1).

Строительство в странах континентальной Европы, особенно в Германии, было вялым. Это обуславливалось высокими ценами на нефть, укреплением евро, высоким уровнем безработицы, который в Германии достиг 12%. В Великобритании цены на дома не выросли, и, по прогнозам Norboard, общий рост цен в 2005 году составит всего 3% по сравнению с 17% в 2004 году. Розничные продажи в стране упали на 1,5%, что негативно повлияло на продажи кухонных комплектов.

В 2006 году цены на OSB в США могут резко упасть В Северной Америке, как и во многих других потребляющих древесину регионах, ключевой движущей силой спроса на древесные плиты является индивидуальное жилищное строительство. Строительство новых домов формирует более половины спроса на древесные плиты в Северной Америке. В 2004 году США и Канада суммарно потребили около 23,3 млрд кв футов плит, включая 17 млрд кв м OSB и 6,3 млрд кв футов фанеры.

Для строительства современного дома в США требуется около 12 тыс кв футов древесных плит и 5,5 тыс погонных футов пиломатериалов. Дома в США становятся все больше и все дороже. Если количество построенных в США новых домов в 2004 году выросло на 5,4%, то их стоимость поднялась на 10,3%.

Строительство новых домов в США в первой половине 2005 года поднялось на рекордный уровень до 2,06 млн единиц (График 3). Несмотря на то, что в августе продажи односемейных домов немного снизились, продажи существующих домов остаются высокими. В третьем квартале 2005 года продажи уже построенных домов, которые являются движущей силой нового строительства, превысили 2 млн единиц.

Тем не менее аналитики стали говорить, что на рынке домов США уже наметилось затоваривание. Вместе с ростом процентных ставок возможности многих потенциальных покупателей, особенно покупающих дом впервые, стали снижаться. Хотя в настоящее время рано говорить об общем спаде на всем рынке домостроения США, некоторые региональные рынки перегреты, и здесь может начаться коррекция.

Из-за высокой активности в начале прошлого года в 2005 году рынок должен подняться на уровень. Существуют также прогнозы, что рынок по итогам четвертого квартала составит лишь 1,88 млн домов (в годовом исчислении). В 2006 году снижение рынка, возможно, продолжится, и в четвертом квартале он опустится до 1,75 млн домов. Это на 15,9% ниже максимального значения, достигнутого в первом квартале 2005 года – 2,08 млн домов.

В то же время спад в строительстве новых домов в США будет смягчен за счет роста размеров домов. Несмотря на прогнозируемый спад рынка в 2006 году в единицах новых домов на 10%, стоимость домов в 2006 году вырастет на 2,2%. В ближайшую декаду прогнозируется, что будет начато строительство 21 млн домов по сравнению с 18 млн домов – в 1990-х годах. Это увеличит спрос на древесные плиты на 35 млрд кв футов, или ежегодно на 4,5 млрд кв футов больше, чем в течение 1990-х годов.

Североамериканские производители древесных плит, в основном производители OSB, уже приступили к расширению производства (Таблица 2). Некоторые компании планируют приступить к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью. В 2005 году в Северной Америке было объявлено о новых проектах по вводу дополнительных производственных мощностей на восьми предприятиях. Если все эти проекты будут реализованы, то к 2008 году производственные мощности увеличатся на 8 млрд кв футов. Вместе с этим быстро растет и импорт хвойной фанеры и OSB. В прошлом году импорт составил 1,89 млрд кв футов, или 4% всего рынка Северной Америки. Предполагается, что до 2010 года он достигнет отметки 2,4 млрд кв футов.

Большая часть проектов по расширению производства запланирована на юге США. По мнению аналитиков, рынку будет непросто «съесть» дополнительную продукцию, даже если в 2007 году рост возобновиться. Из-за роста поставок и снижения спроса аналитики ожидают, что цены на OSB упадут с достигнутых к середине 2005 года уровней. Некоторые аналитики даже полагают, что в 2006 году цены на OSB упадут до уровня затрат. По мнению экспертов, ряд объявленных проектов расширения производства не реализуются или отложатся. К 2007 году некоторые небольшие фанерные комбинаты в США будут находиться на грани выживания, а старые заводы по производству OSB могут быть закрыты.

Сектор древесных плит в Северной Америке считают высоко рискованным. Из-за больших инвестиций в производственные мощности в отрасли принято долгосрочное планирование. Строительство завода может занять два года, а с учетом периода подготовки растянуться на 3–4 года.

Тема этой статьи Маркетинг

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры