Лесопромышленники обсудили перспективы развития отрасли

Основными проблемами лесной отрасли России по-прежнему остаются отсутствие интенсивного лесопользования, неразвитость дорожной инфраструктуры и недостаток специалистов в руководстве государственных структур.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Основными проблемами лесной отрасли России по-прежнему остаются отсутствие интенсивного лесопользования, неразвитость дорожной инфраструктуры и недостаток специалистов в руководстве государственных структур.

К таким выводам пришли участники 6-й конференции «Лесной комплекс России», организованной Институтом Адама Смита при поддержке Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования и Ассоциации деревянного домостроения. Спонсорами мероприятия выступили компании Ponsse, Transporeon, ОЭЗ «Алабуга». Генеральным информационным партнером конференции стал журнал «Лесная индустрия».


Персоны


Организации

Ежегодно это мероприятие собирает топ-менеджеров ведущих лесопромышленных компаний. И этот год не стал исключением. Среди спикеров были: директор компании Poyry Петтери Пихлайамяки, директор по внешним коммуникациям компании Ilim Timber Святослав Бычков, генеральный директор IKEA Industry Tikhvin Роберт Манн, советник генерального директора RusForest Матти Лехтипуу, управляющий директор «Финских лесопильных предприятий» Кай Меривуори, директор по продажам «ММ Хольц-Ефимовский» Павел Старков, директор по продажам и маркетингу «Свеза-Лес» Андрей Иммореев, директор по продажам в России и СНГ UPM-Kymmene Plywood Александр Тоцкий, генеральный директор «Монди СЛПК» Клаус Пеллер, заместитель генерального директора по связям с инвесторами ОЭЗ «Алабуга» Рустем Зарипов, директор по России Transporeon Руслан Воронцов, генеральный директор «Вологодских лесопромышленников» Александр Чуркин, генеральный директор Kastamonu Tatarstan Али Кылыч, старший научный сотрудник Natural Resources Institute Finland (Luke) Евгений Лопатин, генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин и многие другие.

В первый день состоялся предконференционный семинар, на котором обсуждалось «поведение» различных видов продукции деревообработки на рынке. Так, Евгений Лопатин в своем выступлении отметил усиливающуюся роль Китая, Индонезии и Бразилии на глобальных лесных рынках, в то время как доля стран Европейского союза и Северной Америки, напротив, постепенно сокращается.

По словам эксперта, Россия в 2014 г. не смогла выйти на те объемы лесозаготовки, которые были в советское время – порядка 300 млн м3 в год. «Но при этом мы наблюдаем тенденцию к увеличению объемов заготовки древесины, что связано с ростом ее экспорта. В 2014 г. основными потребителями российского круглого леса были Китай, Финляндия, Швеция и Южная Корея. Правда, в долгосрочной перспективе объем поставок круглого леса в Финляндию сокращается. При этом растут поставки топливной щепы».

Что касается экспорта из России пиломатериалов, то среди драйверов, которые могут стимулировать рост поставок этой продукции, эксперт отметил существующие в Европе тенденции в домостроении с применением древесных конструкций, восстановление старых зданий при помощи древесных материалов, а также политику европейских государств в области углерода. «В целом наш прогноз относительно древесных продуктов, поставляемых из России, довольно позитивен, – заключил эксперт. – Мы ожидаем, что рост экспорта, быть может, не такой оптимистичный, как хотелось бы, но все-таки будет».

Также с докладами выступили генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин и директор по внешним коммуникациям компании Ilim Timber Святослав Бычков, чье выступление было посвящено экспорту российских пиломатериалов. «Поставки пиломатериалов из России целиком зависят от экономической ситуации в стране. И сегодня у российских поставщиков возникают дополнительные возможности, – отметил эксперт. – В то же время становится тяжелее привлекать инвестиции в отрасль. Кроме того, с падением курса доллара к евро конкуренция со стороны европейских производителей, в первую очередь скандинавских, будет усиливаться». По его словам, в 2014 г. Россия заняла первое место по объемам поставок пиломатериалов в Китай. Для европейских экспортеров прошлый год был также рекордным. Однако в 2015 г. больших перспектив для российских производителей пиломатериалов не предвидится.

«Если 2014 г. для российских экспортеров пиломатериалов в Китай был хорошим и многие компании нашли возможности для роста, то I квартал текущего года был гораздо хуже, – рассказал эксперт. – Спрос на пиломатериалы есть в африканских странах, однако покупательская способность там драматически снизилась, что будет способствовать снижению цен на этом рынке».

Директор по продажам ООО «ММ Хольц-Ефимовский» Павел Старков, выступая в секции «Конъюнктура рынка пиломатериалов», отметил, что многие иностранные организации уже или реализуют проекты в РФ по производству пиломатериалов, или планируют их реализовать. «Иностранные компании полагают, что только так можно войти на российский рынок со своей продукцией, – рассказал эксперт. – Так что то, что делает Правительство РФ, поощряя развитие российских производителей, реально работает. Я имею в виду тендеры на госзаказы, поскольку преимущественное право в них отдается компаниям, чьи производственные мощности расположены в РФ. На сегодняшний день запустить на российском рынке производство планируют и предприятия, ранее только поставлявшие сюда продукцию. Они поняли, что Россия для них является достаточно привлекательным рынком с точки зрения объема и цены».

Бурную дискуссию вызвал вопрос представителя «Русской лесной группы» Анастасии Богдан о том, нужно или нет проводить российским лесопромышленным компаниям IPO. Были высказаны различные соображения на этот счет. Однако участники конференции сошлись во мнении, что пока это слишком затратно для российских лесопромышленников и практически не принесет пользы. По словам Святослава Бычкова, для российских компаний это все-таки «больше игрушка», и он порекомендовал им сосредоточиться на выпуске облигаций.

Третья сессия конференции была посвящена перспективам рынка древесных плит. Свои презентации представили директор по продажам и маркетингу «Свеза-Лес» Андрей Иммореев и директор по продажам в России и СНГ UPM-Kymmene Plywood Александр Тоцкий. Как сообщил Андрей Иммореев, в 2014 г. Россия экспортировала 2 млн м3 березовой фанеры. По его словам, основной объем поставок березовой фанеры из России был направлен в Европу (включая Турцию) – 54%. В США и Африку объем экспорта в прошедшем году составил 14% и 16% соответственно. В то же время Александр Тоцкий отметил, что в настоящий момент мировой рынок фанеры оценивается в 85 млн м3, а лидером по производству является Китай. Россия экспортирует только треть всей произведенной фанеры, так что большая часть этой продукции поступает на внутренний рынок.

В первый день конференции обсуждались вопросы, посвященные оценке текущего состояния и инвестиционного потенциала лесной отрасли России. С ключевым докладом «Лесной комплекс России – анализ инвестиционной привлекательности» выступил старший научный сотрудник Natural Resources Institute Finland (Luke) Евгений Лопатин. В своем выступлении он затронул такие аспекты, как доступ к лесным ресурсам, распределение древесины и ценообразование, а также интенсивное лесопользование.

По мнению эксперта, движущей силой заготовки леса в России является ее переработка на месте. Однако в 2014 г. объем аренды лесов в России впервые сократился. По словам эксперта, компании просто отказываются от неперспективных лесных участков. Также в дискуссии приняли участие генеральный директор «Монди СЛПК» Клаус Пеллер, вице-президент, руководитель дивизиона лесные ресурсы компании «ЛесИнвест» Игорь Сапунков, генеральный директор Kastamonu в России Али Кылыч, советник генерального директора RusForest Maтти Лехтипуу и директор по внешним коммуникациям Ilim Timber Святослав Бычков.

Клаус Пеллер отметил, что основной проблемой российского ЛПК является отсутствие ведения интенсивного лесопользования, инфраструктуры и поддержки со стороны властей. Также негативно на развитие бизнеса влияет закон о допустимой нагрузке на ось. Все это затрудняет работу предприятий ЛПК. «Сегодня свой бизнес могут успешно развивать только те предприятия, которые инвестировали в создание производства на российском рынке 10–20 лет назад», – заключил эксперт.

В свою очередь Игорь Сапунков, кроме трудностей с внедрением интенсивного лесопользования, также назвал проблему подготовки кадров и неиспользование в российском ЛПК технологий генетики. «Государство не хочет развивать леса», – пришел к неутешительному выводу эксперт. Кроме того, он отметил, что необходимо строить больше дорог, поскольку в будущем это позволит снизить затраты на заготовку леса. «Для того чтобы эффективнее заготавливать лес и сокращать издержки, необходимо строить всесезонные дороги», – резюмировал Игорь Сапунков.

Также в этот день обсуждался вопрос об управлении инфраструктурой и создании доступа к лесным ресурсам. С ключевым докладом «Доступ к использованию лесов – конкурсы или аукционы?» выступил ректор Всероссийского института повышения квалификации лесного хозяйства, профессор Анатолий Петров. В обсуждении приняли участие заместитель генерального директора по связям с инвесторами ОЭЗ «Алабуга» Рустем Зарипов, директор по России компании Transporeon Руслан Воронцов и руководитель лесной программы WWF-Россия Николай Шматков.

Обсуждались и возможности для производства в России высококачественных древесных продуктов с высокой добавленной стоимостью. В рамках этой сессии со своим докладом выступил член Консультативного комитета ФАО ООН по бумаге и древесным продуктам, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного технологического университета технических полимеров Эдуард Аким. Также в дискуссии приняли участие представители компании «Финские лесопильные предприятия», генеральный директор «Вологодских лесопромышленников» Александр Чуркин, президент Национальной ассоциации дверной индустрии России, генеральный директор ООО «Д.Крафт» Арзум Арзуманян и Анатолий Петров, профессор Всероссийского института повышения квалификации лесного хозяйства. По словам Арзума Арзуманяна, ежегодно в России производится около 20 млн дверей, однако в настоящий момент инвестиции в производство дверей падают, а в отрасли наблюдается демпинг, дестабилизирующий ситуацию.

Второй день основной конференции был посвящен анализу инвестиционных проектов. Были рассмотрены такие крупнейшие российские производства, как Kastamonu Tatarstan, Kronospan и «Ангара Пейпа». Со своими презентациями выступили исполнительный директор компании Kastamonu Али Кылыч и генеральный директор Kronospan Ардашер Курбаншо. Генеральный директор ОАО «Ангара Пейпа» Михаил Азанов, выступая на конференции, заявил о том, что найти сегодня индустриального акционера для реализации такого крупного инвестиционного проекта, как строительство ЦБК, хоть и крайне сложно, но можно. По его словам, компания почти завершила процесс формирования капитала масштабного инвестиционного проекта, который реализуется на территории Красноярского края, и привлекла $3,5 млрд.

Также в ходе сессии были рассмотрены проекты по модернизации производственных мощностей. Например, директор по взаимодействию с государственными структурами Архангельского ЦБК Наталья Пинягина рассказала о технологии сжигания древесных отходов и осадков сточных вод в уникальном многофункциональном котле, работающем на кипящем пузырьковом слое. Внедрение этой технологии позволит предприятию сэкономить порядка 216 млн руб. в год. В своем выступлении спикер отметила несколько факторов, тормозящих развитие лесной отрасли в целом и реализацию инвестиционных проектов в частности. Прежде всего – это отсутствие координации в управлении отраслью. «К сожалению, у нас в стране система управления и особенно система стратегического планирования практически отсутствуют, – делится эксперт. – Мы уже 10 лет говорим о том, что в России действующая система управления лесным комплексом – это просто вредительство, что промышленность и лесное хозяйство – это взаимосвязанные сферы, которые влияют друг на друга. Нигде в мире нет отдельного ведомства для управления лесным хозяйством и лесной промышленностью. Все программы развития лесной отрасли в Скандинавских странах, в США и Канаде имеют единую форму и единый смысл. В России любой документ надо согласовать во всех департаментах, министерствах и т.д. Поэтому довольно редко выходят взвешенные и обоснованные документы». Второй проблемой, негативно влияющей на отрасль, является недостаток специалистов среди руководства государственных структур. «Такое впечатление, что номенклатура перетасовывается туда-сюда, – сетует Наталья Пинягина. – А специалиста, понимающего все проблемы лесного комплекса – от выращивания леса до производства продукции с высокой добавленной стоимостью, – я в органах управления не вижу». Для того чтобы изменить ситуацию, эксперт предложила перенять финский опыт и внедрить в России сертификацию специалистов и прежде всего – чиновников. Также среди проблем, мешающих реализации инвестиционных проектов, эксперт отметила нехватку древесного сырья и высокую стоимость финансовых ресурсов.

Тема этой статьи Инвестиции
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры