Инвесторы разочаровались в биотопливе

Дешевеющая нефть и экономическая нестабильность снизили интерес инвесторов к биотопливным проектам в России.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Дешевеющая нефть и экономическая нестабильность снизили интерес инвесторов к биотопливным проектам в России.

В ходе реализации утвержденной в 2012 г. «Комплексной программы развития биотехнологий в РФ на период до 2020 г.», в России ожидается увеличение объема потребления биотехнологической продукции в 8,3 раза, производства биотехнологической продукции – в 33 раза, а доли экспорта в производстве биотехнологической продукции – более чем в 25 раз.

Для этого Россия обладает достаточным объемом органических отходов, ежегодно составляющим, по данным ГУ «Институт энергетической стратегии», 700 млн т. Из них на деревообработку приходится 32,5 млн т. При этом, по данным Минэнерго, добыча газа в 2014 г. снизилась на 4,1%, до 641 млрд м3, инвестиции в газификацию в РФ сократились на 18,6%, до 27,6 млрд руб., а уровень газификации в РФ увеличился в течение прошлого года на 0,7%, до 66%.

Недостаточный уровень газификации территории России, по мнению экспертов, во многом обеспечивает успешность проектов производства и использования биотоплива даже в условиях низкой цены на нефть. По словам президента Российской биотопливной ассоциации Алексея Аблаева, сейчас в России большинство котельных работает на угле, цены на который по сравнению с нефтью снизились не столь значительно. При этом, согласно существующим требованиям, при установке котельной 89% ее мощности должно быть зарезервировано вторым котлом.

«Таким образом, котельные на древесном топливе в качестве резервного источника используют дизельное топливо или мазут. И в случае резкого снижения цены на нефть и последующего сокращения цен на дизельное топливо есть возможность перейти на дизельное топливо или как минимум сократить затраты на его закупку в течение периода, когда цена энергии из нефти будет ниже цены энергии из древесного топлива, – считает ведущий научный сотрудник Института природных ресурсов Финляндии LUKE Евгений Лопатин. – Если цена на нефть будет оставаться низкой длительное время, то экономические проблемы в результате сокращения бюджета заставят регионы перейти на возобновляемые источники энергии, особенно на территориях, где нефть и газ недоступны», – добавляет эксперт.

В целом, как поясняет сотрудник кафедры лесной политики, экономики и управления Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова Антон Орлов, краткосрочно биржевые котировки и индексы (FOEX, HPI, PPI, APX) могут снижаться, но среднеи долгосрочно они имеют устойчивую тенденцию к росту.

«Напомню, что и ранее в периоды низких цен на традиционные энергоносители (2002, 2007 и 2009 гг.) имело место снижение цен на пеллеты. В Германии, например, исследования показали, что при цене нефти $50–60 за барр. экономически оправдано использование древесины в энергетике с учетом сложившего уровня финансовой поддержки со стороны государства», – добавляет эксперт.

В России колебания цен на нефть влияют прежде всего на эффективность биотопливных проектов, находящихся на расстоянии менее 100 км до ближайшего месторождения или железной дороги. «Например, в Республике Коми, в связи с наличием ресурсов угля и нефти, есть четкое понимание того, что на возобновляемые источники энергии в первую очередь необходимо переводить котельные с расстоянием транспортировки более 100 км от железнодорожной ветки», – рассказывает Евгений Лопатин.

Производство биотоплива в России, несмотря на колебания цен на нефть, по-прежнему перспективно. На данный момент наиболее рентабельными в России, по мнению экспертов, являются предприятия, расположенные на территории лесопильных заводов и связанные с ними единой технологической сетью, а также находящиеся недалеко от рынков сбыта. Такие проекты обладают большей устойчивостью и показателями эффективности.

По словам Антона Орлова, несмотря на ряд проблем, биоэнергетическое производство в России обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с североамериканскими и европейскими производителями. «Затраты на производство пеллет у нас составляет 50–70 евро за т. Например, в Германии затраты среднего пеллетного производства колеблются на уровне 135 евро за т, в Северной Америке – $180 за т, включая стоимость фрахта», – объясняет Антон Орлов.

Падение цен на нефть, по словам коммерческого директора ООО «ДОЦ плюс» Дмитрия Купреева, привело к снижению экспортной стоимости российских пеллет на европейском рынке на 20%. Несмотря на постоянный спрос в странах ЕС за счет политики по увеличению доли возобновляемых источников энергии в общем энергопотреблении, на данный момент необходимо повышать рентабельность запущенных российских биотопливных производств.

Для этого, по мнению Антона Орлова, нужно увеличивать производственные мощности, а также выходить на рынок «белых» пеллет, то есть получать сертификаты соответствия уровня EN plus A1. Что касается новых биотопливных проектов, то, как рассказывает Алексей Аблаев, на фоне падения стоимости нефти интерес частных инвесторов к ним, несмотря на их рентабельность, заметно снижается.

Государство также начало задумываться, какие промышленные отрасли развивать в первую очередь. «В Брянской обл. семь-восемь заявок было включено в перечень реализуемых в регионе инвестиционных биотопливных проектов. Однако на сегодняшний день ни одно из этих предприятий не смогло приступить к строительству производства, – рассказывает Дмитрий Купреев. – Мы также рассматривали возможность реализации еще одного пеллетного проекта. Им заинтересовались иностранные инвесторы, так как рентабельность данного производства не вызывает сомнений: есть достаточная обеспеченность сырьем, налаженные рынки сбыта. Несмотря на это, в условиях нестабильности российской экономики они отказались от участия в проекте».

Если такая ситуация сохранится, то в России, по мнению экспертов, в ближайшие годы возможно заметное снижение темпов роста производства биотоплива. «Проекты по созданию новых предприятий будут, скорее всего, отложены или отменены, ряд малых компаний могут уйти с рынка, столкнувшись прежде всего с внутренними финансовыми проблемами в стране», – добавляет Антон Орлов.

Таким образом, несмотря на снижение стоимости нефти, российские проекты по производству и использованию биотоплива на основе древесины экспертами оцениваются как рентабельные. Однако реализации данных проектов мешает отток инвестиций.

В такой ситуации, по мнению экспертов, со стороны государства необходимо создать стабильность для инвесторов за счет предоставления экономических гарантий и развития экономико-правовых условий. Стимулирование внутреннего спроса благодаря развитию биотопливной инфраструктуры в свою очередь поможет выжить проектам, расположенным в лесных регионах, которые не имеют выхода к экспортным рынкам.

Тема этой статьи Инвестиции
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры