Европейцы сокращают производственные мощности

Начавшаяся в 2013 г. в европейских странах тенденция сокращения производственных мощностей ЛПК в 2014 г. стала замедляться.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Начавшаяся в 2013 г. в европейских странах тенденция сокращения производственных мощностей ЛПК в 2014 г. стала замедляться.

В сегменте плитной продукции в 2014 г. наметился рост в изготовлении ДСП, на рынке напольных покрытий сокращение объемов производства эксперты во многом связывают с реструктуризацией компаний, а в ЦБП практически остановился спад производства бумаги и картона.


Персоны


Организации

В сегменте древесных плит, по словам директора по продажам ООО «Кроностар» на рынке РФ Александра Ушакова, причины закрытия предприятий кроются в низкой покупательской способности, а также в нехватке древесины. В 2014 г. Binderholz Group (Австрия) решила закрыть предприятие по производству MDF-плит в австрийском городе Халлайн. Причинами остановки комбината, по словам руководства компании, стали высокие цены на сырье и растущая конкуренция со стороны компаний, разместивших производственные мощности в Восточной Европе.

Шведская компания Sodra Interior решила перевести производство MDF-плит из г. Йокмокк (Швеция) в Литву на предприятие, которое ведет операционную деятельность под брендом Si Wood. Здесь, по словам руководства, комбинат имеет лучший доступ к сырью и рынкам сбыта.

«В целом европейский рынок перенасыщен как ДСП, так и MDF, – считает Александр Ушаков. – Хотя проблемы испытывают в основном мелкие и средние предприятия. Крупные компании, несмотря на те же проблемы, стабильно работают за счет совершенно иных маркетинговых вложений, максимальной автоматизации производства и применения современных технологий».

В то же время, по данным Европейской федерации производителей древесных плит (European Panel Federation, EPF), сокращение производства ДСП в странах – членах EPF в 2013 г. замедлилось на 1,5%, до 28,4 млн м3. В 2014 г. был зафиксирован рост изготовления ДСП на 1,5%. К 2017 г. объем производства ДСП, согласно докладу австралийской консалтинговой компании BIS Shrapnel, в основных странах-производителях (все страны Западной Европы, за исключением России и Турции) увеличится до 88,6 млн м3.

Этому будет способствовать восстановление жилищного рынка США, рост домостроения в Восточной Европе и России, а также увеличение мощностей мебельной промышленности. Выпуск MDF-плит, по данным EPF, после значительного падения в 2012 г. в прошлом году вырос на 2,1%. Объем производства MDF-плит в европейских странах в 2013 г. достиг 11,2 млн м3, что на 2,1% больше, чем годом ранее.

Спрос на MDF-плиты вырос в Португалии (12%), Эстонии (11%) и Финляндии (11%). Однако продажи этой продукции на рынках за пределами Евросоюза сократились на 6,1%: в первую очередь за счет снижения поставок на Ближний Восток (-36%) и в Африку (-15%). В то же время эксперты отмечают риск перепроизводства плитной продукции в будущем. Также, по мнению аналитиков консалтинговой компании Management Consulting, данному сегменту ЛПК будет угрожать значительный дефицит сырья из-за расширения европейского сектора биоэнергетики.

«Что касается российского рынка, то ему перенасыщение плитной продукцией пока не угрожает, – считает Александр Ушаков. – У нас существует нехватка качественных товаров, поэтому новые производства, которые приходят на внутренний рынок, найдут себе место в России. При этом для европейских производителей российский рынок древесных плит закрыт заградительными пошлинами. Таким образом, в ближайшие пять-семь лет, на мой взгляд, у финансово здоровых плитных предприятий в России проблем не возникнет».

Остановка предприятий наблюдается и в европейском сегменте напольных покрытий. Французская компания Tarkett планирует в конце 2014 г. закрыть производство в коммуне Кюзорн (Франция). Это связано со значительным снижением продаж паркета во Франции – на 20% за последние несколько лет. Испанская компания Tafisa – Tableros de Fibras (принадлежит Sonae Industria) приняла решение закрыть предприятие по выпуску ламинированных напольных покрытий в г. Пуэнтекальделас (Испания).

Причиной этого, по словам руководства, стало падение спроса на данную продукцию. В то же время, как считает генеральный директор представительства австрийской компании Kaindl в России Валерий Булатов, сокращение мощностей по изготовлению напольных покрытий в Европе во многом связано с процессом реструктуризации n Европейские компании сокращают мощности Лесная индустрия I декабрь 2014 тенденции производств.

«Закрытие старых заводов сопровождается параллельным открытием новых, где используется высокотехнологичное оборудование, что позволяет выпускать продукты с улучшенными потребительскими свойствами. Кроме того, рынок наполняется новыми продуктами. То есть своеобразный микс ресурсов заметно расширил ассортимент ведущих европейских заводов», – добавил Валерий Булатов.

В России, по словам эксперта, наоборот, наблюдается увеличение производственных мощностей по изготовлению напольных покрытий. В целлюлозно-бумажной промышленности сокращение производства заметнее всего. По словам главного консультанта консалтинговой компании Management Consulting Татьяны Якуниной, с самого благополучного докризисного 2007 г. и до 2013 г. падение потребления составило почти 12 млн т. В результате снижения спроса на бумагу для печати в Европе производители начали сокращать производственные мощности или частично перепрофилировать БДМ.

«В первую очередь это коснулось выпуска газетной бумаги: с 2008 по 2013 г. производство сократилось более чем на 20%. Выпуск мелованной бумаги также демонстрирует значительное падение – примерно на 23% за соответствующий период. В течение 2011–2013 гг. было выведено 1,1 млн т мощностей по производству чистоцеллюлозных мелованных бумаг и почти 2 млн т – по изготовлению мелованных бумаг с содержанием древмассы», – добавляет Татьяна Якунина.

По данным Европейской конфедерации бумажной промышленности (Confederation of European Paper Industries, CEPI), в 2013 г. производство бумаги и картона в странах – членах CEPI снизилось на 1,3%, до 91 млн т. В 2014 г. тенденция сокращения мощностей европейской ЦБП сохранилась. Например, испанская компания Ence рассматривает возможность остановить производство целлюлозы на предприятии в г. Уэльва (Испания) по причине неустойчивой экономической ситуации и неспособности предприятия существовать в условиях жесткой конкуренции. Убытки комбината по итогам первого полугодия 2014 г. составили 48,6 млн евро. Кроме этого, в районе г. Уэльва наблюдается дефицит эвкалипта, который был основным сырьем для производства целлюлозы. Комбинат будет преобразован в биоэнергетическую электростанцию с плановой мощностью 72 МВт.

В ноябре 2014 г. руководство концерна UPM заявило о намерении к концу 2015 г. увеличить прибыль на 150 млн евро за счет снижения постоянных и временных затрат, а также закрытия избыточных мощностей подразделения UPM Paper ENA по выпуску газетной бумаги в Европе. Сокращение производства составит 800 тыс. т газетной бумаги и коснется предприятий во Франции, Финляндии и Великобритании.

Из-за падения спроса на бумагу, а также роста цен на энергоносители испанская компания Lecta Group приняла решение закрыть свое предприятие Torraspapel в г. Саррья-де-Тер (Испания). Шведская компания Duni закроет предприятие по производству санитарно-гигиенической продукции премиум-класса в г. Далс Лангеде (Швеция).

А итальянский производитель Burgo Group заявил о намерении остановить производство мелованной бумаги на комбинате, расположенном в г. Авеццано (Италия). Закрытие предприятия является следствием сокращения спроса и оптимизации избыточных мощностей. «Тенденция сокращения производственных мощностей сохранится и в дальнейшем, так как ожидается падение спроса на бумагу для печати в среднедолгосрочной перспективе, – рассказывает Татьяна Якунина. – Уже заявлено о выводе производственных мощностей консолидированным объемом около 300 тыс. т бумаг для печати в течение следующего года».

С другой стороны, по мнению начальника аналитического отдела РАО «Бумпром» Юрия Лахтикова, масштабные сокращения производственных мощностей в секторе волокнистых полуфабрикатов, газетной и писче-печатной бумаги в Европе в настоящее время прекратились. «Скорее, речь идет о перепрофилировании действующих предприятий: один из примеров – переориентация предприятия компании Stora Enso в восточной части Финляндии на выпуск вискозной целлюлозы, производство которой в России было прекращено после закрытия Байкальского ЦБК, – рассказывает эксперт. – Кроме того, на ряде предприятий устанавливаются дополнительные мощности для производства тароупаковочной продукции, спрос на которую остается максимальным по сравнению с другими видами продукции ЦБП».

По данным CEPI, в 2014 г. практически остановился спад в производстве бумаги и картона, увеличилось использование макулатуры. «Тенденции некоторого восстановления роста производства в январе–августе 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наметились в сегментах упаковки (+1,7), в том числе по оберточной бумаге (+3,9%), по гофроупаковке (+1,7%). Продолжается спад производства писче-печатной бумаги (-3%), в том числе по газетной бумаге (-6,7%). Практически на уровне прошлогодних показателей остался выпуск продукции тисью (-0,2%). Как полагают европейские аналитики, в настоящее время начинается восстановление после экономического кризиса», – добавляет Юрий Лахтиков.

Что касается России, то, по мнению экспертов, мощности по производству мелованной бумаги скорее недостаточны, чем излишни, и говорить об их сокращении не приходится. «Российское производство мелованных бумаг пока только набирает обороты, и с учетом все еще растущего рынка в долгосрочной перспективе прогнозируется рост потребления этой продукции в России на уровне 1–1,5%, в основном за счет чистоцеллюлозных бумаг имеет неплохие шансы заместить импортные аналоги.

Производство газетной бумаги, очевидно, постепенно будет сокращаться параллельно с падающим спросом. Так, например, ОАО «Кондопога» уже анонсировало свои планы по сокращению и диверсификации производства. Вполне вероятно, что и другие российские производители газетной бумаги будут придерживаться подобных стратегий дальнейшего развития», – подвела итоги Татьяна Якунина.

Таким образом, процесс сокращения производственных мощностей в ЛПК Европы связан прежде всего со снижением спроса на продукцию и нехваткой сырья. По этой причине предприятия закрываются, перепрофилируются или переносятся в страны с лучшей сырьевой обеспеченностью и близостью к экспортным рынкам. В то же время в некоторых сегментах ЦБП и напольных покрытий наблюдается улучшение показателей за счет реструктуризации производства и выпуска новых видов продукции. Объем выпуска плитной продукции в Европе только растет. Однако с высокой конкуренцией при падающем спросе и нехватке древесины справляются лишь крупные производители.

Тема этой статьи Конкуренция

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры