Производство целлюлозы в Германии

Германия является ведущим производителем бумаги в Европе. Однако с производством целюлозы ситуация выглядит иначе. До недавнего времени на 5 заводах Германии производилось 850 тыс тонн целлюлозы при годовой потребности внутреннего рынка примерно 4,5–5 млн тонн.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Но в октябре 2004 года ситуация благоприятно изменилась: состоялся пробный запуск крупнейшего целлюлозного завода в Германии Zellstoff Stendal GmbH, расположенного на севере одной из «новых», возникших после объединения, земель Германии Саксен-Анхальт. Производственная мощность завода составляет 550 тысяч тонн беленой сульфатной целлюлозы. По мнению генерального директора Zellstoff Stendal Holz GmbH Михаэля Функа, недостаточный объем производства целлюлозы в Германии связан с очень жесткими экологическими стандартами на эмиссию вредных выбросов.


Организации

Предыстория

С 1950 года в Германии не было построено ни одного нового целлюлозного завода. Существующие предприятия были либо модернизированы, либо закрыты. По этой причине производство целлюлозы в стране постоянно снижалось. В то же время рост производства бумаги увеличивал внутренний спрос на целлюлозу. Отдельные попытки новых проектов в области производства целлюлозы потерпели неудачу из-за жестких экологических норм, установленных государством. В этой связи Германия являлась долгое время вторым крупнейшим нетто-импортером целлюлозы (в настоящее время Германия переместилась на третье место, уступив Китаю). Ситуация начала изменяться в конце 90-х годов, когда концерн Mercer International Group приобрел одну из существовавших в то время в Германии целлюлозно-бумажных фабрик в Бланкенстайн (Zellstoff- und Papierfabrik Rosenthal GmbH & Co. KG), построенную в начале 20 века. В 70-х годах фабрика была полностью модернизирована по современной в то время шведской технологии сульфат-целлюлозного производства. После перехода фабрики к новому собственнику завод был переведен на сульфат-технологию. Производство целлюлозы в результате было удвоено, значительно сократились объемы выбросов (в настоящее время завод производит 300 тысяч тонн целлюлозы в год). Это показало, что сульфат-технология может обеспечивать соответствие даже таким жестким экологическим нормам, как в Германии, и в то же время позитивно повлияло на решение государственных экологических органов при следующем проекте концерна: строительстве нового завода Zellstoff Stendal.

Выбор месторасположения производства

Успех проекта был предопределен наличием высокого внутреннего спроса на целлюлозу, результатами второй инвентаризации лесного хозяйства Германии, выявившими наличие более значительного запаса ресурсов, чем это предполагалось ранее, плюс удачное географическое положение по отношению к основным рынкам сбыта, в том числе экспортным. «Задача состояла в том, чтобы правильно выбрать место размещения производства», – считает Михаэль Функ. Как известно, прежде всего для создания завода по производству целлюлозы необходимо наличие достаточного количества воды. По этой причине завод расположен вблизи Эльбы. Так как транспортировка готовой продукции дешевле, чем транспортировка сырья, важным фактором при выборе места размещения производственных мощностей является расстояние от источников сырья. Доля затрат на транспортировку в цене сырья в круглом виде составляет до 30%. Кроме того, при выборе места строительства целлюлозного предприятия важным фактором является наличие развитой сети всех видов транспортной инфраструктуры: водного транспорта, железной дороги, автодорожного транспорта. Третья часть используемого в производстве сырья принадлежит технологической щепе, которая поставляется лесопильными заводами со всей Германии. В этой связи наличие водного и железнодорожного транспорта являлось решающим (Таблица 3). Значительную роль сыграл также тот факт, что Саксен-Анхальт принадлежит к новым федеральным землям Германии, которые предлагают большую поддержку со стороны государства.

Особенности проекта

Как отмечает Михаэль Функ, для этого проекта была использована особая организация финансирования. Общий объем инвестиций в проект составил 1 млрд евро, и было важно найти банк, который согласился бы предоставить такие средства. Это осложнялось отсутствием у немецких финансовых институтов опыта финансирования строительства целлюлозного предприятия. Проект Zellstoff Stendal стал в этом смысле первым. Существующие на уровне государства, а также Европейского союза программы предусматривают возможность предоставления частичных субвенций подобным проектам. Завод был построен на территории новых федеральных земель Германии, что допускало субвенцирование 30% необходимого объема инвестиций. Все возведенные в последние годы лесопильные заводы на территории новых федеральных земель были построены при государственном субсидировании. В связи с этим примерно 28% инвестиций в строительство завода составили субвенции в рамках программ по поддержке предпринимательской деятельности Германии и ЕС, остальное было получено в рамках кредита немецкого банка HypoVereinsbank. В качестве гарантии банк потребовал подтверждения поставщика оборудования о производственных показателях завода. Это было несложно, так как завод был приобретен «под ключ». При инвестировании таких больших средств, которые требовались для реализации проекта, очень важно точно спланировать срок окупаемости. Это непростая задача с учетом, что рыночные колебания цен на целлюлозу составляют от 50 до 100%. Запланированная окупаемость проекта Zellstoff Stendal – 15 лет, при том, что жизненный период такого завода составляет 30–40 лет. Однако более серьезной проблемой стало отсутствие квалифицированного персонала. В случае строительства автомобильного завода найти специалистов в Германии просто. Специалистов же, умеющих варить целлюлозу, по словам генерального директора Zellstoff Stendal, в Германии нет. Завод был построен в регионе с высоким уровнем безработицы, поэтому потенциальных сотрудников найти оказалось нетрудно, однако сначала их нужно было обучить. Поэтому работники прошли специальную подготовку на предприятиях в Германии, Швеции и Финляндии. Главной целью при проектировании завода было обеспечение минимального объема выбросов. При запуске завода эмиссия составляла 50% установленного соответствующими государственными органами уровня. При проектировании завода учитывалось, что допустимые нормы эмиссии с каждым годом ужесточаются. Потому очень важно обеспечить максимально возможный запас между фактическими и нормативными показателями, чтобы отодвинуть время необходимости новых инвестиций в очистительные сооружения.

Недавно завод посетила природоохранная организация Greenpeace, эксперты которой остались довольны. Привычного для целлюлозного производства запаха в окрестностях завода нет. В мае 2004 года завод Zellstoff Stendal получил сертификат PEFC. По данным на конец 2004 года, этот же сертификат имели более 50% поставщиков сырья на предприятия, около 5% имели сертификат FSC. В будущем планируется увеличить долю поставщиков сертифицированных по PEFC, хотя приветствуются и поставщики с любой другой признанной на рынке системой сертификации.

Собственные лесозаготовки – объективная необходимость

При проектировании завода было решено сформировать собственное лесозаготовительное подразделение. Создание собственных лесозаготовительных фирм не является новшеством для европейских предприятий: аналогичные подразделения имеют многие финские целлюлозно-бумажные комбинаты. В настоящее время собственное лесозаготовительное подразделение Zellstoff Stendal Holz GmbH & Co. KG обеспечивает 18% общей потребности в сырье. В дальнейшем его долю планируется увеличить.

Основными целями создания такой структуры являлись:

- приобретение опыта в общей цепочке логистики «лес-завод», в том числе с целью обеспечения эффективной работы с многочисленными мелкими собственниками леса;

- решение проблемы «узких мест» в обеспечении сырьем, в особенности на начальной стадии работы завода;

- получение возможности гибко реагировать на изменения на рынках (сырья и готовой продукции)

Кроме заготовки, фирма Zellstoff Stendal Holz GmbH & Co. KG занимается закупками сырья, круглого леса и щепы для потребностей обоих заводов: нового и завода в Бланкенстайне. Закупки ведутся практически во всех федеральных землях Германии через представителей. А первые договоры на покупку сырья были заключены еще в 2003 году, до начала запуска завода. Собственное лесозаготовительное подразделение оснащено 11 харвестерами, 11 форвардерами фирм Ponsse, Timberjack, Valmet и 15 автомобилями. Рабочие работают в две смены. Компания Zellstoff Stendal Holz заготавливает древесину почти всех хвойных пород, кроме лиственницы (Таблица 2). Заготовленный лес сортируется, качественное сырье реализуется немецким лесопильным заводам. Основной объем продукции целлюлозного завода Zellstoff Stendal поставляется на внутренний рынок Германии. В небольших объемах целлюлоза поставляется также в Польшу и Словакию. Сбытом целлюлозы нового завода, а также завода в Бланкестайн занимается компания Mercer Pulp Sales GmbH. За организацию транспортировки готовой продукции отвечает дочернее предприятие завода Zellstoff Stendal Transport GmbH & Co. KG.

С момента начала строительных работ практически на пустом месте до cуществления пробного запуска в октябре 2004 года прошло два года. К 2007 году завод должен выйти на полную проектную мощность. В настоящее время, спустя год после пробного запуска, загрузка производственных мощностей достигла 90%.

Справка

Основные данные проекта

Годовой объем производства: 550 тыс т целлюлозы.

Производство энергии: термическая энергия – 600 мВ, электрическая энергия – 100 мВ.

Сырье: балансы – 2 млн куб м, щепа – 1 млн куб м.

Занятость: всего запланировано 580 штатных единиц, в том числе на лесозаготовке – 100 человек, в логистике – 100 человек, на производстве целлюлозы – 380 человек.

Тема этой статьи Менеджмент
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры