Производствам древесных плит нужен позитив

Ни один из плитных рынков – ДСП, MDF или OSB – не обеспечит сегодня инвестору спокойную жизнь.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Ни один из плитных рынков – ДСП, MDF или OSB – не обеспечит сегодня инвестору спокойную жизнь.

Во время экономического шторма важнейшей характеристикой становится устойчивость: чтобы инвестиции в плитные проекты были успешными, необходимо быть одним из лидеров по себестоимости. У большинства производителей характеристики плит сравнимы, а значит выживет тот, у кого продукция будет дешевле.


Организации

Подходить к оценке насыщенности российского рынка производствами древесных плит можно с нескольких сторон: отдельно по каждому виду плит (и здесь различия будут существенными); в исторической перспективе (вопросы о переизбытке производственных мощностей возникали уже не раз и не только в России); в разрезе общей экономической и политической ситуации, на фоне которой реализуются плитные проекты.

Уже не раз на рынке возникали разговоры, что тот или иной проект перевернет рынок вверх дном и начнется перепроизводство. Самый выдающийся за последние 15 лет всплеск подобных разговоров наблюдался, пожалуй, в 2004 г. накануне запуска линии MDF «Кроностар» и еще нескольких заводов MDF меньшей мощности. Мощность пресса «Кроностара» составляла 430 тыс. м³ в год, что было сравнимо с общим потреблением MDF в стране в то время и превосходило общее производство.

Производители плит MDF заметно нервничали: новый завод был заведомо лучше по структуре себестоимости, а значит, «Кроностар» мог завоевывать рынок ценой. Потребители MDF не скрывали радости: доступность плит, конечно, должна была вырасти, а цена – упасть. Как развивался рынок с момента запуска завода? Производство росло огромными темпами: в 2005 г. оно увеличилось почти вдвое и еще на 50% – в 2006 г. Таким образом, в 2005–2006 гг. ежегодно внутреннее производство росло примерно на 400 тыс. м³.

Перепроизводства, по сути, не было, но цены упали значительно! Средняя цена на плиты MDF в 2005 г. оказалась почти на 70 евро/м³ ниже средней цены в 2003 г. (в реальных ценах). Цена MDF в России наконец-то достигла европейского уровня. Маржинальность продукции упала, однако в целом российские производители продолжали работать в условиях лучших, чем их европейские коллеги, поскольку себестоимость по основным составляющим (сырье, рабочая сила, энергия – без учета стоимости капитала) в России была и до сих пор остается ниже европейской.

Повышение доступности плит MDF ввиду снижения цен и активного замещения импорта привело к росту потребления. На какое-то время снабжение плитами MDF перестало быть «головной болью» для индустриальных потребителей. Однако это длилось недолго – уже в 2008 г. были поставлены рекорды цен на рынке, а в 2009 г. – рекорды скорости падения. Заметим, что даже в 2009 г. цены не упали ниже европейского уровня.

Конечно, в 2004–2005 гг. ситуация могла быть гораздо более драматичной для производителей и еще более приятной для потребителей. Но производителям помогли четыре фактора. Во-первых, активный экономический рост способствовал увеличению конечного потребления (рост экономики был обусловлен повышением мировых цен на нефть и некоторым ростом добычи нефти в стране, верой бизнеса в стабильные правила игры на рынке, а также активными заимствованиями корпоративного и банковского сектора на внешних рынках).

Во-вторых, это был молодой рынок, где возможен быстрый рост – до 100% в год и выше. В-третьих, была возможность замещения импорта внутри страны и возможность некоторой экспансии на рынки СНГ. В-четвертых, для плит MDF было возможным быстрое развитие индустриального потребления, в первую очередь интегрированного – производство ламинированных полов и стеновых панелей на «Кроностар» и «Кроношпан» перерабатывало до половины объема выпускаемых плит MDF.

Сейчас ситуация на рынке в чем-то похожа на то, что было 10 лет назад, – запустились или близки к запуску три новых завода: уже работает завод «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» (мощность около 500 тыс. м³ в год, интегрированное производство ламинированных полов, способное потреблять до трети производимых плит MDF); близок к запуску завод «ПДК Апшеронск» (мощность 300 тыс. м³ в год, интегрированное производство ламинированных полов, способное перерабатывать около 20% плит собственного производства), идет строительство завода группы «Русский ламинат» мощностью 400 тыс. м³ в год.

Суммарная мощность этих предприятий составляет более половины нынешнего потребления. В экономике наблюдается стагнация с угрозой затяжного отсутствия роста. Рынок уже нельзя назвать молодым, но и нельзя назвать устоявшимся. Рынки СНГ во многом заблокированы новыми мощностями в Украине и в Беларуси. При этом импортозамещение внутри страны возможно, но ограничено. Существует интегрированное производство ламинированных полов, хотя по мощности оно составляет лишь около 20% суммарной мощности прессов трех вышеназванных компаний.

В сегменте ламинированных полов по-прежнему есть возможности для импортозамещения. В целом можно сказать, что многое будет зависеть от общей ситуации в экономике, а также от динамики в ключевых секторах потребления: в производстве дверей и погонажа, выпуске мебели, ламинированных полов и стеновых панелей. У каждого из этих секторов есть свои особенности.

Ситуация с OSB сейчас во многом похожа на ситуацию с MDF десятилетней давности. Общая мощность заводов, которые уже запущены или близки к запуску, составляет почти 1,1 млн м³ в год (ДОК «Калевала», Kronospan, HILLMan Co., Нововятский лыжный комбинат). При этом потребление в 2013 г. составило чуть более 0,8 млн м³. Проекты с высокой и средней вероятностью реализации добавят к суммарным мощностям еще почти 3 млн м³ в год! Некоторые проекты из этой группы, конечно, будут отменены, а часть оставшихся – существенно отложены.

Тем не менее к 2020 г. в России, по всей вероятности, будет производиться не менее 2–2,5 млн м³ в год. Факторы, влияющие на развитие рынка OSB, схожи с теми, которыми характеризуется рынок MDF: стагнация в экономике, угроза затяжного отсутствия роста. Рынок нельзя назвать молодым, но нельзя назвать и устоявшимся. Рынки СНГ во многом заблокированы мощностями в Украине (Swiss Krono Group), в Беларуси (Kronospan Group), а также в близлежащих странах Восточной Европы.

При этом потенциал импортозамещения внутри страны довольно большой – из 0,8 млн м³ потребления OSB в России в 2013 г. только чуть более 10% были плиты, выпущенные в России. Проникновение в новые сектора конечного потребления для расширения потребления есть, но ограничено (упаковка, вспомогательные постройки, одноразовая и многоразовая опалубка).

Рост рынка во многом будет зависеть от строительной активности вообще и от деревянного домостроения в частности.

До 2014 г. Россия более чем на 30% отставала от собственных рекордных объемов жилищного строительства, достигнутых в 1987 г. по количеству строящихся квартир, хотя индивидуальное домостроение (включая деревянное) росло опережающими темпами. Статистика по итогам первого полугодия 2014 г. показывает рост в объеме более 30% по площади и более 35% по количеству жилищ в сравнении с уровнем первого полугодия 2013 г.

Эти данные противоречат интуитивным ожиданиям и, вероятно, нуждаются в дополнительной проверке. В долгосрочной перспективе рост строительной активности обычно сравним с ростом ВВП. И здесь мы упираемся в обсуждавшиеся выше общеэкономические ограничения. При этом доля индивидуального домостроения может расти, обеспечивая некоторый рост в потреблении плит OSB даже в условиях стагнации или падения общей строительной активности.

В сегменте древесно-стружечных плит (ДСП) ситуация, пожалуй, наиболее спокойная для новых инвестиций – этот рынок большой и устоявшийся, производство и потребление составляют почти 6 млн м³ плит в год. И даже одновременный ввод в строй нескольких крупных линий не должен привести к значительным потрясениям. При этом в России около трети существующих мощностей по производству ДСП заметно проигрывают по качеству активов – это линии возрастом более 30 лет (причем средний возраст в этой группе составляет почти 50 лет!) и небольшой мощности.

Себестоимость производства на таких линиях чрезмерно высокая – на протяжении последних лет многие из этих линий работали исключительно ради поддержки интегрированных производств, в основном фанерных. Вытеснение этих мощностей с рынка даст большую свободу новым мощностям, позволяя активно развивать производство даже в условиях стагнирующего рынка. С другой стороны, разговоры об остановке старых мощностей идут уже как минимум лет десять. Каждый раз кажется, что массовое закрытие старых линий неминуемо, и каждый раз оно откладывается.

Основные проекты строительства новых заводов по производству ДСП сосредоточены в Поволжском и Сибирском федеральных округах – это проекты компаний «Томлесдрев», «Кастамону», «Свеза», «Увадрев» и некоторых других. Есть несколько линий меньшей мощности, но уже давно находящиеся на стадии строительства – «Зеленая фабрика», производственные мощности Kronospan в г. Электрогорске. Суммарная мощность только названных выше линий составляет почти 2,5 млн. м³ в год. Безусловно часть этих проектов может быть отложена или остановлена, но это не единственные проекты в производстве ДСП.

Ситуация здесь отчасти похожа на ситуацию с OSB – более 2 млн м³ в год новых мощностей может быть введено в строй в ближайшие годы, и это вызовет существенное падение цен и некоторые сложности для производителей на рынке. Кроме того, и у OSB, и у ДСП есть доминирующий сектор конечного потребления, определяющий динамику спроса. Для OSB это строительная активность (включая ремонтную), для ДСП – мебельное производство внутри страны.

Однако при этом ситуация и довольно заметно различается – в ДСП есть возможность вытеснения старых мощностей с рынка, есть большой сформировавшийся спрос. В OSB нет ни того, ни другого. С другой стороны, у производителей ДСП есть один специфический риск, отсутствующий у производителей других плит, – зависимость от мебельного производства, а не от спроса на мебель.

Поэтому риск вытеснения с рынка российских производителей мебели (к примеру, белорусскими компаниями) ударит по изготовителям ДСП гораздо сильнее, чем по производителям MDF или OSB. Рынки ДСП в странах СНГ отчасти заблокированы мощностями в Украине, в Беларуси и в Казахстане, но частично остаются доступными, особенно для заводов, находящихся в пределах экономически оправданного транспортного плеча.

При этом нужно помнить, что экономически оправданное транспортное плечо для ДСП меньше, чем для других плит, – ввиду меньшей стоимости продукции. Возможности проникновения в новые сектора конечного потребления для расширения потребления почти отсутствуют, за исключением некоторого потенциала у плит со специальными свойствами, например, гребень-паз, влагостойкие, огнестойкие.

Новому инвестору, собирающемуся сегодня вкладываться в строительство плитного производства, рекомендуется подходить к выбору продукта с большой осторожностью. Сейчас ни один из обсуждавшихся выше видов плит не является, безусловно, удачным инвестиционным выбором – нужны дополнительные позитивные факторы, например наличие синергии с фанерным или лесопильным производством, необходим взвешенный подход к выбору географического положения и мощности, а также, зачастую более широкий взгляд на возможные альтернативные варианты вложений в лесопромышленный сектор.

Тема этой статьи Инвестиции
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры