Интервью руководителя СРО НП «Лесной союз» Виктора Грачева

В июле 2014 г. был сформирован новый состав Общественной палаты России, в котором она будет работать ближайшие три года. Новым ее участником стал руководитель НП «Лесной союз» Виктор Грачев. В интервью журналу «Лесная индустрия» он рассказал о своих задачах в палате.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

В июле 2014 г. был сформирован новый состав Общественной палаты России, в котором она будет работать ближайшие три года. Новым ее участником стал руководитель НП «Лесной союз» Виктор Грачев. В интервью журналу «Лесная индустрия» он рассказал о своих задачах в палате.

В июле 2014 г. был сформирован новый состав Общественной палаты России, в котором она будет работать ближайшие три года. Новым ее участником стал руководитель НП «Лесной союз» Виктор Грачев. В интервью журналу «Лесная индустрия» он рассказал о своих задачах в палате.


Персоны

– Какими вы видите функции Общественной палаты России?

– Общественная палата не занимается конкретной реализацией инвестиционных планов. Она проводит экспертизу существующих в разных отраслях проблем и на ее основе готовит предложения по их решению для правительства и федеральных структур – министерств и региональных ведомств, которые их уже рассматривают. С точки зрения Общественной палаты, ее полномочий и функций необходимо прежде всего решить вопросы, касающиеся формирования нормативно-законодательной системы развития лесной отрасли. Кроме того, нужно провести экспертную оценку действующих нормативно-правовых актов и подготовить предложения для их совершенствования в соответствии с сегодняшними условиями.

Исходя из этого, безусловно, сегодня необходимо прежде всего обсудить нормативные документы, регламентирующие лесное хозяйство, инвестиционное развитие лесной промышленности. Кроме того, в сферу деятельности Общественной палаты входит контроль над работой всех ведомств лесной отрасли. Чтобы те поручения и те программы, которые принимаются, выполнялись, а не уходили в архив. Ведь у нас было принято очень много различных программ. К сожалению, не все они были реализованы.

При решении поставленных вопросов нужно оттолкнуться от поручений президента РФ Владимира Путина, которые он озвучил в ходе Госсовета, состоявшегося в апреле прошлого года. Надо отметить, что многие из них уже выполнены – приняты «Основы государственной лесной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в России на период до 2030 г.», начал действовать закон №415-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», регулирующий оборот древесины, идет систематическое выделение денежных средств на проведение лесоустроительных работ. Но остались еще некоторые нерешенные, наболевшие вопросы – это пролонгация действующих договоров аренды лесных участков и касающиеся проведения лесных конкурсов.

Для многих лесопользователей сегодня это очень актуально. Ну и конечно, развитие малого бизнеса в лесу, возвращение договоров купли-продажи, то есть возвращение аукционов на предмет краткосрочного лесопользования. Также на Госсовете президентом РФ были высказаны предложения о решении одной из главных, важнейших проблем – развитие лесной инфраструктуры и строительство лесных дорог. Дискуссии на эту тему идут уже на протяжении многих лет.

Президентом было предложено, чтобы строительство лесных дорог и обустройство лесной инфраструктуры происходили за счет выделения средств из дорожных фондов. На мой взгляд, это абсолютно разумно и вполне выполнимо. Решение этой проблемы возлагалось на Правительство РФ, поскольку касается межбюджетных отношений. К сожалению, сейчас эта проблема еще не решена. А ведь налаженная инфраструктура – это основа ведения лесного хозяйства, интенсификации лесопользования и воспроизводства лесов. Наличие сети лесных дорог позволит обеспечить жизнедеятельность населенных пунктов (лесных поселков) и играет важную роль в охране лесов от пожаров.

– Почему эта проблема до сих пор не решена?

– Бесконтрольность и безучастность со стороны Правительства РФ. Это говорит о низком уровне дисциплины нашей исполнительной власти, для которой слова президента должны быть законом. В августе этого года я намерен обратиться в Контрольно-ревизионное управление при президенте РФ подняв вопрос о невыполнении этого поручения президента, чтобы была инициирована проверка действий правительства.

– Какими полномочиями вы будете обладать, войдя в состав Общественной палаты?

– Прежде всего функции Общественной палаты, и соответственно мои как ее члена, – это формирование гражданского общества, а также общественный контроль над исполнением полномочий, переданных правительством министерствам, федеральным ведомствам, по управлению российской экономикой. По своей сути общественный контроль отличается от административного, а также от деятельности контрольно-ревизионных комиссий. В какой-то степени он является более существенным и значимым. Общественный контроль может выражаться в виде участия в проверках специалистов различных отраслей и специальностей.

Кроме того, будучи участником Общественной палаты, я могу инициировать перед соответствующими министерствами, правительством реализацию программ по эффективному лесопользованию, интенсивному лесопользованию и экономическому развитию ЛПК. Это и строительство новых ЦБК, и решение проблемы лесовоспроизводства – плантационное выращивание лесов, уход от декретированных возрастов рубки и т.п. Почему член Общественной палаты не может инициировать для формирования гражданского общества развитие тех отраслей народного хозяйства, потенциальные возможности которых очевидны? Он должен это сделать!

– Каковы будут механизмы решения проблем?

– Для этого есть такие инструменты, как официальные обращения к руководителям министерств, контрольно-ревизионному управлению при президенте РФ и т.д. Этих рычагов достаточно для того, чтобы рекомендации начали обретать какой-то прикладной характер. Кроме того, я всегда могу заручиться поддержкой многотысячных лесных предприятий, которые сформировали «Лесной союз».

– Что вы планируете успеть сделать до конца 2014 г.?

– До конца 2014 г. необходимо принять нормативно-правовые документы в направлении договоров. Речь идет о том, что существующие документы должны редактироваться и совершенствоваться. Но самое главное – сегодня до сих пор не решен вопрос о пролонгации действующих договоров аренды. Этот вопрос, в рамках поручений президента, должен был быть решен Минприроды.

Кроме того, необходимо разработать договора купли-продажи для развития малого бизнеса. Имеется в виду краткосрочное пользование лесными участками, которое было отменено в 2008 г. Затем необходимо разработать и принять нормативную документацию, касающуюся конкурсов на лесные участки. Речь идет о небольших проектах, направленных на обработку древесины и переработку отходов лесопиления, которые может реализовывать малый бизнес. Пока же у нас малый бизнес практически исключен из лесных отношений.

Кроме того, до конца года нужно хотя бы подготовить предложение для рассмотрения на правительственном уровне решения о развитии лесной инфраструктуры. Также очень актуально развитие отечественного машиностроения. На сегодняшнийдень российская лесная отрасль наполнена импортными машинами, оборудованием, технологиями. Поэтому необходимо разработать инструменты для поддержания отечественного производителя. Это решение вопросов по процентам и кредитам для выполнения инвестпроектов и т.д.

Здесь круг вопросов очень широкий и сфера деятельности достаточно большая. И мы будем этому способствовать и делать так, чтобы лесная отрасль постепенно набирала свой экономический потенциал, ее вклад в экспорте и в ВВП страны был достаточно серьезным. Для этого у нас есть все основания.

– Какие у вас есть предложения для решения проблемы импортозамещения зарубежной техники российскими аналогами?

– Сегодня мы уже работаем на импортной технике, а потому нужно создать совместные с иностранными производителями предприятия по примеру российского автопрома. На данный момент российские автомобилестроительные заводы выпускают машины иностранных марок. Но это уже российские производства.

Также необходимо пересмотреть и увеличить гранты для тех машиностроительных предприятий, которые будут выпускать конкурентоспособную отечественную технику. Я уже предлагал и сейчас говорю о том, что необходимо разработать программу по стимулированию отечественного машиностроения, в которой заложить лесообеспечение нашими машиностроительными предприятиями. У них есть для этого потенциал. Были бы условия. А условия создают региональные и федеральные органы власти.

– Что вы уже сделали?

– Сейчас я формирую план по развитию реального сектора экономики. И прежде всего предлагаю рассмотреть вопрос о состоянии российской экономики в условиях ВТО. Мы проработали в условиях ВТО уже более года, и можно подвести первые итоги, рассмотреть существующие проблемы и поставить задачи на будущее.

Причем речь идет не только о лесной экономике, но и об экономике в целом. Естественно, такое мероприятие надо проводить с участием Министерства промышленности, Министерства экономики и т.д. Надо рассмотреть все плюсы и минусы и разработать систему дальнейшего развития отрасли в регламенте ВТО.

– Как вы оцениваете участие России в ВТО по итогам прошедшего года?

– Здесь есть свои плюсы, есть и минусы. Чтобы говорить более точно, нужно провести экспертизу, проанализировать все, что было сделано.

– Вы сказали, что развивать инфраструктуру нужно за счет дорожных фондов. Но в некоторых регионах средств дорожных фондов может не хватить на строительство лесных дорог?

– Ресурсов всегда не хватает. И на лесоустройство их тоже не хватало. Но сегодня из федерального бюджета на проведение лесоустроительных работ уже выделено 800 млн руб. Плюс выделяются региональные средства и средства арендаторов. И всего получается 1 млрд 230 млн руб. Этого уже достаточно для массового выполнения лесоустроительных работ. Что касается лесных дорог, то президентом было предложено – из федерального и региональных дорожных фондов на строительство лесных дорог должно идти не более 5%. Это не такие уж большие суммы. Но для того чтобы это стало возможным, необходимо разработать нормативный документ, в соответствии с которым часть средств из дорожного фонда будет направлена на строительство лесных дорог.

Все лесопромышленные предприятия сегодня отчисляют исправно в дорожный фонд. Процент отчислений зависит от региональных нормативов. Пока эти деньги аккумулируются в дорожных фондах, и необходимо создать документ, который бы позволил их потратить именно на развитие инфраструктуры. При этом надо понимать, что по большому счету средства, которые будут вложены в обустройство лесной инфраструктуры, в строительство лесных дорог, позволят капитализировать наши лесные богатства. Я думаю, что, используя возможности участия в Общественной палате, мы совместно с Правительством РФ должны решить эту проблему, уже давно назревшую и обсуждаемую.

– Кто должен заниматься строительством дорог в большей степени – бизнес или государство?

– В России леса находятся в федеральной собственности. И строительство лесных дорог – это прерогатива государства. Но не возбраняется здесь и заинтересованность арендаторов. Например, в Вологодской обл., когда мы решили строить магистрали, арендаторы к ним подводили уже свои ветки и брали на себя вопросы обеспечения и содержания этих дорог. Это разумно. Если мы продолжим эту модель развития лесной инфраструктуры – это будет важнейшая основа интенсивного развития всей лесной отрасли.

– Сколько должно ежегодно выделять государство на строительство лесных дорог?

– Я могу посчитать методом экстраполяции. Когда я работал в Вологодской обл., мы на устройство лесных дорог из федерального бюджета за два года получили 150 млн руб., по 75 млн в год. Это было решение проблемы. Но, к сожалению, в федеральных органах что-то изменилось, и финансирование прекратилось. Однако опыт был хороший. Его требуется изучить и развивать.

Так вот, я думаю, что ежегодное выделение из федерального бюджета 50–70 млн руб. на обустройство инфраструктуры в лесном регионе – это решение проблемы. Конечно, за год всю лесную инфраструктуру не обустроить. Поэтому нужно налаживать государственно-частное партнерство, развивать финансирование из федеральных источников с привлечением региональных средств и средств арендаторов.

– Какие еще вопросы требуют скорейшего решения?

– Все, что касается инвестиционного развития лесной отрасли. Это и проблема роста тарифов на естественные монополии и перевозку лесных грузов железнодорожным транспортом, это и организация инвестиционного законодательства, стимулирование глубокой переработки древесины, использование древесных отходов.

На сегодняшний день в России идет увеличение производства пиломатериалов. И надо понимать, что если производится 20 млн м3 пиломатериалов, то остается огромное количество отходов лесопиления. Но в лесу нет отходов, есть ресурсы. Поэтому необходимо стимулирование развития новых производств биотоплива – пеллет, топливных брикетов и т.п. Эта отрасль также должна регламентироваться соответствующим лесным законодательством и обеспечивается финансовой поддержкой – грантами или компенсацией инвестиционных и кредитных ресурсов.

Кроме того, необходимо решать вопросы, связанные с интенсивным развитием отрасли, и прежде всего строительством новых ЦБК. За последние 50 лет у нас только Группа «Илим» на базе Братского ЦБК построила новое производство. Проводят модернизацию Котлосский ЦБК, Монди Сыктывкар, Архангельский ЦБК. Но у нас не построено ни одного ЦБК современного уровня. Однако, если разобраться, экономику лесной отрасли определяют химико-технологические производства. И прежде всего целлюлозно-бумажные комбинаты. Сравните – в России, которая является первой лесной державой, в 1990 г. производилось 8 млн т бумаги и сегодня, по прошествии 20 лет, мы производим примерно то же количество данной продукции.

В Китае же, который имеет ограниченные лесные ресурсы, предприятия ЦБП в 1990 г. производили 30 млн т, а сегодня они выпускают 132 млн т бумаги и картона. По потреблению бумаги, а это один из экономических и социальных показателей развития государства, в России в год потребляется 50 кг бумаги на душу населения, то в высокоразвитых США, Финляндии – до 230 кг на душу населения. И надо понимать, что ЦБК определяют не только экономику лесной отрасли.

Они определяют состояние использования и воспроизводства лесов. Ведь с вводом таких мощностей будет использоваться вся биомасса, в результате чего прекратится накопление низкокачественной перестойной древесины лиственных пород, которой особенно много в северо-западных регионах страны. То есть будет перерабатываться вся древесина. В нынешнем понимании ЦБК – это не одно предприятие, а конгломерат производств, где изготавливается не только целлюлоза и бумага, но и другие виды продукции.

Сегодня на ЦБК перерабатывается низкокачественная древесина, изготавливаются разнообразные древесные плиты, а на базе отходов переработки древесины производится биотопливо, вырабатывается тепло и электроэнергия. И наивно рассчитывать, что ЦБК может быть построен самостоятельно инвестором, при том что сумма инвестиций в такой проект составит не менее 1,5–2 млрд евро. Для реализации такого проекта необходима большая территория, лесные и водные ресурсы, транспортные магистрали. Нужно изучить конъюнктуру внешнего и внутреннего рынков, и даже учесть демографические изменения.

Разве инвестор самостоятельно способен это сделать? Статья Лесного кодекса, предусматривающая инвестиционное развитие, регламентирующая реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, сегодня срабатывает только на механическую переработку древесины. В качестве приоритетных инвестиционных проектов было заявлено строительство 20 ЦБК. Разве это реально?

– Что должно предпринять государство для того, чтобы в России появились новые ЦБК?

– Появление новых целлюлозно-бумажных комбинатов без подготовки инфраструктуры государством – это очень далекая перспектива. Для того чтобы реализация таких проектов стало возможной, необходимо перенимать опыт Китайской Народной Республики (КНР) по организации инфраструктуры.

Это прежде всего приоритетное выделение земельных участков под инвестиционные проекты, льготные тарифы на электроэнергию на период эксплуатации, а также снижение тарифных ставок на железнодорожную перевозку. Ведь существующие железнодорожные тарифы убивают экономику лесной отрасли, этого не видит только слепой. Сегодня нужно пересмотреть отношение естественных монополий к экономике РФ. Чтобы они не душили бизнес, я имею в виду, прежде всего производства, а стимулировали их развитие.

– Нужны ли в России сегодня еще ЦБК, если сырья не хватает уже существующим?

– Именно развитие лесной инфраструктуры позволит интенсифицировать лесозаготовки, осваивать труднодоступные леса. России необходимы новые ЦБК – это увеличит потребление и переработку низкокачественной и низкосортной древесины. Мы уже очень много дискутируем по этому поводу. И нужно наконец-то перейти от слов к делу. Я не сомневаюсь, что в течение двух-трех лет Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ примут необходимые решения и будут найдены две-три площадки для строительства целлюлозно-бумажных комбинатов.

– Где стоит располагать целлюлозно-бумажные комбинаты?

– Мы уже прорабатывали несколько точек размещения ЦБК. Я полагаю, что одной из таких точек может стать Красноярский край. Там есть необходимые лесные, водные и транспортные ресурсы. Но со стороны федерального правительства должна быть предусмотрена достаточно серьезная подготовка инфраструктуры для размещения такого крупного конгломерата предприятий лесной отрасли.

– Компания «Свеза» планирует построить ЦБК в Вологодской обл. Генеральный директор «Свезы» Андрей Кашубский оценивает вложения государства в проект в размере $200 млн. Должно ли государство иметь долю в этом проекте?

– Нет, нет и еще раз нет! Государство должно подготовить инфраструктуру, причем не только лесную. Нужно построить автомобильные и железные дороги. Кроме того, это льготное выделение земельных участков инвесторам. И это прежде всего прерогатива Минэкономразвития. Если государство устранится от совместной подготовки такого крупнейшего проекта, я полагаю, что мы долго будем еще топтаться на месте.

– Как государство может стимулировать развитие деревянного домостроения?

– Несколько лет назад в Вологодской обл. мы отрабатывали программу социального обеспечения жильем работников лесного хозяйства. Для этого нужно, чтобы муниципальные власти выделили землю под строительство на льготных условиях, региональные и федеральные власти решили вопрос о предоставлении ипотеки. Ну и конечно, выделение древесины на корню. На сегодняшний день региональные власти согласно существующим нормативам для строительства индивидуального жилья выделяют 200 м3 древесины.

– Что нужно для развития в России биоэнергетики?

– Биоэнергетика в нашей стране будет развиваться лишь в том случае, если региональные власти переведут муниципальные котельные, работающие на мазуте, на использование биотоплива – пеллет и топливных брикетов. Для этого, в свою очередь, нужно реконструировать топочные устройства котельных. На сегодняшний день состояние большинства муниципальных котельных удручающее. Если эта программа будет принята на федеральном уровне, то региональные власти совместно с коммунальными службами проведут реконструкцию котельных.

Причем в качестве топлива можно использовать не только брикеты и пеллеты, но и отходы лесозаготовки – вершины, сучья, корневища, а также отходы, которые получаются при механической переработке. А Минрегионразвития, на мой взгляд, проявляет к этой проблеме крайне мало внимания. И если Минрегионразвития не решит эту проблему, то нужно решать проблему с руководством этого ведомства.

– В июле этого года начали действовать положения ФЗ № 415 о госконтроле над оборотом круглого леса. Этот закон сможет решить проблему нелегальной заготовки древесины?

– На мой взгляд, впервые по реализации этого закона предусмотрены многие параметры. Но прежде всего, в отличие Лесного кодекса, который был нам брошен как снег на голову, в данном законе предусмотрена разумная поэтапность его внедрения – четыре этапа за два года. Кроме того, для реализации этого закона Рослесхозом впервые сформирована постоянно действующая рабочая группа во главе с Александром Мариевым, специалистом высокого уровня. Это залог того, что данный закон сработает и его внедрение обеспечит прекращение нелегального оборота древесины.

Биография

Виктор Грачев родился 3 июля 1949 г. в д. Погорелка Кирилловского района. В 1967–1969 гг. работал на Вологодском станкозаводе токарем, а с 1971 г. по 1974 г. – конструктором.

В 1978 г. окончил Вологодский молочный институт по специальности «Инженер-механик», в 1983 г. – Ленинградскую лесотехническую академию, в 1988 г. – аспирантуру ЦНИИМЭ лесной промышленности, в 1990 г. – Высшую коммерческую школу при Академии внешней торговли, а в 1991 г. – Академию менеджмента в Германии. С 1996 г. по 2012 г. возглавлял Департамент лесного комплекса Вологодской обл. С 2005 г. – заместитель губернатора Вологодской об. С 2012 г. является руководителем СРО НП «Лесной союз». В июле 2014 г. Виктор Грачев вошел в состав Общественной палаты России.

Заслуженный работник лесной промышленности, почетный работник лесного хозяйства, доктор экономических наук, академик Российской академии естественных наук, почетный доктор Санкт-Петербургской лесотехнической академии, Московского государственного университета леса, Брюссельского университета. Автор более 70 научных работ и монографий. Награжден Орденом почета, а также многими государственными и ведомственными наградами.

Тема этой статьи Менеджмент

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры