Деревообрабатывающие предприятия Беларуси получат господдержку

В 2014 г. 14 предприятиям ЛПК Республики Беларусь будет оказана господдержка. Со своей стороны, лесопромышленники обязуются увеличить выручку и достигнуть показателей, установленных концерном «Беллесбумпром».
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

В 2014 г. 14 предприятиям ЛПК Республики Беларусь будет оказана господдержка. Со своей стороны, лесопромышленники обязуются увеличить выручку и достигнуть показателей, установленных концерном «Беллесбумпром».

В соответствии с постановлением Совета Министров республики № 157 «О мерах по реализации инвестиционных проектов организаций деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в 2014 г.», в этом году 14 предприятиям лесопромышленного комплекса Беларуси государство возместит проценты по кредитам, выданным для реализации инвестиционных проектов.


Персоны


Организации

Помимо этого, будет возмещена часть расходов по уплате комиссий по открытию документарных аккредитивов, по привлечению кредитов иностранных банков, а также страховые комиссии. «Программа модернизации деревообработки в Республике Беларусь – одна из самых масштабных в стране, – рассказывает исполнительный директор Российско-Белорусского делового совета Борис Кириллов. – По имеющейся на 1 января 2014 г. информации, объем инвестиций в эти проекты по концерну «Беллесбумпром» составляет 1 млрд евро, а с учетом проектов, реализуемых иностранными инвесторами, – более 2 млрд евро».

Полученные средства, согласно постановлению Совета Министров Беларуси, направятся организациям в 2014–2015 гг. на пополнение собственных оборотных средств. Условием оказания подобной госпомощи станет выполнение организациями установленных концерном «Беллесбумпром» показателей по выручке от реализации продукции, работ и услуг.

«Пока все действия властей Белоруссии по господдержке отраслей народного хозяйства были, по моему глубокому убеждению, эффективными, – считает начальник аналитического отдела РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков. – Это касается в первую очередь сельского хозяйства. Вы сами можете увидеть на прилавках московских магазинов высококачественную белорусскую продукцию. Кроме того, успешно осуществляется программа поддержки сельскохозяйственного машиностроения».

Согласно оперативным данным Белстата, по итогам 2013 г. деревообрабатывающее производство Беларуси выросло на 8,8%, а индекс промышленного производства ЦБП, наоборот, упал на 9%. Однако в целом объем промышленного производства в республике в 2013 г. сократился на 4,8%, а обрабатывающей промышленности – на 5,3%.

Темп роста ВВП Белоруссии, обеспеченный в основном розничной торговлей, составил в прошлом году лишь 0,9%, при этом вклад промышленности в прирост ВВП оказался отрицательным (-1,4%). По данным Национального банка Белоруссии, экономический рост республики в 2013 г. был обусловлен прежде всего расширением внутреннего спроса при сжатии внешнего, что может привести к увеличению объемов импорта и ухудшению платежного баланса страны.

По заявлению премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича на заседании Совета Министров в феврале 2014 г., одни из худших результатов выполнения прогнозных показателей по итогам трехлетки показал «Беллесбумпром», рентабельность продаж которого составила 3,9% при годовом задании в 8%: 11 организаций концерна отработали год с убытком, а 30 предприятий имеют рентабельность продаж менее 5%.

В список компаний, которым будет оказана госпомощь, вошли 10 деревообрабатывающих предприятий и 4 целлюлозно-бумажных. Среди них оказались организации, на которых были выявлены нарушения сроков модернизации: ОАО «Витебскдрев», ОАО «Борисовдрев», ОАО «ФанДОК». Из-за срыва сроков модернизации на предприятии «Борисовдрев» был освобожден от занимаемой должности председатель концерна «Беллесбумпром» Александр Переславцев.

После этого в ноябре 2014 г. президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ «Об ответственности за нарушение исполнительской дисциплины», согласно которому ряд должностных лиц привлечен к дисциплинарной ответственности за срыв исполнения мероприятий программы модернизации деревообрабатывающей отрасли.

«На мой взгляд, подобный контроль со стороны государства не мешает развитию промышленности, – считает Борис Кириллов. – Более того, он должен присутствовать. Естественно, прежде всего он должен осуществляться по общим и стратегическим вопросам развития, согласования производственных и экономических интересов государства и частных собственников. В оперативной и повседневной деятельности лишние контролеры предприятиям не нужны».

По мнению Юрия Лахтикова, поддержка без контроля невозможна, так как неизбежно ведет к перерасходу средств и банкротству предприятий. «Вспомним мегапроекты, даже из числа совсем недавних великих российских строек, – рассказывает эксперт. – Точно так же и контроль без поддержки ведет к ступору и сворачиванию всякой деятельности (как мы до недавнего времени наблюдали на примере отношения нашего государства к развитию малого и среднего бизнеса, замученного бесконечными проверками). Именно точный баланс, тесное взаимодействие государства, бизнеса и общества, постоянный контроль за результатами оказываемых мер поддержки позволяют творить настоящие чудеса в экономике».

В целом, по мнению экспертов, промышленность и, в частности, ЛПК любой страны нуждаются в господдержке. «Перед глазами уже набивший оскомину Китай, при господдержке, на привозном сырье за 20 лет увеличивший производство бумаги и картона c 20 до 110 млн т, то есть в 5,5 раза, – рассказывает Юрий Лахтиков. – А рядом – Россия, «великая лесная держава, с четвертью мировых запасов древесины», в которой государство устранилось от поддержки обрабатывающих производств, которые не приносят немедленной прибыли.

За те же 20 лет производство бумаги и картона выросло с 5,8 до 7,7 млн т, или ровно на одну треть. Видимо, вопрос еще состоит и в том, насколько государство заинтересовано в том, чтобы его экономика была самодостаточной, обеспечивала потребности прежде всего населения своей страны, а не встраивалась в мировую экономику как чистый экспортер энергоносителей и сырьевых ресурсов», — подводит итог эксперт.

Помимо госпомощи конкретным предприятиям ЛПК, Минлесхоз Беларуси в 2014 г. выделит на повышение эффективности деревообрабатывающих производств средств на 10% больше, чем в 2013 г. ($6,12 млн). Также лесхозы Беларуси планируют в 2014 г. увеличить объемы выращивания посадочного материала на селекционной основе на 38,9%, а в 2015 г. – прекратить экспорт круглого леса.

Весь объем заготовленной древесины будет использоваться деревообрабатывающими предприятиями республики, за счет чего экспортироваться станет готовая продукция с высокой добавленной стоимостью, а не древесное сырье. За счет этих мер концерн «Беллесбумпром», на который приходится около 70% переработки древесины в стране, к концу 2017 г. планирует увеличить объем экспорта входящих в него предприятий до $1,4–1,5 млрд, что в 2,4 раза выше показателя 2013 г.

«Вопрос эффективности подобной поддержки зависит в первую очередь от того, насколько грамотно руководители соответствующих организаций распорядятся предоставленной государством помощью», – считает Борис Кириллов. Пока, по итогам первых двух месяцев 2014 г., лесхозы Беларуси поставили на внешний рынок на 21% больше лесопродукции по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., в то время как объем промышленного производства пиломатериалов в республике снизился за этот период в годовом исчислении на 10%, а производство целлюлозно-бумажной продукции – на 2,9%.

Тема этой статьи Инвестиции
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры