Интервью генерального директора Ilim Timber Александра Советникова

В феврале 2014 г. Ilim Timber продала канадской компании Interfor свои лесопильные заводы в Северной Америке.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

В феврале 2014 г. Ilim Timber продала канадской компании Interfor свои лесопильные заводы в Северной Америке.

В феврале 2014 г. Ilim Timber продала канадской компании Interfor свои лесопильные заводы в Северной Америке. Как изменится деятельность компании после продажи этих активов рассказал генеральный директор Ilim Timber Александр Советников.


Организации

– Вы уже три года возглавляете Ilim Timber. Каких результатов компания достигла за это время?

– Мы качественно улучшили управляемость бизнесом, интегрировали зарубежные активы, сплотили людей, и, как следствие, мы за эти три года три раза удваивали свои финансовые результаты по показателю EBITDA. Финансовая устойчивость и качественная постановка бизнес-процессов, пожалуй, главное достижение.

После масштабной модернизации в прошлом году с объемом инвестиций свыше $40 млн вы сегодня не узнаете фанерное производство в Братске – при прежнем объеме входящего сырья мы производим на 50 тыс. м3 больше готовой продукции. Ilim Timber остается крупнейшим российским экспортером качественных пиломатериалов в Китай и крупнейшим поставщиком пиломатериалов из лиственницы на рынок Евросоюза.

Мы вывели на четырехсменный режим завод в Висмаре – сегодня это самое крупное производство пиломатериалов в мире, превысившее объем в 1 млн м3 готовой продукции в 2013 г. Наша компания сегодня – признанный лидер не только по объемам производства с показателем 2 млн 570 тыс. м3 готовой продукции, но и по себестоимости, а это ключ к успеху в крупномасштабном производстве биржевого товара.

– Какова была выручка Ilim Timber по итогам 2013 г.?

– За 2013 г. объем продаж составил $780 млн. Доля России составила 30%, США дали 20%, а остальной объем дала Германия. Мы произвели 2,4 млн м3 пиломатериалов и 170 тыс. м3 фанеры. В Америке нас поддержал хороший рынок, а Россия и Германия улучшили показатели при относительно стабильной ситуации на рынках. Мы имеем резервы по мощностям производства и уверены, что продадим все, что произведем, по наилучшей цене.

– Какие предприятия принесли больше прибыли?

– Большая часть выручки и прибыли пришлась на наше немецкое производство. Объем выручки этого завода в общем объеме выручки компании в 2013 г. составил порядка 50%, доля российского производства составила 30% и около 20% пришлось на предприятие, расположенное в США.

– В процентном соотношении какое количество пиломатериалов вы поставляете на экспорт и на внутренний рынок? И какое экспортное направление является приоритетным для компании?

– Ситуация разнится для каждого отдельного завода. Так, наш завод в Уилдзе экспортирует свыше 90% продукции, и основным для продукции из сосны является рынок Китая, а для пиломатериалов из лиственницы Европа. При этом низкие сорта из России и Германии мы стабильно отгружаем на рынки Ближнего Востока и Северной Африки.

Завод в Висмаре экспортирует примерно половину производимой продукции, а завод в Ландсберге ориентирован на внутренний рынок Германии и стран Евросоюза. Географию продаж предопределяет местонахождение производства, его близость к рынкам и уровень затрат на логистику.

Продукцию под брендом Ilim Timber вы, без преувеличения, найдете на всех основных мировых рынках: в Европе, России и СНГ, Африке, США, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и даже в Австралии.

– Как оцениваете дистрибуцию пиломатериалов в России?

– Система продаж пиломатериалов и продукции глубокой переработки в России выглядит незрелой по сравнению с Европой и США. Причина тому – низкий уровень внутреннего потребления, низкая покупательная способность населения и низкий уровень культуры потребления.

Отчасти эта ситуация поддерживается «серым» сегментом строительных рынков и баз, равно как и «серыми» производителями пиломатериалов и погонажа. Уверен, что у системы торговли продукцией деревообработки в России колоссальный потенциал, но его сдерживает не только спрос, но и очень агрессивная политика банков в части кредитования межсезонных закупок товарных запасов и строительства.

– Как, на ваш взгляд, можно стимулировать развитие рынка деревянного домостроения в России? Нужно ли это делать?

– Развивать деревянное домостроение в России, конечно же, нужно. Сегодня во всем мире этому сегменту уделяется большое внимание. А учитывая ситуацию с обеспеченностью жильем, которая сложилась в России, – это одно из самых перспективных направлений.

Однако для его развития, со всей очевидностью, нужна государственная поддержка. И сегодня мы видим, что есть уже определенные проекты, которые с успехом выполняются, но они носят региональный, а не федеральный характер. А для обеспечения населения жильем в массовом порядке нужны серьезные программы, и я думаю, что в ближайшей перспективе они будут разработаны и реализованы.

– У компании есть производственные мощности как в России, так и за рубежом. Чем отличается работа в России от работы в Германии и в США?

– При всем многообразии региональных особенностей, включая технологические отличия и разницу в законодательствах, принципы управления у нас общие для всех предприятий. Это касается в первую очередь требований к безопасности труда, бюджетирования, управления затратами, политики в области закупок сырья.

Мы запустили процесс обмена лучшими практиками между всеми бизнес-единицами и обнаружили, что отличия между нами вполне преодолимы, когда у нас есть общие идеи, общее дело. Ключевым условием продуктивного управления региональной спецификой является равный уровень профессионализма сотрудников и доверие. В рамках программы интеграции активов нам удалось добиться значительного прогресса, как в развитии менеджеров так и в укреплении взаимного доверия.

– Ранее у Ilim Timber были планы запустить мощности по производству пиломатериалов в Китае. Насколько это сегодня актуально?

– Не совсем так. Мы планировали привлечь стратегического партнера из Китая для реализации совместных проектов, ориентированных на рынок Китая. Процесс этот не быстрый и является частью нашей долгосрочной стратегии. Это касается в первую очередь развития системы продаж в Китае, а лесопиление, конечно, эффективнее развивать в России.

Восточная Сибирь остается самой мощной лесопромышленной провинцией в Северном полушарии. В Китае своего сырья нет, а в Европе и Канаде избыточные мощности по лесопилению усугубляются недостатком и дороговизной сырья.

– Вы сегодня полностью обеспечиваете себя сырьем или докупаете его?

– Мы не занимаемся и в ближайшей перспективе не будем заниматься заготовкой сырья. Ни в России, ни в Германии, ни в США. Мы закупаем древесину через выстроенную систему долгосрочных контрактов. Так, в России для нас стратегическим партнером является Группа «Илим» с объемом поставок, превышающим 50% от наших потребностей.

– В 2011 г. Ilim Timber учредил компанию ITI Development, которая должна была заниматься проектами, связанными с деревянным домостроением. Какова судьба этого проекта?

– Сегодня домостроительный проект лежит за рамками операционной деятельности нашей компании, при этом Ilim Timber является предпочтительным поставщиком. Мы готовы в любой момент организовать регулярные поставки пиломатериалов и фанеры для домостроительного проекта в России так же, как мы это делаем во всем мире.

– Чем было вызвано решение о продаже завода Tolleson Lumber Company канадской компании Interfor?

– Хочу уточнить, что сделка с Interfor является для нас стратегической инвестицией в динамично растущую перспективную североамериканскую компанию. Мы стали крупнейшим акционером компании и получили не только 5,5% ее акций, но и место в совете директоров.

Решающим фактором для продажи заводов в США компании Interfor и вхождения в капитал этой компании стало стратегическое видение в части дальнейшего сотрудничества. Став стратегическим акционером Interfor, Ilim Timber получит перспективную платформу для роста на рынке США. После закрытия сделки мы сформируем пакет маркетинговых инициатив, направленных в первую очередь на усиление наших позиций на развивающемся рынке Китая и расширение экспортного потенциала предприятий, включая экспорт из Германии в США.

– В принятии каких решений сможет участвовать Пол Херберт, который будет представлять компанию Ilim Timber?

– Пол Херберт – первоклассный профессионал, обладающий уникальным международным опытом в области управления и строительства новых предприятий на рынках Бразилии, Европы, России. У него отличная репутация в индустрии. Как член совета директоров Пол Херберт будет участвовать в принятии решений по всем вопросам, лежащим в компетенции совета.

А так как он является председателем комитета по стратегии в Ilim Timber, то сможет обеспечить четкое позиционирование вопросов, направленных на развитие стратегии нашей компании и совместных маркетинговых инициатив Interfor. Мы думаем, коллеги из Interfor не раз нас поблагодарят за то, что в составе их совета директоров появился такой сильный профессионал.

– Куда будут направлены деньги от продажи компании в США?

– Вообще-то мы частная компания и не раскрываем свою финансовую информацию. Одно могу сказать вам совершенно точно – основная часть средств, вырученных от продажи завода, будет использована для развития бизнеса, а также для снижения долговой нагрузки, то есть для частичного погашения кредитов.

– Вы планируете увеличивать долю акций в Interfor?

– По условиям соглашения у нас есть ряд ограничений в части изменения размера нашей доли. В настоящий момент для нас не самое главное 5,5% или большее количество акаций находится у нас во владении. Для нас Interfor – это мощная платформа для роста в Северной Америке, а для них возможность реализации межконтинентальной стратегии с нашим участием.

Мы видим колоссальный потенциал в совместной деятельности в части Китая, который всегда входил в круг наших долгосрочных интересов. Ближайшие год-два покажут, насколько продуктивной будет наша интеграция в первую очередь в области маркетинга.

– С продажей этого завода какой будет выручка Ilim Timber в 2014 г.? Как изменится прибыль компании?

– Мы не раскрываем информацию по прибыли, а по обороту наш консолидированный показатель снизится примерно на $110 млн к показателям 2013 г. Однако мы предполагаем в 2014 г. за счет увеличения объемов производства в России и Германии нивелировать это отклонение на 80–90%. При этом показатель по EBITDA, по нашим прогнозам, будет превышать отметку в 10%.

– Каким вы видите дальнейшее развитие компании? Планируется ли покупка каких-то активов или в дальнейшем будет органический рост компании?

– Наша стратегия развития подразумевает оба варианта. Это и развитие существующих активов, а также слияния и поглощения. И сделка с Interfor является хорошей тому иллюстрацией. Мы ориентированы на увеличение стоимости нашей компании, и все те активы и потенциальные партнерства, которые отвечают решению этой задачи, могут попадать в поле зрения наших интересов.

– Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность российского ЛПК?

– Инвестиционную привлекательность российского ЛПК сдерживает слаборазвитая транспортная инфраструктура, опережающий рост стоимости лесозаготовки и высокие капитальные затраты. Есть вопросы по соблюдению сроков реализации инвестиционных проектов, недостаток квалифицированных строителей, проектировщиков.

Не радует позиция монополистов в энергетике и на транспорте. Усилия государства не всегда последовательны, как это было с введением экспортных пошлин на хвойный пиловочник с последующим их снижением в рамках присоединения России к ВТО.

– Какие планы стоят перед компанией на 2014 г.?

– Наша основная задача на 2014 г. – увеличить объемы производства, добиться максимальной доходности. Мы хотим увеличить совокупные объемы производства пиломатериалов в России и в Германии до уровня 2,5 млн м3. Так же в этом году мы планируем увеличить выпуск фанеры до 200 тыс. м3. Кроме того, в наших планах начать экспорт пиломатериалов из Германии на американский рынок. Так что будем расти!

Биография:

Александр Советников окончил Куйбышевский авиационный институт им. С.П. Королева по специальности «самолетостроение». С 1979 по 1990 г. работал на Бакинском агрегатном производственном объединении, где прошел путь от мастера до главного инженера предприятия. С 2002 г. работал в должности генерального директора ОАО «Усть-Ижорский фанерный комбинат», входящего в Группу компаний «Свеза». В 2007 г. Александр Советников занял пост управляющего директора в ООО «Свеза-Лес». С января 2010 г. он работает в компании Ilim Timber на позиции управляющего директора по производству и инвестициям. В апреле 2011 г. Александр Советников бы назначен генеральным директором компании Ilim Timber.

Справка о компании:

Компания Ilim Timber была создана в 2007 г. на базе лесопильных и деревообрабатывающих активов лесопромышленной корпорации Ilim Pulp. Производственные активы компании сосредоточены в России, Германии и США. Представительства работают в Германии и Китае. На предприятиях компании работает около 4000 человек. Головной офис расположен в Санкт-Петербурге (Россия). Продукция компании поставляется в Россию и страны СНГ, в Европу, на Ближний Восток, в Северную Африку, в Азиатско-Тихоокеанский регион и на рынок Китая. По итогам 2013 г. объем производства пиломатериалов на заводах компании консолидировано составил 2,3 млн м3, а объем выпуска фанеры – 170 тыс. м3. Общий объем продаж в 2013 г. составил около $780 млн.

Тема этой статьи Инвестиции
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры