Опыт оптимизации бизнеса Группы "Илим"

Для успешного развития как малых предприятий, так и крупных холдингов в условиях постоянно растущей конкуренции необходимо налаживание непрерывного процесса оптимизации производства за счет повышения прибыли, экономии и упрощения бизнес-модели.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Для успешного развития как малых предприятий, так и крупных холдингов в условиях постоянно растущей конкуренции необходимо налаживание непрерывного процесса оптимизации производства за счет повышения прибыли, экономии и упрощения бизнес-модели.

Для успешного развития как малых предприятий, так и крупных холдингов в условиях постоянно растущей конкуренции необходимо наладить непрерывный процесс оптимизации производства за счет повышения прибыли, экономии и упрощения бизнес-модели.


Персоны


Организации

В рамках оптимизации производства производится реструктуризация, выбирается определенная система управления компании. В конце августа 2013 г. Группа «Илим» закончила реорганизацию, целью которой является повышение эффективности работы компании за счет внедрения прозрачной организационной структуры. По словам руководства холдинга, подобное изменение поможет группе «Илим» максимально реализовать потенциал, а также войти в число самых эффективных компаний мировой целлюлозно-бумажной промышленности.

Как пояснили эксперты из консалтинговой группы BI TO BE, которая является партнером Группы «Илим» в сфере обучения и развития персонала, любая реорганизация производства представляет собой изменение структуры для максимального приближения ее к идеальному функционированию в рыночной среде. «В настоящее время, когда Россия приспосабливается к условиям ВТО, баланс ресурсов и заказов принципиально важен, – рассказывает старший консультант BI TO BE Антон Пальчиков. – Реорганизация направлена как раз на максимальное сближение запросов рынка, ресурсов и производственных мощностей».

Как правило, следствием реорганизации является высвобождение дополнительных ресурсов для стратегически важных направлений деятельности, а также минимизация затрат, в том числе – временных. В целом подобная реорганизация Группы «Илим», по мнению экспертов, повышает управляемость компании. Ее цель – увеличение эффективности за счет введения деления холдинга по направлениям деятельности. По словам консультанта и бизнес-тренера группы BI TO BE Алексея Подгорнова, это делает более прозрачной ответственность каждого функционального звена.

Для успешной оптимизации необходимо создать условия, при которых постоянное увеличение объемов производства будет сопровождаться уменьшением затрат. Для этого перед производителем стоит задача непрерывного повышения эффективности производства за счет уменьшения рисков, а также увеличения производительности предприятия, труда рабочих и качества продукции.

При этом одним из основных результатов успешной оптимизации станет синергизм производства, при котором эффективность увеличения прибыли и снижения текущих расходов в сумме будет выше, чем по отдельности. На данный момент, по мнению Антона Пальчикова, главная проблема системы управления в России не только в том, что она страдает формализмом, но и в том, что многие отечественные специалисты не привыкли учитывать синергию процессов.

«Те западные лекала, которые мы используем, действительно, эффективны. Но каждый раз мы должны принимать во внимание особенность нашей рыночной среды и менталитета», – рассказывает эксперт. Самый большой минус традиционной системы управления, по мнению Антона Пальчикова, заключается в длительном выгорании мотивации персонала, так как «она долгое время работала ради себя самой, используя только кнут и пряник».

В целом основными направлениями работы любого предприятия являются производство, продажа и развитие. И для эффективной оптимизации, как считает старший консультант Pöyry Алексей Бесчастнов, необходимо выбрать из тройки «производить, продавать, развивать» одно направление в качестве ведущего.

Выбор системы управления по направлению развития компании, по мнению эксперта, имеет смысл на быстрорастущем рынке, где важнее «оседлать волну», а не уменьшать издержки. Вариант, при котором ведущую роль играет производство, можно успешно использовать для устоявшейся продукции при относительно небольшой важности бренда и специализации «под клиента».

«Третий вариант – «ведущую роль играют продажи» – теоретически наиболее полно настроен на основной бизнес и на то, что приносит доход. То есть этот подход можно считать наиболее целесообразным «по умолчанию», – рассказывает Алексей Бесчастнов. При рыночно ориентированной оптимизации производство работает так, как удобно продажам, а не производству. Конечно, подобная схема увеличивает издержки, но они оправданы существенным ростом прибыли.

Оптимизация производства, которую недавно провела Группа «Илим», ориентирована как раз на рынок. Она выполнена за счет вывода новых производств на полную мощность, совершенствования бизнес-процессов и внедрения прозрачной и эффективной организационной структуры. Вместо бизнес-единиц «Илим Запад» и «Илим Восток» в высшем руководстве компании введены новые позиции по направлениям продаж и производства.

В то же время выбор клиентоориентированной системы производства не является мировой тенденцией. Лесопильный бизнес в Северной Америке, например, направлен на массовое производство узкой номенклатуры. В то же время в Европе предприятия работают с очень широкой продуктовой линейкой и с большой долей производства «под клиента». В России также существуют успешные примеры работы в системе управления, направленной как на продажи, так и на производство. К последним, например, относятся Kronospan и Swiss Krono.

Таким образом, единственно верной для всех предприятий систем управления не существует. «Говорить о том, может ли какая-либо система быть исключительно успешной, нельзя: система – это форма, которая должна оптимальным образом поддерживать содержание», – полагает Антон Пальчиков. Производственный уклон, по его мнению, может быть выгоден крупным предприятиям, когда спрос достаточно стабилен.

«Организация управления «от продаж» важна для быстрого реагирования на запросы рынка и для увеличения прибыли за счет лучшего сервиса. Однако слишком большой уклон в продажи может пагубно отразиться на объемах производства – здесь нужно чувствовать грань», – подвел итог Алексей Бесчастнов.

Тема этой статьи Стратегии
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры