Интервью гендиректора "Лесозавод 25" Дмитрия Крылова

По мнению генерального директора ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрия Крылова, строительный бум в США способствовал тому, что европейские производители пиломатериалов сфокусировали свое внимание на американском рынке.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

По мнению генерального директора ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрия Крылова, строительный бум в США способствовал тому, что европейские производители пиломатериалов сфокусировали свое внимание на американском рынке.


Организации


Фотогалерея (15 фото)

– Как для вас завершился 2012 г.?

– Что касается экономических показателей, то могу сказать, что год мы закрыли с прибылью. Однако главное, наверное, заключается в том, что в 2012 г. был начат второй этап модернизации предприятия. На Цигломенском участке был запущен новый лесопильный цех, а сейчас заканчивается монтаж и пусконаладка сушильных камер и линии сортировки пиломатериалов. Параллельно с этим строится ТЭЦ, работающая на отходах лесопиления.

Мы хотим добиться того, чтобы на обоих производственных участках лесозавода – Маймаксанском и Цигломенском – можно было использовать схему безотходного производства. В планах на ближайшее будущее – начать строительство пеллетного завода на Цигломенском участке. Я думаю, что уже в 2014 г. пеллетный завод будет построен. На сегодняшний день идут проектные работы.

– А когда началась модернизация производства и какие потребовались инвестиции?

– Фактически модернизация началась в 2005 г. На тот момент ЗАО «Лесозавод №25» представлял собой два лесозавода – бывший «Цигломенский лесозавод» и «Лесозавод 25», – которые в 2003 г. были объединены в одно юридическое лицо. Техническое состояние обоих заводов было весьма удручающее – в цехах стояло изношенное, морально устаревшее и энергозатратное оборудование, установленное еще в 70-е гг. и требующее большого количества сотрудников для работы.

Было понятно, что в перспективе в таком состоянии предприятие не сможет оставаться конкурентоспособным как в плане экономики, так и в плане качества выпускаемой продукции, которое уже на тот момент довольно сильно отличалось от качества продукции скандинавских конкурентов. В результате было принято решение о проведении модернизации, которая реализовывалась поэтапно – сначала в 2005 г. на Маймаксанском участке была запущена новая линия сортировки бревен и лесопильный цех, а в 2007 г. – новые сушильные камеры и линия сортировки пиломатериалов. В 2008 г. был построен цех по производству пеллет.

Проектная производительность – 60 000 тонн древесных гранул в год. Часть производимых гранул используется на внутреннем рынке, а основная масса отгружается на экспорт. Следующей нашей задачей было повысить энергоэффективность предприятия. Для этого было принято решение заменить старую котельную, работавшую на опилках и на мазуте, новой современной ТЭЦ, которая работает на отходах лесопиления. В 2008 г. новая ТЭЦ была запущена. И теперь опилки, которые ранее сжигались, идут на производство древесных гранул. Что касается инвестиций, то в модернизацию Маймаксанского производственного участка было вложено порядка 50 млн евро, а инвестиции в Цигломенский участок составили около 60 млн евро.

– Как у вас сократились расходы на электроэнергию с вводом новой ТЭЦ?

– Сегодня по Маймаксанскому участку мы закрываем половину всей потребности собственной электроэнергией, стоимость которой гораздо ниже, чем у покупной. С вводом в эксплуатацию ТЭЦ на Цигломенском участке мы закроем потребность по электроэнергии практически на 100%. В любом случае своя электроэнергия, вырабатываемая при сжигании отходов лесопиления, будет стоить гораздо дешевле.

– Во сколько раз увеличилась мощность завода после модернизации?

– На Маймаксанском участке производительность завода увеличилась на 50%, а на Цигломенском – увеличитсяв два раза. Что касается объемов производства, то общая мощность двух производственных участков ЗАО «Лесозавод 25» позволит перерабатывать до 1 млн м3 пиловочного сырья в год. В 2012 г. на Маймаксанском участке было произведено 240 тыс. м3 пиломатериалов, а на Цигломенском – 110 тыс. м3. В 2014 г. мы планируем увеличить производительность обоих участков до 450 тыс. м3. В планах на этот год – 400 тыс. м3 пиломатериалов.

– Какое оборудование закупали?

– Сегодня в России, к сожалению, практически не производится хорошего оборудования. У нас стоит лесопильное оборудование немецкой фирмы Linck Holzverarbeitungstechnik GmbH. Это дорогое, но надежное и хорошо себя зарекомендовавшее оборудование. А все остальное подбиралось исходя из соотношения цены и качества. На данный момент на заводе установлено оборудование фирм AS Hekotek (Эстония), Valon Kone Oy (Финляндия), Lekopa Oy (Финляндия), Vollmer (Германия).

– С модернизацией численность персонала сократилась?

– Да, сократилась. Дело в том, что многие операции на производстве автоматизированы, в связи с чем при росте производительности численность персонала снижается. На данный момент общая численность персонала по обоим производственным участкам – 1100 человек. Но людей, задействованных в основном процессе, – не так много. Численность набирается за счет вспомогательных служб. У нас свой транспортный цех, своя пожарная часть, своя служба контрольно-пропускного режима, своя погрузка. В Скандинавских странах эти работы отдаются на аутсорсинг. Мы же не можем себе этого позволить.

– Каков на сегодняшний день ассортимент выпускаемой лесозаводом продукции?

– Предприятие специализируется на переработке древесных хвойных пород (в общем объеме переработки 65% составляет еловое сырье и 35% – сосновое). Основным видом деятельности нашего предприятия является производство пиломатериалов камерной сушки, а также мы изготавливаем технологическую щепу и пеллеты. Щепу мы поставляем на Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК) для производства целлюлозы. Нашими конкурентами являются финские и шведские концерны, которые находятся в более выгодном положении в вопросах доставки продукции до покупателей.

– Куда вы поставляете свою продукцию?

– Практически все пиломатериалы мы поставляем на экспорт. Основные рынки – это Западная Европа: Нидерланды, Бельгия, Германия, Франция, Дания, Ирландия, а также страны Средиземноморья: Египет и Израиль. Еще продукция «Лесозавода 25» поставляется на внутренний рынок. Вся продукция, реализуемая на экспорт, отгружается с собственных причалов лесозавода и доставляется покупателям на морских судах. Главными партнерами-перевозчиками предприятия на протяжении длительного времени являются ОАО «Северное морское пароходство» и компания Wijnne&Barend`s (Нидерланды).

– Сейчас в США идет строительный бум. Не планируете поставлять свою продукцию на этот рынок?

– Нет, не планируем. Дело в том, что потребности этого рынка довольно сильно разнятся с нашими возможностями. Там совершенно другие стандарты по длинам, качеству, сортировке. Но строительный бум в США для нас, безусловно, очень благоприятен, потому что европейские производители, традиционно поставлявшие свою продукцию на американский рынок, сейчас сфокусировались больше на нем. В результате у нас в Европе стало меньше конкурентов.

– А Японию и Китай рассматриваете в качестве рынков?

– Пока не рассматриваем. Для того чтобы выходить на рынки этих стран, нам нужно будет менять всю структуру производства, что для нас сегодня просто невыгодно.

– Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся сегодня в российском ЛПК?

– На мой взгляд, ситуация в лесной отрасли достаточно тяжелая, поскольку проблемы, которые существуют, копились годами и не решались. Так, за последние десятилетия в России не производилось, не создавалось хорошего современного оборудования. В итоге за перестроечные и постперестроечные годы мировые технологии ушли достаточно далеко вперед в плане эффективности использования оборудования, в плане энергоэффективности, в плане оптимального задействованного количества персонала, качества выпускаемой продукции. Тогда как российские технологии в машиностроении для ЛПК остались на прежнем уровне. Еще одна проблема российских заводов, помимо производственных технологий, это логистика. Так, например, в Скандинавских странах заводы находятся в шаговой доступности от потребителей, они имеют возможность отгружать товар мелкими партиями и вывозить его автотранспортом.

В России в силу большой удаленности заводов от потенциальных потребителей, это, к сожалению, сложнее. Возникает дополнительное плечо доставки в порт и перевалки через порт. А это опять же затраты.

– С какими трудностями пришлось вам столкнуться?

– Например, сегодня очень сложно найти ту маржу, которая позволит предприятию нормально развиваться и быть прибыльным. Трудности возникают при выборе оборудования, планировании производства и т.п. Ведь для того чтобы предприятие эффективно работало, нужно наладить цепочку от заготовки сырья до продаж. И если что-то в производственной цепочке хромает, то нарушается весь процесс. В связи с этим сегодня преимуществом пользуются те производства, которые работают в холдингах, когда в холдинг объединены и предприятия ЦБП, и лесозаготовители, и перерабатывающие заводы. Ведь те предприятия, у которых нет реализации щепы или своей заготовки, не могут работать эффективно.

– Чем может помочь государство компаниям ЛПК?

– Продолжать деятельность в плане предоставления субсидий и компенсаций за кредиты. Потому что сегодня без заемных средств организовать эффективно работающее предприятие просто невозможно. А проценты по кредитам все-таки достаточно большие.

– На ваш взгляд, чьим должен быть лес – частным или государственным?

– Мое мнение – лес должен оставаться государственным. Но при этом должны быть разработаны четкие схемы лесопользования и лесовосстановления.

– Присоединение России к ВТО как-то повлияло на деятельность вашей компании?

- На нас вступление России к ВТО никак не отразилось. Нам стало не сложнее и не легче работать. Дело в том, что наше предприятие сегодня не ориентировано на внутренний рынок и та продукция, которую мы производим – пиломатериалы – не импортируется, в отличие от мебели и других продуктов глубокой переработки. Вообще по этому поводу достаточно сложно говорить однозначно. Но если такое решение было принято, то, наверное, на это есть веские причины.

Биография

Дмитрий Крылов родился в 1974 г. в Архангельске. Окончил факультет иностранных языков ПГУ им. Ломоносова и Архангельский филиал Финансового института при Правительстве РФ (САФУ им. М.В. Ломоносова) по специальности «менеджмент». В 1996–2001 гг. курировал ВЭД в ОАО «Архангельский траловый флот». В 2001–2005 гг. работал на предприятиях группы компаний «Титан» (ООО «Цигломенский лесозавод», ОАО «Архбум», ЗАО «Лесозавод 25») в должностях заместителя начальника отдела сбыта, начальника отдела экспорта пиломатериалов. С 2005 г. по 2013 г. занимал позицию заместителя генерального директора по ВЭД ЗАО «Лесозавод 25». В марте 2013 г. назначен генеральным директором предприятия.

Справка

ЗАО «Лесозавод 25» основан в 1998 г. Входит в группу компаний «Титан». Лесозавод производит экспортные пиломатериалы камерной сушки, а также технологическую щепу и древесные гранулы. Годовой объем выпуска пиломатериалов завода превышает 350 тыс. м3. ЗАО «Лесозавод 25» является членом Ассоциации экологически ответственных лесопользователей России. Имеет сертификат Лесного попечительского совета (FSC). Годовой оборот предприятия составляет свыше 65 млн евро.

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры