Изменчивая фанера

В марте 2013 г. Европейским сообществом будет принято новое лесное законодательство, ужесточающее контроль над оборотом древесины и изделий из нее. Это напрямую отразится на импорте фанеры в страны Евросоюза и изменит структуру этого рынка.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

В марте 2013 г. Европейским сообществом будет принято новое лесное законодательство, ужесточающее контроль над оборотом древесины и изделий из нее. Это напрямую отразится на импорте фанеры в страны Евросоюза и изменит структуру этого рынка.

Европейский рынок фанеры меняется довольно быстро. С 2008 г. из-за высоких цен спрос на фанеру из древесины тропических лиственных пород заметно снизился.

В связи с этим большей популярностью стала пользоваться фанера, произведенная из древесины лиственных пород. Немаловажную роль в изменении структуры поставок сыграл и тот факт, что основным ее импортером стал Китай, поставлявший свою продукцию по заниженным ценам.

Введение в 2004 г. антидемпинговых пошлин на импорт в страны ЕС из Китая сказалось на производстве фанеры в Поднебесной. Пошлины были установлены в диапазоне от 6,5 до 23,5% для четырех китайских производителей и 66,7% для всех других производителей.

Тем не менее производство фанеры из тополя и эвкалипта в Китае резко возросло. И хотя китайская фанера не обладает долговечностью, прочностью и качеством фанеры из древесины тропических пород, цена на нее весьма конкурентоспособна, а потому эта продукция пользуется большой популярностью на рынке Европейского cоюза.

Из­-за запрета на экспорт африканских бревен окоуме, введенного в мае 2010 г., производство фанеры из древесины тропических пород с использованием бревен окоуме также резко снизилось и в настоящее время остается незначительным.

В отличие от этого, импорт фанеры из древесины лиственных пород умеренного климата в 2009–2011 гг. увеличился. В первом полугодии 2012 г. импорт этой продукции составил 1,01 млн м3. Импорт из Китая вырос на 21% и составил 493 тыс. м3, в то время как объемы поставок из России снизились на 18%, до 344 тыс. м3.

Переход европейских покупателей к фанере из древесины лиственных пород умеренного пояса обусловлен еще несколькими факторами – высокими и неустойчивыми ценами на фанеру из древесины тропических пород, а также перебоями в поставках.

Эти тенденции стали очевидны после цунами в Японии в марте 2011 г., когда для восстановительных работ потребовались большие объемы этих пиломатериалов. Европейский импорт фанеры из Индонезии сильнее всего пострадал именно из-за задержек отгрузки и больших колебаний цен в течение этого периода.

В 2011 г. на европейском рынке более дешевая российская фанера из березы практически полностью вытеснила индонезийскую ламинированную фанеру. Однако уже в 2012 г. поставки этого материала сократились.

По мнению экспертов, в 2013 г. с наступлением зимних рубок в России ситуация с поставками этого материала улучшится. Цены на фанеру из Юго-Восточной Азии в 2012 г. практически не изменились и остались на прежнем уровне. А после введения нового лесного законодательства ЕС конкурентоспособность стран этого региона повысится.

По существующим прогнозам, в 2013 г. фанера из древесины тропических пород из Индонезии и Малайзии сможет занять некоторую долю на рынке ЕС. Об этом говорит и тот факт, что поставки этого материала в течение 2012 г. улучшились.

В январе–июне 2012 г. ЕС импортировал 153 тыс. м3 фанеры из древесины тропических лиственных пород, что на 15% меньше, чем за тот же период в 2011 г.

В первой половине 2012 г. импорт фанеры из тропической древесины в ЕС из Китая упал на 33% (до 45 тыс. м3), на 8% из Индонезии (до 40 тыс. м3) и на 9% из Малайзии (до 20 тыс. м3).

В IV квартале 2012 г. европейский рынок фанеры также оставался очень сложным – из-за низкой активности строительного сектора потребление фанеры было слабым. При этом у производителей затраты на изготовление этой продукции продолжают расти.

В результате рентабельность продаж постоянно снижалась. Чтобы компенсировать издержки, некоторые китайские поставщики фанеры в ЕС пытаются повысить цены на свою продукцию на 2–3%. Однако пока их усилия ни к чему не приводят.

Из-­за недавнего повышения цен на топливо судоходные компании также увеличивают стоимость фрахта на азиатско-европейских маршрутах. Однако спрос на контейнерные перевозки во время рождественских каникул оставался низким, и, по мнению специалистов, данное повышение ставок долго не продлится.

В результате низкого спроса на контейнерные перевозки европейские импортеры обеспечивают себя стабильным запасом продукции. К тому же сроки доставки существенно сократились. Так, например, сроки поставки индонезийской фанеры в Европу в настоящее время составляют приблизительно пять недель.

Несмотря на относительно высокие цены на бревна в Малайзии, местным производителям фанеры из древесины лиственных тропических пород, импортирующим свою продукцию в Европу, пришлось снизить цены, чтобы не потерять свою долю на рынке. И хотя разница в цене между малазийскими и китайскими продуктами в последние месяцы сократилась, она все еще составляет более 10%.

В дополнение к слабому спросу на рынке фанеры в ЕС существует большая неопределенность из-за возможного влияния нового лесного законодательства Европейского союза.

Согласно этому закону, все европейские импортеры будут обязаны иметь документы, подтверждающие легальность заготовленной древесины и изделий из нее. Для поставщиков, у которых длинные и сложные цепочки поставок, как, например, у китайских производителей фанеры, это создаст трудности.

В связи с этим уже увеличились заказы продукции из Китая, которая будет поставлена в феврале, то есть до вступления законопроекта в силу. Эти заказы намного превышают спрос, ожидаемый в I квартале 2013 г. В долгосрочной перспективе воздействие нового закона пока трудно предсказать.

Во многом это зависит от того, насколько эффективно он будет применяться. Большинство стран ЕС пока не спешат раскрывать информацию о том, какие государственные ведомства возьмут на себя контроль за выполнением данного законопроекта.

Кроме того, Европейская комиссия должна издать подробные рекомендации для импортеров ЕС. А на это может уйти достаточно много времени. Однако уже понятно, что новое лесное законодательство Европейского союза приведет к существенным изменениям в торговле лесной продукцией ЕС.

Особенно это вер­но для рынка фанеры, который традиционно очень зависит от зарубежного импорта, поскольку речь идет о древесине лиственных пород, произрастающей в областях с высоким риском незаконных поставок, таких как Россия и некоторые тропические страны.

На первых порах соблюдение этого закона импортерами будет делом добровольным. Однако личная ответственность, а также риск потерять репутацию легальных поставщиков приведут к тому, что большинство импортеров отнесутся к новому закону серьезно.

Тема этой статьи Конкуренция

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры