Предприятия лесной промышленности подводят итоги

Согласно отчету PricewaterhouseCoopers средний темп продаж 20 крупнейших лесопромышленных компаний мира в 2004 г ненамного превысил российский показатель и составил 13,46%. Однако ни одна российская компания в новый рейтинг PwC не вошла.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Средний рост выручки в лесной промышленности России в 2004 году составил 12,22%, валовой прибыли 31,31%, при этом чистая прибыль компании снизилась.

Согласно отчету PricewaterhouseCoopers средний темп продаж двадцати крупнейших лесопромышленных компаний мира в прошлом году ненамного превысил российский показатель и составил 13,46%. Однако ни одна российская компания в опубликованный в 2005 году рейтинг не PwC не вошла.

Как отмечается в отчете об исследовании «Мировая лесная промышленность – 2005», недавно опубликованном компанией PricewaterhouseCoopers, Россия все еще остается спящим гигантом, обладающим огромными лесными ресурсами и низкими производственными затратами.

По мнению аналитиков компании, несмотря на то, что российская древесина и целлюлоза уже широко продаются на европейских и азиатских рынках, потенциал огромных лесных ресурсов все еще остается неиспользованным.

Российская лесная промышленность высоко фрагментирована и требует значительных инвестиций в реструктуризацию, модернизацию и расширение производственных мощностей.

При этом, по мнению аналитиков, зарубежные инвестиции находятся на низком уровне, а инвестиционный климат не располагает к их росту. Изменения в Лесном кодексе в некоторой мере воодушевили иностранные компании, такие как UPM, Stora Enso и Mondi, а также некоторые азиатские компании, на осторожные инвестиции в деревообработку. Однако в целом влияние России на мировую лесную промышленность пока еще остается низким.

В прошлогоднее исследование, рассматривавшее итоги 2003 года, компания PricewaterhouseCoopers включила данные единственного российского предприятия - корпорации «Илим Палп». Однако в новое исследование российская корпорация не попала, потому что финансовая информация корпорации была недоступна для аналитиков.

Журнал «Лесная индустрия» предпринял попытку сделать первый финансовый рейтинг российских лесопромышленных компаний и сравнить полученные данные с информацией рейтинга 100 крупнейших мировых компаний PricewaterhouseCoopers.

Как показали результаты сбора информации и опроса компаний, российские лесопромышленники крайне неохотно предоставляют информацию о финансовых результатах своей деятельности.

Акционерные общества часто не имеют на сайтах в Интернете предписанные Федеральной службой по финансовым рынкам страницы для раскрытия информации. А многие компании, имеющие такие страницы, подолгу их не обновляют.

Некоторые компании, в основном, лидеры по производственным показателям в своих рыночных сегментах, вообще отказались предоставить информацию о финансовых результатах деятельности.

В это число попало даже ОАО «Светогорский ЦБК», принадлежащее американской компании International Paper. Также отказалась предоставить информацию и участвовать в рейтинге и компания «Континенталь Менеджмент» (Таблица 1).

Как и предполагалось, рейтинг российских лесопромышленных компаний возглавила корпорация «Илим Палп». Согласно опубликованным отчетам по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) о результатах деятельности Котласского ЦБК, Усть-Илимского и Братского ЛПК, Санкт-Петербургского КПК, фабрики «Коммунар»

(информацию о результатах лесозаготовительной и деревообрабатывающей деятельности корпорация не предоставила), ее суммарная выручка в 2004 году превысила 21 494 млн руб (Таблица 2).

За «Илим Палпом» с большим отрывом следуют «Монди Бизнес Пейпа - Сыктывкарский ЛПК» - 12 650 млн руб и Архангельский ЦБК - 8 412 млн руб.

Крупнейшей деревообрабатывающей компанией России по результатам деятельности прошлого года стала компания «СВЕЗА-лес», выручка которой составила 4 025 млн руб, об этом свидетельствует информация, опубликованная на сайте компании.

В 2004 году деревообрабатывающие холдинги росли быстрее, чем целлюлозно-бумажные. В прошлом году наибольший рост выручки пока зали: Жешартский фанерный комбинат - 48,2%, НЛК - 34,7% и «Вологодские лесопромышленники» - 31,9% (График 1).

Как пояснила специалист отдела маркетинга Жешартского фанерного комбината Вероника Хамдамова: «Увеличение финансовых показателей предприятия связано прежде всего с внутренними изменениями: с ноября 2003 года мы запустили производство плит МДФ».

Также резкому увеличению выручки способствовал рост производства фанеры, которая сейчас пользуется повышенным спросом как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

В первом квартале 2005 года тенденция роста производства продукции Жешартским фанерным комбинатом сохранилась: выпуск большеформатной фанеры увеличился на 55% относительно первого квартала 2004 года.

Рост на 34,71% выручки холдинга НЛК в прошлом году произошел в основном за счет работы «Ильинского лесозавода» (Карелия) и лесозаготовительной компании «СеверЛесПром» (Вологодская обл).

Эти предприятия были приобретены холдингом в конце 2003 года и уже в прошлом году позволили холдингу резко увеличить вы ручку. Также в 2004 году выросла лесозаготовка холдинга за счет увеличения объема лесного фонда и покупки новой лесозаготовительной техники.

По мнению заместителя гендиректора ХК «Вологодские лесопромышленники» Евгения Цветкова, увеличение выручки его компании в прошлом году на 31,87% было обеспечено ростом средней цены реализации продукции.

Кроме того, в прошлом году компания смогла повысить выход ценных сортиментов на разделке, уделяя много внимания более качественному подбору делянок.

Вместе с этим в 2004 году произошел частичный переход лесозаготовительных компаний холдинга от цен FCA к DAF по экспортным контрактам, а стоимость контрактов выросла вместе с курсом евро.

По словам Цветкова, в натуральном выражении увеличился объем продаж входящих в холдинг ООО «Верховажьелес», ООО «Ломоватка-Лес» и ООО «Междуречьелес».

Среди лесопромышленных компаний наименее удачно прошедший год сложился для Пермского фанерного комбината, который сократил объем выручки на 29,85%, Сокольского ЦБК (-11,71%) и Онежского ЛДК (-5,40%) (График 2).

Сокольскому ЦБК в прошлом году пришлось нелегко. Во-первых, более чем на год затянулись сроки реконструкции БДМ-8 - с августа 2003 го да до сентября 2004 года.

Как пояснила заместитель генерального директора по экономике комбината Светлана Харах эта машина приносит около 12 млн рублей в месяц, что составляет 20% общего дохода предприятия.

Во-вторых, большие убытки принес за хват комбината в октябре прошлого года группой «Вектор». «Мы работа ли с поставщиками сырья с отсрочкой платежа. Естественно, после таких событии нам пришлось авансировать наших поставщиков, так как они боялись потерять свое сырье и деньги», -говорит Светлана Харах.

- «Кроме то го, наше предприятие отгружает продукцию по предоплате. В результате октябрьских событий мы перестали получать предоплату. Два или три месяца мы выравнивали отношения с партнерами».

По утверждению финансового директора Онежского ЛДК Аси Крякиевой, на снижение выручки предприятия повлияло снижение цен на пиломатериалы, а также изменение товар ной структуры в 2004 году в сторону дешевой еловой продукции. В 2003 году в структуре продаж преобладала более высококачественная и дорогая продукция из сосны.

Всего на 1,74% в 2004 году выросла выручка ОАО «Волга». Как рассказал заместитель гендиректора «Волги» по связям с общественностью Арсений Хренкин, пришедшей в начале 2004 года к управлению комбинатом «Ост-Вест Групп» было сложно повлиять на продажи пред приятия, так как пакет контрактов на поставку продукции уже был практически полностью сформирован на весь год.

Основным путем получения дополнительной прибыли было снижение затрат на производство продукции за счет оптимизации поставок сырья, экономии при снижении издержек производственного процесса, достижение более стабильных показателей работы буммашин при одновременном  увеличении  их  скорости.

«Именно эти усилия позволили сделать предприятие безубыточным по сравнению с 2003 годом, - рассказывает Арсений Хренкин. - «Более того, предприятие получило значительную прибыль».

После чистого убытка в размере 161 млн руб в 2003 году, в прошлом году компания получила чистую прибыль объемом 250 млн руб. «Более благоприятная конъюнктура рынка в начале 2005 года позволила законтрактовать практически всю продукцию предприятия на год вперед, что позволяет рассчитывать на увеличение прибыли по сравнению с 2004 годом», - отмечает Хренкин.

Исполнению этих прогнозов способствует программа модернизации производства, реализуемая комбинатом. В ближайшие годы инвестиции в реконструкцию производства достигнут более 20 млн евро и около 15 млн евро - в приобретение и установку коросжигательного котла для утилизации корьевых отходов.

Наибольший рост валовой прибыли в 2004 году был у целлюлозного завода «Питкяранта» - 386,4% до 31 623 тысяч руб, Каменской БКФ - 104,7% до 99 488 тысяч руб, и у деревообрабатывающего комбината «Красный Октябрь» - 103,8% до 140 329 тысяч руб.

Как рассказал начальник отдела маркетинга ДОК «Красный Октябрь» Алексей Кашкаров, в рамках выбран ной в начале 2004 года стратегии раз вития была изменена схема продвижения продукции, что привело к рос ту объема продаж предприятия в 2004 году на 16,53% по отношению к 2003 году.

На фоне общей стагнации мебельного рынка и сильных сезонных колебаний комбинату удалось не только сгладить «сезонность», но и увеличить выручку. Кашкаров считает, что снижение чистой прибыли было связано со значительными вложениями в модернизацию и расширение производства.

Наибольший чистый убыток среди анализируемых предприятий лесной отрасли России в 2004 году получил Сегежский ЦБК - 265 млн руб (График 3). Как отметил пресс-секретарь предприятия Николай Габалов, снижение чистой прибыли произошло в результате постоянной модернизации оборудования. На 3 месяца была остановлена БДМ-10, что повлияло на снижение производства целлюлозы. Объемы продаж на экспорт стандартной и микрокрепированпой бумаги были также существенно сокращены, о чем клиенты комбината были заблаговременно извещены.

Далее по объемам чистого убытка в 2004 году в лесной промышленности с большим отрывом следуют Соломбальский ЛДК (-8 млн руб) и «Питкяранта» (-5 млн руб). Сотрудник отдела анализа и планирования Соломбальского ЛДК Андрей Шабанов отказался раскрыть причины негативного результата работы компании.

А представитель «Питкяранты» отметил, что основное влияние на конечный финансовый результат пред приятия оказали внешние факторы, такие как опережающий рост закупочных цен на сырье, топливо, химикаты и другие материальные затраты и услуги по сравнению с ростом оптовых цен на целлюлозу. Также негативно повлиял на работу снижающийся курс доллара США: более 80% продаж компании осуществляется по долларовым контрактам.

Наилучшей чистой прибыли в прошлом году удалось достичь компании «Монди Бизнес Пейпа - Сыктывкарский ЛПК» - 1 461 млн руб. По этому показателю сыктывкарский холдинг даже обошел «Илим Палп», чистая прибыль которого в 2004 году составила 1 405 млн руб (График 4).

«Илим Палп» мог бы стать лидером по темам роста чистой прибыли: в прошлом году суммарная чистая прибыль входящих в холдинг предприятий выросла более чем в два раза. Однако вперед вырвалась «Волга», которая после чистого убытка в 2003 году в размере 161 млн руб в прошлом году получила чистую прибыль 250 млн руб.

Как отметили в пресс-службе «Илим Палп», рост чистой прибыли в 2004 году был связан с увеличением объемов производства: в 2004 году производство целлюлозно-бумажной продукции предприятиями корпорации выросло на 4,2% и превысило 2 млн 400 тысяч тонн. При этом большая часть продукции пришлась на товарную целлюлозу. Производство картона увеличилось на 6,7%, бумаги - на 3,2%.

Среди российских лесопромышленных компании только «Илим Палп» по объему выручки попадает в рейтинг PricewaterhouseCoopers (Таблицы 3 и 4). После перевода в доллары США по курсу, используемому PwC как средний обменный курс рубля к доллару - 0,0347, выручка «Илим Палпа» достигает $729,6 млн.

Средний рост выручки в лесной промышленности России в 2004 году составил 12,22%, валовой прибыли 31,31%, при этом произошло снижение чистой прибыли компаний. Средний рост продаж двадцати крупнейших мировых компаний ненамного превышает российский показатель и составляет 13,46%.

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры