Обзор производств туалетной бумаги в России

Долгое время, несмотря на мощ­ную сырьевую базу и большое количес­тво целлюлозно-бумажных комбинатов в России, туалетная бумага была едва ли не единственным продуктом отечест­венного рынка санитарно-гигиеничес­ких изделий. 
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Долгое время, несмотря на мощ­ную сырьевую базу и большое количес­тво целлюлозно-бумажных комбинатов в России, туалетная бумага была едва ли не единственным продуктом отечест­венного рынка санитарно-гигиеничес­ких изделий. Из этого следует, что Рос­сия отстает от ведущих стран по уровню потребления санитарно-гигиенических изделий (СГИ) на душу населения (Таб­лица 1).


Организации

Однако, согласно прогнозам аналитиков, уже в ближайшее время в России произойдет значительный рост потребления салфеток и высококачест­венной туалетной бумаги. Этому будет способствовать повышение благососто­яния населения и общее движение обще­ства вперед в области культурных инно­ваций. Российский рынок санитарно-гигиенической бумаги в последние годы растет на 7-9% ежегодно.

Емкость рын­ка санитарно-гигиенической продукции определяется уровнем доходов населе­ния, урбанизации, образованием и воз­растной структурой населения, а также особенностями розничной торговли. Производство СГИ в России оценивается в $120-130 млн в год. В 2004 го­ду в России было произведено 1061 млн рулонов туалетной бумаги, рост производства этой продукции составил 17%. Всего в России насчитывается около 100 производителей туалетной бумаги, три из которых занимают около 60% рынка - Светогорский завод гигиенической бумаги, Набережно-Челнинский КБК и сыктывкарское ООО «Папирус», принад­лежащее Полотняно-Заводской бумаж­ной фабрике (Таблица 2).

На рынке преобладает тенденция плавного перехода потребления част­ного сектора с продуктов низшей це­новой категории к более дорогим бу­мажным изделиям. Потребление туа­летной бумаги и остальных продуктов рынка санитарно-гигиенических изде­лий в России остается стабильным с тенденциями некоторого роста. Не­смотря на прогнозируемое в ближай­шие годы сокращение населения стра­ны, рост благосостояния людей поло­жительно скажется на объемах потреб­ления бумаги.

Производители, оценившие внутрен­ний российский рынок СГИ как пер­спективный, в течение последнего года заявляли о новых проектах развития производственных мощностей и строи­тельстве новых производственных объ­ектов. Так, ведущий российский произ­водитель СГИ Светогорский завод ги­гиенической бумаги (объем производ­ства в 2004 году составил 300 млн руло­нов туалетной бумаги), принадлежащий шведской SCA Hygiene Products, в ию­не 2004 года заявил о намерении по­строить в Тульской области с нуля завод по производству туалетной бумаги.

Сто­имость проекта шведы оценили в 260 млн евро. Новое тульское предприятие будет самым крупным производителем СГИ в России с годовым объемом про­даж 11 млрд рублей. Продукция компании, выпускаемая на европейских и российских заводах SCA, известна российским потребите­лям по таким брендам туалетной бума­ги, как Zewa и «54 метра», подгузни­кам Libero и женским прокладкам Libresse. Сегодня часть этих продуктов производится компанией на предпри­ятии в Ленинградской области.

До 1998 года российские производствен­ные линии SCA были частью Светогорского ЦБК. Затем новый владелец Светогорского комбината - компания International Paper, выкупившая акции предприятия у Terra Laval, выделила производство санитарно-гигиеничес­ких изделий в отдельное направление и продала этот бизнес SCA за $26 млн.

Цеха фабрики располагаются в двух населенных пунктах: производство бу­мажной основы - в г. Светогорске, вы­пуск конечного продукта - рулонов ту­алетной бумаги - в 30 км от нее. в г. Каменногорске. SCA всю туалетную бумагу изготавливает из собственной макулатурной основы. Бумага марки «54 метра» является од­ной из самых популярных в России. Она занимает доминирующее положе­ние в низшем ценовом сегменте рынка туалетной бумаги Санкт-Петербурга (более 55%) и значительную часть (бо­лее 25%) - на рынке Москвы. Около 80-90% производимой компанией туа­летной бумаги приходится на эту тор­говую марку. Интересно, что большин­ство марок туалетной бумаги в России носит «метрическое» название - «37 метров», «45 метров» и так далее.

Полотенца и салфетки на светогорском заводе гигиенической бумаги не производятся. Продаваемые под маркой «Zewa» полотенца и салфетки поступают с комбинатов компании SCA. расположенных в Австрии. Гер­мании и Польше. Запуск тульского завода позволит SCA прекратить им­портные поставки и поставлять yа рос­сийский рынок продукцию местного производства. Второй по величине производитель СГИ в России Набережно-Челнинский КБК расположен в республике Татар­стан. В 2004 году предприятие выпус­тило около 250 млн рулонов туалетной бумаги, или 36 тысяч тонн.

ООО «Папирус», до февраля 2004 года входившее в состав Сыктывкар­ского ЛПК, сегодня является активом акционеров Полотняно-Заводской бу­мажной фабрики, расположенной в Калуге (Московская область), и стоит на третьем месте по количеству выпус­каемой продукции СГИ. На его долю приходится чуть больше 6% россий­ского рынка санитарно-гигиенической продукции (65 млн рулонов туалетной бумаги). Основа для санитарно-гигие­нической продукции предприятия из­готавливается исключительно из беле­ной древесной лиственной целлюлозы и макулатуры высшего качества без применения при производстве туалет­ной бумаги бытовой, полиграфической макулатуры и красителей.

Компания обладает правами на брэнд «56 метров», под которым про­дается крепированная с перфорацией туалетная бумага. По оценкам экспер­тов качество этой бумаги является луч­шим в низшем ценовом сегменте. На четвертом месте среди круп­нейших производителей санитарно-гигиенической бумаги России стоит ЗАО «Джорджия-Пасифик» (Ивантеевка, Московская область). Учредите­лем предприятия является компания Georgia-Pacific Finland Oyj. Сясьский ЦБК производит около 56 млн рулонов в год и считается са­мым быстрорастущим производством в России. На рынок санитарно-гигие­нической бумаги комбинат вышел в 2001 году и со своим брэндом «Мяг­кий знак» сумел занять четвертую по­зицию в рейтинге крупнейших произ­водителей СГИ. Сегодня предприятие производит бумажные полотенца, туа­летную бумагу и салфетки.

Импорт санитарно-гигиенической бумаги в Россию в 2004 году достиг 60 тысяч тонн, что на 7% выше, чем в 2003 году. Доля импортной продук­ции на российском рынке составляет 25% и играет важную роль в форми­ровании потребительского спроса. Крупнейшими поставщиками СГИ в Россию являются Украина, Финлян­дия, Китай, Польша и Германия. Самый крупный экспортер сани­тарно-гигиенической продукции - Киевский КБК, лидер целлюлозно-бумаж­ной промышленности Украины, входит в российскую группу «Титан».

Сани­тарно-гигиеническую бумагу здесь на­чали производить в 1987 году. Если не учитывать российские производствен­ные мощности, то киевский комбинат является крупнейшим производителем СГИ на территории СНГ. Самый изве­стный брэнд Киевского КБК - туалет­ная бумага «Обухов 65 м», которая вы­пускается без сердечника. В структуре экспорта украинской туалетной бумаги в Россию эта марка занимает 90%. Кроме бумаги, Киевский КБК по­ставляет в Россию и гильзы для намот­ки туалетной бумаги. Подобные гиль­зы импортируются также из Китая и Финляндии. Основным потребителем финских гильз является расположен­ное в московском регионе предпри­ятие компании Georgia-Pacific, выпус­кающее бумагу под маркой Lotus.

Емкость российского рынка сани­тарно-гигиенической бумаги напрямую зависит от предпочтений потребителей. Выбор - покупать дешевую однослой­ную бумагу или дорогую многослойную - обычно зависит не только от до­хода (туалетная бумага даже самых дорогих марок не потребует значительных затрат семейного бюджета), но и от психологической готовности покупате­лей перевести туалетную бумагу в более высокую ценовую категорию.

Тем не менее, до сих пор около 80% потребля­емой в России туалетной бумаги нахо­дится в нижнем ценовом сегменте. Двухслойную бумагу, чуть более доро­гую, потребляет около 15% населения. На увеличение потребления более дорогой высококачественной туалет­ной бумаги в России в ближайшие го­ды будет влиять развитие цивилизован­ных форм торговли: розничных сетей, супер- и гипермаркетов, маркетинго­вые усилия производителей.

Около 77% продаж санитарно-гиги­енической бумаги в России приходится на частные маленькие магазины и опто­во-розничные рынки. На такие торго­вые сети, как «Ашан», «Перекресток», «Седьмой континент», «Рамстор» и «Патэрсон» в общей сложности прихо­дится лишь около 4% продаж СГИ. В московском регионе сегодня на­блюдается самый высокий в стране уровень жизни населения и продвинутость в области культурных инноваций, что приводит к повышенной доле по­требления импортной туалетной бумаги и готовности покупать высококаче­ственную отечественную.

Потребление салфеток частным сектором также больше всего зависит от уровня жизни населения. За этим товаром в сознании массового потре­бителя не закреплена принадлежность к низшей ценовой группе: потребление салфеток считается показателем куль­туры, а также доходов. Этому способ­ствует чрезвычайно большой разброс цен, наличие на рынке очень качест­венных дорогих салфеток с плотным рисунком. Разброс цен может дости­гать 20 и более раз.

Тем не менее, средний уровень розничных цен на ту­алетную бумагу и гигиенические изде­лия из бумаги в России сопоставимы с ценами в Европе. В магазинах москов­ского региона, особенно в самой Мос­кве, очень хорошо представлены изде­лия высшего ценового сегмента, как правило, немецкого производства. Бумажные одноразовые платки ма­ло различаются по цене, емкость этого рынка определяется физическим объ­емом их потребления, что в высокой степени определяется уровнем жизни. Емкость рынка бумажных полотенец, простыней и скатертей также полно­стью определяется объемами потреб­ления, готовностью переходить на од­норазовую продукцию.

Согласно исследованию компании Jaakko Роугу, потребление СГИ в Рос­сии к 2015 году ежегодно будет расти на 5,5%. Среднедушевое потребление соответственно повысится с нынешних 1,5 до 9 кг СГИ в год. В массовом со­знании туалетная бумага все еще оста­ется дешевым товаром, покупка кото­рого не учитывается в семейном бюд­жете. А рост потребления бумаги в ближайшие годы будет происходить в среднем и высшем ценовых сегментах. в основном, за счет роста благосостоя­ния россиян.

Тема этой статьи Маркетинг
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры