Электронное таможенное декларирование

К 2008 году Федеральная таможенная служба (ФТС), используя заем Всемирного банка, планирует внедрить в России автоматизированную систему таможенного декларирования.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

К 2008 году Федеральная таможенная служба (ФТС), используя заем Всемирного банка, планирует внедрить в России автоматизированную систему таможенного декларирования.

Система, в частности, должна упростить участнику внешнеэкономической деятельности процесс оформления груза и обеспечить таможне максимальный контроль над процессом. Электронное таможенное декларирование внедряется постепенно. На российском рынке действует несколько компаний, разработавших собственные программные продукты, помогающие таможенным брокерам или декларантам от организации быстро и безошибочно заполнить государственную таможенную декларацию (ГТД). С помощью комплекта программ участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) может заполнить декларацию, используя данные из своей информационной системы, созданные программой справочники контрагентов, банков, кодов товарной номенклатуры ВЭД, стран и валют, рассчитать стоимость таможенной очистки, проверить декларацию на достоверность. Можно подстроить программу под требования той или иной таможни.


Организации

Автоматизация таможенных процедур влечет за собой множество положительных изменений, таких как сокращение сроков оформления декларации, исключение процедуры досмотра для некоторых товаров, практически полное исключение контакта между работником таможни и владельцем груза. Сегодня досмотр и подготовка документов на таможенном посту занимает много времени. В старом Таможенном Кодексе, действовавшем до 31 декабря 2003 года, на оформление груза отводилось 10 дней, в новом этот срок был сокращен до трех дней. Но и это время можно существенно уменьшить, если автоматизировать процесс. Автоматизированная система позволяет ФТС разрабатывать процедуру оформления еще до того, как груз попадет на таможенный терминал. Дня этого исключается процедура досмотра, которая иногда не проводилась и раньше, например, при вывозе нефти.

Декларация поступает на таможенный пост в электронном виде, при этом участнику ВЭД совсем не обязательно покидать свое рабочее место. Синхронизировать передачу информации позволяет специальное программное обеспечение, которые учитывает структуру, формат и регламент предоставления деклараций. Сейчас, пока не опубликовано описание процесса технологической обработки данных, разработкой такого программного средства в России занимается одна-единственная компания. После опубликования количество таких компаний значительно возрастет: ведь необходимо будет учитывать не только запросы таможни, но и потребности участников ВЭД. Дня синхронизации интерфейсов разработчикам программ для создания ГТД придется работать непосредственно с участником, изучать его информационные системы. К 2008 году система должна выглядеть так: часть программного обеспечения устанавливается на компьютерах таможенного органа, часть - у декларанта (или брокера).

Последний с помощью своей половины программного обеспечения заполняет декларацию, зашифровывает ее с помощью электронной подписи и отправляет по открытым каналам через Интернет или через внутреннюю сеть ФТС на сервер маршрутизации. Предварительно файлу с декларацией присваивается имя, содержащее числовой код таможенного терминала, по которому сервер определяет, куда должен прибыть на оформление груз, и переправляет файл туда. Отравить декларацию напрямую в таможенный орган будет нельзя, поскольку таможня из соображений безопасности не имеет доступа в Интернет. На первом этапе внедрения новой системы декларирования принять участие в ней смогут только компании, пользующиеся доверием у таможни, так называемые добросовестные участники ВЭД. Те, кто перевозит в больших объемах одинаковые товары и в течение нескольких лет заполняет на них одинаковые декларации. В дальнейшем список компаний расширится. Если у таможни возникнет сомнение в добросовестности участника ВЭД, инспектор будет вправе потребовать полный пакет документов в бумажном виде, приостановить процесс декларирования и начать проверку.

Уже сегодня на экспериментальных участках установлен выделенный канал для передачи электронных деклараций. По оптико-волоконной связи брокеры передают документы в таможенные органы. Таможенный орган, получив декларацию, отправляет обратно сообщение, в котором указывается, что декларация принята к рассмотрению. С этого момента начинается отсчет 3 дней, в течение которых, согласно новому таможенному кодексу, таможня должна оформить груз. В настоящее время в эксперименте участвует немного компаний. Если декларант хочет принять в нем участие, он должен направить заявку об этом в ФТС России, а также самостоятельно проложить дорогостоящий оптико-волоконный кабель. Очевидно, что на такие жертвы могут пойти только крупнейшие компании. После исполнения перечисленных условий. Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФТС выдает участнику ВЭД персональную электронно-цифровую подпись. Серьезной проблемой, которая препятствует внедрению этой технологии, остается низкое качество связи: если в центральном регионе проложить кабель и создать устойчивый канал еще возможно, то в регионах это займет несколько лет.

Не меньшей проблемой является неподготовленность участников ВЭД и сотрудников таможни. Из-за низкого уровня заработной платы и снятия с работников таможни брони от службы в рядах Российской Армии в прошлом году из структур ФТС уволилось около 6 тысяч работников (примерно 10% всего персонала таможенной службы России), а у оставшихся специалистов, особенно в регионах, не хватает технических средств. Также, если срочно ничего не предпринять, тормозом техническому прогрессу станет налоговая служба. Документы, подтверждающие вывоз товаров, налоговая инспекция требует предоставлять только в бумажном виде. Поэтому не стоит ждать, что эта практика получит быстрое распространение по всей стране. Вместе с внедрением электронного документооборота упростится работа и сотрудников таможни. При оформлении декларации инспектор будет выполнять только операторские функции: ему достаточно считать сканером штрих-код с груза, чтобы получить информацию о товаре, отправителе и получателе и выпустить груз. Уже сейчас некоторые элементы этой системы применяются в проектах "Зеленый коридор" на границе с Финляндией и "Калининградский транзит" при провозе товаров из Калининградской области в Россию через территорию Литвы.

На Иркутской таможне, которая занимается оформлением леса, для идентификации хозяина груза и его качества штрих-код наклеивается на каждое бревно. На контейнерном терминале "Русмарин-Форвардинг" в Санкт-Петербурге система штрих-кодов введена для идентификации контейнеров. Штрих-код содержит информацию о номере контейнера, времени его прибытия на терминал, номере пломбы, номере машины. Эта информация поступает в базу данных информационной системы терминала, и оформлять бумажный пропуск при выезде уже не требуется. Еще одной программой, упрощающей процесс таможенного оформления, является специализированная система электронных расчетов с использованием таможенных карт. Принцип оплаты с использованием таможенной карты точно такой же, как у обычной платежной пластиковой карты. С ее помощью на всей территории России можно оплачивать любые таможенные платежи и сборы, резервировать денежные средства на специальном карточном счете в обеспечение уплаты таможенных платежей. Существует возможность открыть кредитную таможенную карту. В настоящее время в России установлено более 370 терминалов для приема таможенных карт. Тестовые карты уже используются в Северо-Западном таможенном управлении. Карточка может быть не только платежным инструментом: в нее встроен специальный чип, который содержит данные о плательщике, о проведенных ранее платежах, декларацию в электронном виде и другую необходимую при таможенном оформлении информацию.

После отмены карточек учета участников ВЭД, в которую заносились основные данные об организации, видах ее деятельности, составе учредителей и пр., таможня использует информацию из налоговых и других органов. При регистрации каждой компании присваиваются коды ИНН, КПП, ОГРН, по которым ее можно идентифицировать на таможенном посту. Вводить новую систему, используя таможенную карту, в ФТС не спешат, потому что параллельно ведется внедрение ИТН - идентификационного таможенного номера, который уже присвоен большому количеству участников ВЭД. Полностью перейти на технологии, не уступающие западным, ФТС России собирается к 2008 г.

Теги: Таможня
Тема этой статьи Менеджмент
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры