Обзор мировых рынков за февраль-март 2005 года

Первая неделя февраля на европейском спот-рынке северной беленой хвойной крафт целлюлозы (NBSK) не принесла изменений.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

.


Организации

На рынках NBSK продолжается рост

Первая неделя февраля на европейском спот-рынке северной беленой хвойной крафт целлюлозы (NBSK) не принесла изменений. Торговля шла в ценовом диапазоне $530-550 за тонну, при этом большинство сделок заключалось по ценам нижнего уровня.

Поставщики надеялись, что после того, как они поднимут в феврале цены прайс-листов с $630-640 до $660-670 за тонну, нижний уровень спот-рынка поднимется до $550 за тонну.

Действительно, в середине февраля, после того, как производители стали поднимать цены прайс-листов, цены на спот-рынке выросли на $20 до $550-570 за тонну. В феврале активность на спот-рынке оставалась слабой, изредка появлялись желающие приобрести дополнительные объемы, но в целом спрос был вялым.

В начале марта, несмотря на старания производителей продолжить повышение цен прайс-листов, спот-цены остались на прежнем уровне. Поставщикам к этому времени удалось поднять прайс-листы лишь до $640-650 за тонну, но они надеялись добрать необходимое повышение до конца месяца.

Как отметил один продавец, на большинстве рынков в это время спот-цены установились на )ровне $550 за тонну. Дальнейшее поведение рынка было непредсказуемым.

Тем не менее, продавцы ждали, что технологические остановки производства, запланированные на март и апрель, укрепят рынок.

Ближе к концу марта спот-цены на NBSK во всей Европе стали падать: с $550-570 они упали до $530-550 за тонну. Прайс-листы зафиксировались на уровне $640-650 за тонну (График 1), не добрав $20 до желаемого поставщиками уровня.

Некоторые продавцы все еще надеялись, что до конца месяца успеют поднять свои цены. Однако рынок не располагал к повышению цен: целлюлозы на нем было в избытке.

При этом покупатели не интересовались дополнительными объемами, так как уже сформировали достаточные товарные запасы. В итоге в марте цены на NBSK почти вернулись к уровню начала февраля.

В США в начале февраля на рынке NBSK было не просто найти дополнительные объемы целлюлозы. Спот цены выросли на $30 до $610-640 за тонну после того, как многие производители повысили цены прайс-листов до $680 за тонну (График 2).

Весь март контрактные цены держались на этом уровне. А на спот-рынке в марте цены потеряли $10, опустившись до уровня $600-630 за тонну. Во многом на это повлияло снижение закупок интегрированными компаниями, которые перед этим два месяца подряд активно приобретали целлюлозу.

На спот-рынке NBSK в Китае в феврале было затишье, на рынке имелось некоторое количество свободной целлюлозы. Но поставщики вполне могли не только удержать занятые ценовые позиции, но и поднять цены на мартовские поставки на $10 за тонну.

В Корее покупатели стремились приобрести дополнительные объемы целлюлозы по ценам ниже контрактных, однако на рынке не оказалось необходимого объема целлюлозы. В начале марта в Китае цены на NBSK выросли на $30 за тонну, а цены на целлюлозу из сосны лучистой поднялись на $20 за тонну.

Рост цен на целлюлозу с Тайваня и в Юго-Восточной Азии распространился в Корею и Японию. Поставщики ожидали, что смогут достигнуть в этих странах такого же уровня цен, однако покупатели выступили крайне против повышения на $30 за тонну цен на NBSK и сосну лучистую.

Несколько корейских и японских комбинатов объявили, что они сформировали необходимые запасы целлюлозы и ближайшие один-два месяца не будут ее закупать.

Поставки газетной бумаги в Европе немного сократились, цены подросли

Январь на европейском рынке газетной бумаги завершился ростом импорта на 16% и сокращением экспорта на 22%. Поставки газетной бумаги внутри Европы в январе выросли на 1,8%.

В феврале-марте цены контрактов на поставку газетной бумаги в Европе выросли на 4-7% относительно уровня последних месяцев прошлого года, несмотря на то, что производители бумаги ожидали более высокого роста. Переговоры о ценах длились до конца февраля - ни покупатели, ни продавцы не желали уступать ни одного евро.

Но, в конце концов, производители стали сговорчивее, так как на них давили увеличивающиеся затраты на энергоресурсы, сырье и транспорт. В отдельных случаях газетную бумагу в Европе в это время можно было купить по цене на 10 евро за тонну ниже среднего уровня.

Если бы такие сделки стали массовыми, то это бы означало, что цены на газетную бумагу в Европе вернулись к уровню прошлого года. Но таких сделок было мало. Сложившаяся ситуация объяснялась увеличением поставок на внутренний рынок и сокращением экспорта газетной бумаги.

Из-за слабого доллара и безуспешного повышения цен в Азии, многие поставщики предпочли перенаправить поставки из Азии в Европу. Попытки повысить цены столкнулись с избытком газетной бумаги: чилийская компания Enforsa, a так же российские компании "Соликамскбумпром" и "Кондопога" увеличили поставки газетной бумаги на европейский рынок.

В итоге в феврале цены на газетную бумагу в Европе упали на 1,4% относительно прошлого года. Однако год назад в феврале было на одно воскресенье больше, что привело к более высокому уровню потребления. Экспорт продолжал сокращаться из-за укрепления внутреннего спроса и снижения курса доллара относительно евро.

В конце февраля компания Pan Asia Paper заявила, что намерена со второго квартала повысить цены на газетную бумагу на 5%. Как заявил коммерческий директор Pan Asia Paper Ханнес Скисакер: "Несмотря на продолжающееся позитивное развитие экономики, нам все еще приходится испытывать влияние роста затрат на энергоресурсы, сырье и дистрибуцию.

С этими проблемами сталкиваются производители газетной бумаги во всем мире, и поэтому они вынуждены повышать цены вместе с ростом издержек производства".

Как сообщила компания, повышение цен происходит на фоне действий североамериканских производителей газетной бумаги, объявивших о повышении с марта цен на $35 за тонну.

В конце месяца цены на газетную бумагу в Европе установились на уровне 480-490 евро за тонну (График 3).

В марте спрос на газетную бумагу в Европе сократился еще на 1%, хотя в целом за первый квартал он остался на уровне прошлого года. Улучшившийся в марте экспорт немного сбалансировал сокращение внутренних поставок на 1,7%.

Суммарные поставки газетной бумаги в Европе в первом квартале упали на 44 тысячи тонн или 2%.

Рост цен на журнальную бумагу не оправдал надежд европейских поставщиков

По данным ассоциации европейских производителей высококачественной бумаги CEPIFINE, в феврале объем поставок бумаги без содержания древесной массы в

Европе снизился на 0,5% относительно февраля 2004 года до 726 тысяч тонн. При этом внутренние поставки сократились на 2,5% до 539 тысяч тонн, а экспорт вырос на 5,6% до 187 тысяч тонн.

Суммарные поставки мелованной высококачественной бумаги в феврале поднялись на 0,6% до 1,462 млн тонн. Поставки на внутренний рынок сократились на 2,1% до 1,087 млн тонн, а экспорт вырос на 9,3% до 375 тысяч тонн.

Европейские цены на журнальную бумагу поднялись лишь на 1-5%, несмотря на попытки поставщиков добиться повышения на 5-8%. В итоге цены оказались на 10-30 евро за тонну выше, чем в конце 2004 года (Графики 4 и 5).

Однако цена на суперкаландрированную и легкомелованную бумагу смогли добраться лишь до уровня середины прошлого года. По оценкам участников рынка, предложение в Европе все еще перевешивало спрос.

Однако в конце марта производители выражали уверенность, что во втором квартале цены повысятся. Традиционно второй квартал является самым активным периодом на рынке суперкаландрированной и легкомелованной бумаги.

В марте двухмесячное падение цен на картон в Европе прекратилось

Цены на небеленый крафтлайнер и макулатурный коробочный картон в январе немного снизились.

В Великобритании крафтлайнер упал в цене на $15-20 за тонну, а в Германии, Франции и Италии - на 5-15 евро за тонну. Цены на тестлайнер и бумагу для гофрирования в Великобритании и Франции не изменились, а в Германии и Италии снизились на 5-15 евро за тонну. В феврале падение цен продолжилось: цены в Германии, Франции и Италии снизились на 5-10 евро за тонну, а в Великобритании - на $10-20 за тонну (Графики 6 и 7).

В марте падение на европейском рынке картона прекратилось, единственным исключением оставалась Италия, где цены упали еще на 15-30 евро за тонну. По оценкам участников рынка, во втором квартале падение цен может продолжиться, так как спрос еще не окреп, а запасы комбинатов растут.

Производители говорят о необходимости повысить цены из-за высоких затрат на энергоресурсы и транспорт, однако объем потребления все еще остается низким.

Тем не менее некоторые из них стали предпринимать попытки повысить цены на $50 за тонну на небеленый крафтлайнер в США, кое-кто ведет переговоры о повышении на 40 евро за тонну цен на тестлайнер и бумагу для гофрирования в Европе.

Компании Jefferson Smurfit, SCA, Kappa Packaging и W Hamburger с 1 апреля повысили свои цены на 40 евро за тонну во всей континентальной Европе, кроме Испании, где цены не меняются уже три года.

Кроме того, компании DS Smith, Jefferson Smurfit и SCA объявили о повышении с 14-21 марта на 25-30 фунтов за тонну цен в Великобритании. В марте продажи выросли и, как уверяют производители коробочного картона, это поможет им в реализации планов по повышению цен.

По оценкам производителей, во втором квартале возможен дальнейший рост цен, так как европейская картонная индустрия входит в самый активный сезон, когда продажи упаковки для продуктов и прохладительных напитков растут.

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры