Спрос на бумагу для печати высокого качества растет

Активное развитие электронных носителей информации в последние десятилетия замедлило рост спроса на бумагу на мировых рынках.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Активное развитие электронных носителей информации в последние десятилетия замедлило рост спроса на бумагу на мировых рынках. Читатели газет теперь предпочитают получать новости из телепередач и Интернета, а работники офисов перешли на безбумажные технологии.


Организации

В последние годы появились даже электронные книги, а аналитики компаний из сектора высоких технологий всерьез говорят о скором появлении электронной бумаги - сверхтонкого гибкого дисплея, который можно скручивать так же, как и обычный бумажный лист.

Тем не менее, рост потребления бумаги для печати пока сохраняется и достигает в Европе 15-18% в год. Но наибольшим потенциалом роста обладают развивающиеся рынки, где потребление бумаги на душу населения значительно отстает от уровня развитых стран. Например, один россиянин в среднем потребляет в десять раз меньше бумаги, чем житель Западной Европы.

Рост российского рынка форматной бумаги обеспечивается ростом российской экономики. Среднее количество потребления форматных бумаг на одного россиянина в год составляет примерно 1,6-1,7 кг на человека.

Для сравнения, в Финляндии потребление офисных бумаг на человека достигает 7 кг в год,  а в Голландии - 13 кг. Рост производства форматной бумаги в России в прошлом году составил 15,8% (Таблица 1). И, как ожидается, в ближайшие пять лет этот рост сохранится.

Таблица 1. Динамика потребления форматной бумаги в России

тыс тонн 2002 2003 2004 Изменение, 2004/2003 (%)

Импортная бумага 56 65 72,8 12

Отечественная бумага 155 200 233,6 16,8

Итого 211 265 306,4 15,6

В 2004 году рынок форматной бумаги в России вырос на 16,8% до 306,4 тысячи тонн (в 2003 году - 262,2 тысячи тонн). На бумагу российского производства пришлось 76,3% продаж.

Большая часть форматной бумаги в России производится двумя дочерними компаниями иностранных концернов: ОАО «Светогорский ЦБК» (Ленинградская обл, принадлежит International Paper) и ОАО «Монди Бизнес Пейпа – Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми, входит в группу Mondi Business Paper).

Объем импортной продукции на российском рынке форматной бумаги в 2003 году составил 24,5% рынка, и с тех пор эта доля постоянно снижается. В 2004 году она упала 23,7%, и, по мнению аналитиков дистрибьюторской компании «Комус», в 2005 году доля импортной бумаги снизится до 23%.

Снижение объемов импорта на рынке форматной бумаги в России происходит в основном за счет увеличения доли отечественной бумаги класса «С» (сегмент дешевой низкокачественной бумаги).

Класс «С» на сегодня пользуется наибольшим спросом у потребителей (65-70% от общего количества продаж), однако западные производители предпочитают поставлять в Россию бумагу классов «А» и «В», так как в этом сегменте они имеют больше конкурентных преимуществ, чем российские производители. На качество продукции российских производителей негативно влияет сильный износ и старение оборудования.

В классе «С», где основным преимуществом является цена товара, марки Svetocopy производства Светогорского ЦБК и «Снегурочка» производства «Монди Бизнес Пейпа – Сыктывкарский ЛПК» («МБП - СЛПК») занимают соответственно 45% и 36%.

В классе «В» лидером является марка Ballet Classic производства Светогорского ЦБК, которая в 2004 году заняла 31% рынка. Оставшиеся 69% этого сегмента форматной бумаги занимает импортная бумага, среди которой наибольшая доля у марки Kym Lux производства UPM-Kymmene - 24%. Ожидается, что в 2005 году в этот сегмент войдет «МБП–СЛПК», который уже готовится к запуску производства этой бумаги.

В классе «А» уже 10 лет лидером продаж является марка Data Copy производства MAP Paper,  подразделения концерна M-Real, которая занимает 43% этого сегмента российского рынка форматной бумаги.

Вместе с уменьшением доли импортной бумаги происходят изменения и в структуре поставок. Как ожидается, в 2005 году на российский рынок форматной бумаги класса «С» с маркой Symbio выйдет шведская компания Metsa Serla. Таким образом, она станет первой зарубежной компанией в этом сегменте.

Как следствие общего увеличения рынка, сегодня наиболее быстрый рост потребления происходит в сегменте бумаги класса «В» (Таблица 2). Причем, наибольший рост продаж в сегменте приходится на продукцию российского производства.

Объяснить, почему покупатель переключается с низкокачественной бумаги на более дорогую, сложно. Исследования показывают, что конечному потребителю, в большинстве случаев, все равно какой бумагой пользоваться. Отличить бумагу класса «С» от класса «В» непрофессионалу очень сложно.

Возможными причинами здесь могут быть распространение более дорогой офисной техники, а также удачная маркетинговая политика производителей. Рост потребления бумаги класса «В» за счет продукции российского происхождения, свидетельствует о росте доверия потребителей к российской бумаге.

Таблица 2. Лидеры российского рынка форматной бумаги

Категория доля (%)

Класс «А»

Data Copy 3,2

Ballet Premier 2,2

Класс «В»

Ballet Classic 10,2

Kym Lux 7,8

Xerox Business 4,6

Класс «С»

SvetoCopy 26,5

Снегурочка 21,2

Xerox Performer 3,9

В целом на российском рынке форматной бумаги среди отечественных марок лидерами продаж являются Svetocopy, Ballet и «Снегурочка». Эти марки раньше вышли на рынок, и к настоящему времени потребители привыкли ими пользоваться.

На марки Svetocopy и «Снегурочка» приходится почти 50% объема продаж офисной бумаги в России. Учитывая, что производители бумаги этих марок расположены в тысячах километрах друг от друга, прямой конкуренции между ними не существует.

В европейской части страны продается светогорская бумага, а в азиатской - сыктывкарская. В первом полугодии 2004 года наблюдался переход конечных потребителей со «Снегурочки» на Svetocopy, однако в конце прошлого года продажи «Снегурочки» стали расти намного быстрее.

Это связано с тем, что компания «МБП-СЛПК» приступила к активной рекламной кампании по продвижению своей бумаги и заявила о планах уже в 2005 году занять 50% всего российского рынка офисной бумаги.

В настоящее время 90% рынка офисной бумаги России занимает продукция Светогорского ЦБК, «МБП-СЛПК», Stora Enso, UPМ-Kymmene и MAP Paper.

Постепенно на рынок выходят со своими марками производители второго эшелона: «Северо-Западная лесопромышленная кКомпания», «Гознак», Котласский ЦБК и Туринский ЦБК. Но их продукция в большинстве случаев распространяется лишь в пределах региона, в котором располагается сам производитель.

Основными дистрибьюторами форматной бумаги в России являются компании «Комус», «Экорт», «Регент», «Кондор», И.Т.И. и «Европапир СНГ» (Таблица 3), они обеспечивают 70-75% поставок.

Каждый из этих дистрибьюторов обладает либо эксклюзивными правами одновременно на несколько марок бумаги, либо продвигает свои собственные торговые марки.

Таблица 3. Основные поставщики форматной бумаги в России

Название доля (%)

«Комус» 30

«Кондор» 16

«Экорт» 14

«Европапир СНГ» 11

«Регент» 8

И.Т.И. 6

«Невская бумага» 3

«Самсон» 3

ТД «Горшков» 2

Остальные 7

Торговля офисной бумагой приносит дистрибьюторам лишь 2-3% чистой прибыли. Чтобы повысить рентабельность бизнеса почти все компании стремятся развивать ассортиментные продажи, реализуя бумагу вместе с канцелярскими товарами.

Вход на российский рынок дистрибуции офисной бумаги ограничивается его размерами: успех торговли бумагой обеспечивается наличием обширной сбытовой инфраструктуры, создание которой требует значительных инвестиций.

А так как доходность торговли форматной бумаги низкая срок возврата инвестированных средств достаточно долгий. Таким образом, вряд ли стоит в ближайшее время ожидать появления нового имени среди дистрибуторов офисной бумаги.

Справка

На мировом рынке форматных бумаг крупнейшими производителями являются финский концерн Stora Enso и американская компания International Paper. За ними следует недавно объединенная шведская компания MAP Paper (подразделение M-Real). Во втором эшелоне находятся компании UPM Kymmene и Mondi Business Paper (ранее именовавшийся Neusiedler AG).

Таблица 4. Лидеры европейского рынка форматной бумаги

2004 год Марка Владелец марки 2003 год

1 Xerox Xerox 1

2 Viking Viking Direct (Office Depot) 3

3 HP HP 2

4 Impega Lyreco 5

5 Niceday Guilbert (Office Depot) 6

6 Data Copy M-real 4

7 Canon Canon -

8 Clairefontaine Clairefontaine 8

9 Motif PaperlinX Europe 11

10 Rey International Paper 7

11 Navigator Portucel Soporcel Group 12

12 Кeport Cia Suzano De Papel E Celulose -

13 Corporate Express Corporate Express -

14 Inapa Inapa -

15 MultiCopy Stora Enso -

16 Future UPM -

17 Double A Advance Agro -

18 Ahrend Ahrend 14

Источник: Opticom International Research

Тема этой статьи Маркетинг
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры