Интервью директора Mondi Business Paper Гюнтера Хасслера

В 2004 году концерн Mondi провел реструктуризацию и изменил название принадлежащей ему группы компаний Neusiedler AG. В результате имеющее двухсотлетнюю историю наименование Neusiedler было заменено на Mondi. А входящие в Neusiedler компании были разделены на две группы: Mondi Business Paper, занимающуюся бумагой, и Mondi Packaging, специализирующуюся на упаковке. О том, какие задачи ставил концерн Mondi, осуществляя ребрендинг, а так же о планах развития новых бизнес групп в интервью «Лесной индустрии» рассказал экс-президент Neusiedler AG, а ныне Исполнительный директор Mondi Business Paper Гюнтер Хасслер.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

- В конце 2004 года группа Neusiedler AG сменила название. Чем было вызвано проведение ребрендинга и каковы его первые результаты?


Организации

- Основной целью переименования являлось разделение бумажного и картонного производств. Были образованы две группы: Mondi Business Papers (MBP) и Mondi Packaging (MP). В результате даже отдельные картоноделательные машины на предприятиях, входящих в группу MBP, были переподчинены MP.

Так, например, произошло с КДМ-21 на нашем сыктывкарском предприятии. Компания «Mondi Business Papers – Сыктывкарский ЛПК» сегодня сконцентрирован на производстве бумаги, и естественно, что бумага - будущее этого предприятия.

Минусом старой организации Mondi было то, что входящие в нее компании носили разные названия: от Frantschach до Neusiedler и Mondi South Africa. Производство газетной бумаги располагалось в Англии, офисной - в Австрии, картона – в Словакии.

Это затрудняло работу аналитиков, которым нужно давать точные отчеты об экономической ситуации в группе Mondi. Мы это упростили, по-новому организовали подразделение упаковки и подразделение бумаги. Сейчас стало легче понимать, какой деятельностью и где мы занимаемся. Нашим заказчикам стало проще понимать нашу организацию.

Другой причиной ребрендинга стало то, что Neusiedler из среднего предприятия в области упаковочного картона и бумаги превратился в одного из крупнейших мировых производителей. В последние годы он утроил свой оборот до 7 млрд долларов.

Смена имени позволила нам достичь многих синергий. Меняя имя, мы также хотели показать себя как сильная группа с сильным собственником. Мы ввели совместные стандарты управления, ввели программы развития для персонала, провели очень интенсивный обмен менеджерами между компаниями внутри группы.

Для нас было очень важно, чтобы и наши сотрудники, и инвесторы, и клиенты положительно отнеслись к нашему переименованию. И нам удалось этого добиться.

Говорить о каких-то особенных результатах пока рано – прошло слишком мало времени. Тем не менее, благодаря переименованию мы планируем улучшить деятельность компании сразу в нескольких направлениях.

В группе по всему миру трудится 50 тысяч человек, управлять ими из единого центра, когда они работают в разных подотраслях, очень сложно. Благодаря переименованию мы смогли сделать более оперативным инновационный менеджмент.

Для этого еще год назад внедрили программу корпоративного взаимодействия названную Pushing the Limits (Расширяя границы). Сегодня на всех предприятиях группы установлена система, именуемая «инновационная зона». Если сотрудник в Австрии хочет предложить схему оптимизации какого-то производственного процесса, он вносит свое предложение в систему.

Другой сотрудник, который работает, например, в Венгрии, может прочесть это предложение и включить его в свою работу. Основная цель Pushing the Limits - использовать имеющийся потенциал людей, который на самом деле безграничен.

Для этого у нас существует программа базового обучения сотрудников, распространенная на всех предприятиях, а так же «Академия Mondi», где встречаются и обучаются особо перспективные сотрудники со всех наших предприятий.

У меня есть еще много примеров, благодаря которым становится ясно, что намного выгоднее не делить компанию на маленькие отделения, а более разумно пользоваться одной крышей.

Кроме того, я бы хотел сказать, что развитие MBP стало возможным только благодаря хорошей поддержке со стороны владельцев корпорации Mondi.

Сразу оговорюсь, окончательное решение о переименовании принимал менеджмент группы Neusiedler AG, а не ее собственник – концерн Mondi. Если бы мы не дали своего согласия на ребрендинг, владелец не стал бы на нем настаивать.

Безусловно, ребрендинг - достаточно рискованное мероприятие, поэтому принятию решения предшествовал долгий анализ и расчеты. Neusiedler – очень хорошее название, история которого началась 212 лет назад, когда заработала первая мельница магистра Игнаца Теодора фон Бахнера по производству бумаги в местечке Кляйн-Нойзидль близ Вены.

Ее можно назвать прародительницей тех девятнадцати комбинатов, которыми сегодня обладает компания. Очевидно, что имя с такой большой историей не может не иметь ценности, и у потребителей Neusiedler ассоциируется с высоким качеством.

Компания Mondi тоже широко известна, она была основана корпорацией Anglo American в 1967 году как лесобумажное подразделение в Южной Африке. В этом регионе вплоть до 1984 года компания была одним из лидеров бумажного рынка, кроме того, она находилась в первых местах на рынке картона в Европе.

Так что оба названия равносильны и предпочтение одного в ущерб другому считайте не более чем одной из неизбежных потерь, которые всегда следуют за большими переменами.

- Какую финансовую отдачу вы ожидаете от ребрендинга?

- Переименование нельзя сравнивать с инвестиционным проектом. Если вкладывать деньги в бумагоделательную машину, то повышается ее производительность, и улучшаются финансовые результаты. Но в случае переименования просчитать финансовый результат сложно.

Синергию можно конечно выразить и цифрами, но я не могу сказать, что через два года, к примеру, из-за переименования, у компании на столько-то вырастет оборот.

Я думаю, что в будущем нам это поможет стать известными на новых рынках. В Китае, в Америке, где мы еще не так известны, новое имя поможет нам расширить сбыт. Кроме того, мы ожидаем, что благодаря этому положение компании Anglo American на лондонской бирже укрепится.

– Каковы ваши планы в отношении Китая?

– В Шанхае мы недавно открыли офис по продажам своей продукции. С него, я надеюсь, начнется наше распространение в этой стране. В Китае мы будем заниматься не потребительской продукцией, а специальными видами бумаг. Мы считаем, что этот сегмент способен приносить сверхприбыль.

– Как вы оцениваете для себя перспективы рынков Восточной Европы?

– Начиная с 2003 года потребление нашей продукции постоянно растет. Как мы и ожидали, наибольший рост спроса происходит в Восточной Европе. В 2004 году продажи MBP выросли. К 2006 году мы хотим стать лидерами бенчмаркинга (сравнение собственной производительности с производительностью аналогичных компаний – прим. ред.) бумагоделательных машин. Я выделяю именно бумагоделательные машины, так как наш основной продукт, который мы продаем на рынке, - это бумага, а не целлюлоза и не древесина.

– Каким вы видите развитие событий на бумажных рынках в будущем?

– В 2003 году нам пришлось работать в условиях падения цен на бумагу. В прошлом году мы старались поднять цены, но сделать это не смогли. Это произошло из-за того, что конкуренты смогли восстановить свои объемы производства, и на рынке образовалось затоваривание. В результате цены даже немножко упали. Тем не менее, мы с этим справились. И, хотя результаты года оказались ниже относительно предыдущего, они были положительными на всех наших предприятиях. Главное для нас то, что мы продолжаем оставаться среди лидеров бенчмаркинга. Тут у нас всегда очень хорошие результаты.

– Каковы инвестиционные планы группы на 2005 год?

– На этот год у нас запланирована очень жесткая инвестиционная программа. В общей сложности, кроме текущих инвестиций в размере 200 миллионов евро, программа составит 137 миллионов евро. Наибольшая доля придется на сыктывкарский комбинат. В частности, на его перевод на технологию отбелки целлюлозы без использования хлора будет направлено 23 миллиона евро. Реализация проекта приведет к сокращению нагрузки на окружающую среду до уровня экологических стандартов всей группы.

Наряду с этим будет реализован еще ряд проектов по оптимизации производства в Сыктывкаре: в общей сложности в развитие российского производства будет направлено 53 миллиона евро.

– Как вы вообще оцениваете работу сыктывкарского комбината?

– Вообще, если говорить о том, как работает этот комбинат, то без лишних слов могу сказать, что наши ожидания в Сыктывкаре полностью оправдались. Можно сказать, что это первоклассный комбинат, где мы нашли хорошие возможности для развития.

За счет повышения эффективности, более внимательного отношения к проблемам удалось увеличить объем производства без серьезных финансовых вливаний.

В прошлом году, несмотря на негативные тенденции на мировых рынках, среди наших предприятий только Монди СЛПК смог выполнить бюджет не только по производству, но и по чистой прибыли. С помощью топ-менеджеров предприятия мы сумели улучшить качество продукции.

Для нас также очень важно остаться независимыми от поставщиков древесины, потому что на таком огромном производстве сырье обладает наибольшим удельным весом в структуре расходов. Поэтому мы полностью изменили лесозаготовительный бизнес в Коми.

Мы довели свою долю во всех леспромхозах и дочерних лесозаготовительных компаниях до 100%. Часть лесной базы была переведена на баланс комбината, таким образом, менеджмент компании сам определяет, кто будет заниматься лесозаготовками. Это создает основу для экономической стабильности и безопасности предприятия.

Уже год мы разрабатываем 1,1 млн га леса по стандартам сертификата FSC. И в будущем собираемся расширять площадь сертифицированного леса. В 2005 году она увеличатся до 2,1 млн га.

В 2004 году мы выкупили землю под комбинатом, что сделало невозможным его реприватизацию. Это, в свою очередь, облегчает взаимоотношения с западными банками. Мы больше не зависим от увеличивающихся арендных ставок на землю, а будем платить лишь налоги на землю.

C 2005 года сыктывкарский комбинат приступил к выпуску офисной бумаги класса B+. До сих пор на российском предприятии выпускалась только бумага более низкого качества под маркой «Снегурочка» (класс С – прим. ред.).

С ее помощью мы заняли в 2004 году 43% российского рынка форматной бумаги, а в 2005 году намерены увеличить свою долю до 50%. Сделать это будет не сложно: когда основных игроков на рынке всего два-три, то о какой-либо жесткой конкуренции говорить не приходится.

Кроме того, наш основной конкурент – Светогорский комбинат, принадлежащий International Paper, из-за широты российских пространств не может продавать свою продукцию в Сибири или на Дальнем Востоке. Так как себестоимость доставки очень высокая. Нам проще – мы ближе к этим регионам, поэтому нам легче расширять там свое присутствие.

– По сравнению с другими предприятиями группы Mondi на сыктывкарском комбинате работает самый многочисленный штат сотрудников. Намерены ли вы сокращать персонал?

– Производительность на одного сотрудника в России, по сравнению с другими предприятиями группы, действительно самая низкая. В Австрии на двух заводах работают 850 человек, и они производят 340 тысяч тонн бумаги.

На предприятии Монди СЛПК в Сыктывкаре работают более 5000 человек, не считая людей в леспромхозах, и они производят 670 тысяч тонн бумаги в год. На основе этого можно сделать вывод, что работу в Сыктывкаре необходимо сделать более рациональной.

Однако мы не планируем крупных сокращений персонала, потому что в России все еще действует преимущество низкой стоимости труда. Поэтому проблема с раздутым штатом не так велика.

Кроме того, надо учитывать и тот факт, что большая часть сотрудников в Сыктывкаре зависят от комбината. Мы понимаем и нашу большую социальную ответственность.

– То есть вы отдаете приоритет социальным вопросам, а не экономическим?

– Я думаю, что за прошедшие три года мы доказали, что понимаем значение социальной составляющей бизнеса. До сих пор мы не только сдерживали сокращение штата, но и очень эффективно решали социальные проблемы. Когда мы пришли на комбинат, то неожиданно на нас свалились заботы о детских садах, больницах, о выращивании овощей и откорме свиней.

Вначале мы были очень удивлены этим. Однако при ближайшем рассмотрении поняли, почему необходима такая организация дел. Когда видишь, насколько тесно связан местный завод с обществом в Сыктывкаре, с соседними населенными пунктами, со всей окружающей средой, тогда осознаешь, какая большая, многогранная ответственность ложится на тебя, и понимаешь: это другая система, не такая, как у нас в Австрии или еще где-либо. И поэтому к ней нужен особый подход.

Биография

Гюнтер Хасслер родился в Австрии в 1959 году в семье мастера электростанции. В 1983 году окончил Венский университет (специальность - социология и экономика), а затем академию.

Имеет степень магистра управления бизнесом. В течение четырех лет работал в Германии, после чего вернулся в Австрию. В 1988 году Хасслер устроился на работу ассистентом аудитора в компанию Neusiedler AG. В 1995 году вошел в список управляющих компанией, а в 2001 году стал председателем правления.

Основные показатели деятельности концерна Mondi

в млн

Объем продаж

2003 - $5 628

2002 - $4 805

Операционная прибыль

2003 - $656

2002 - $649

Чистая прибыль

2003 - $350

2002 - $345

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры