Лесопилка: как организовать бизнес

Как переквалифицироваться из лесозаготовителя в лесопереработчика.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Несмотря на кажущуюся простоту, лесопиление является одним из самых сложных бизнесов и содержит много «подводных камней». Опытные переработчики шутят: «Хочешь потерять деньги – купи лесопилку». Тем не менее, переход от лесозаготовке к производству пиломатериалов позволяет повысить рентабельность бизнеса и укрепить конкурентные позиции.


Организации

Перед стартом

Несмотря на то, что часто лесопильный бизнес многими воспринимается как средний или даже малый бизнес, на самом деле он таковым не является. Экономически эффективное лесопильное производство начинается c объема переработки пиловочника 50 тыс. м3 в год при одной смене. Выход на уровень самоокупаемости более мелких предприятий очень долгий.

Успех бизнеса зависит от эффективного управления. Необходимо самостоятельно ежедневно руководить всем процессом – от сырья до продажи готовой продукции. Делать это из московского офиса не удастся, если только не нанять хорошего специалиста, найти которого очень непросто.

Оборудование должно быть тяжелым и высокопрофессиональным. Оно просто не может быть недорогим и легким – ведь сами бревна очень тяжелые. Остерегайтесь дешевых аналогов хорошего оборудования.Обязательно посетите несколько действующих лесопилок нужного вам типа. Лучше в странах с традиционным хвойным лесопилением – Швеция, Финляндия, Германия или Австрия. Если вы сможете договориться, владелец лесопилки даст вам отчеты о переработке древесины за несколько последних лет. С их помощью можно оценить эффективность установленного на лесопилке оборудования. Ознакомьтесь со всем комплексом лесопиления, сортировками, сушилками, котельной, внутренним транспортом, заточкой и складами.

Особенно обратите внимание, сколько работников задействовано на предприятии. На вашем предприятии работников не должно быть больше. Обязательно возьмите в поездку своих специалистов, которые будут заниматься непосредственно лесопилением. После поездки они станут вашими союзниками. Закажите или купите готовый проект лесопильного предприятия. Это нужно в первую очередь вам, а не банку-кредитору. На основании этого проекта будет строиться вся ваша дальнейшая работа.

Оборудование: новое или б/у?

Покупать бывшие в употреблении станки рекомендуется только профессионалам, уже имеющим опыт работы на оборудовании такого типа (см. таблицу 1). Начинающие лесопильщики могут столкнуться с рядом проблем. Во-первых, трудно найти именно то, что нужно. Существует большая вероятность, что бывшую в употреблении линию придется переделывать под собственные запросы. А для этого понадобится привлечь специалистов.

Оценить состояние и работоспособность оборудования сложно. Даже отчеты о работе линии за последнее время дают лишь косвенное представление о ее состоянии. Существует вероятность того, что придется потратить дополнительные средства на ремонт, замену узлов и деталей. Кроме финансовых ресурсов, для этого понадобится и дополнительное время.

При приобретении бывшего в употреблении оборудования возникают дополнительные расходы, связанные с его демонтажом. Очень важно, что при этом процессе присутствовал представитель покупателя – это позволит сберечь и время, и деньги. Почти всегда при покупке старого оборудования приходится менять электронику. Механика часто переживает несколько поколений электроники.

Тип оборудования

Наиболее широко для переработки хвойного леса используется фрезерно-брусующий тип оборудования. Лучшими производителями таких лесопилок являются компании из Германии и Скандинавских стран, где существуют глубокие традиции переработки хвойной древесины: Link, EWD, ARI, Brodbaek и др. Узнать, насколько хорошим является оборудование, можно лишь после ее эксплуатации в течение 10–20 лет.

Поэтому качество станков новых производителей, несмотря на их привлекательную цену, еще не прошло проверку временем. Для переработки тонкого леса лучше всего подходит финская линия Hew Saw, а для крупного необходимо покупать ленточно-пильное оборудование.

Основные ошибки

Попытка организовать бизнес на основе маленькой лесопилки обычно завершается провалом. Самая большая беда такого бизнеса – высокая себестоимость продукции из-за низкой производительности. На таких предприятиях работает много сотрудников, интенсивность труда которых низкая (6–9 бревен в минуту), а зарплаты сравнительно высокие.

Но в России существует много маленьких лесопилок, которые неплохо себя чувствуют. Они либо осуществляют дальнейшую переработку продукции, либо имеют не рыночный доступ к древесному сырью. Очевидно, что такой бизнес способен существовать до того момента, пока рядом не построят современное большое лесопильное предприятие.

Производительность современной лесопилки составляет 74 тыс. м3 в год готовой продукции при работе 11 человек в одну смену (данные средней датской лесопилки Brodbaek). Лесопилка включает линии сортировки бревен, пиления, обрезки, сортировки досок, пакетирования. Почти такое же оборудование и персонал необходим и для лесопилок производительностью и 35 тыс. м3, и 100 тыс. м3. В этом диапазоне затраты мало зависят от объема выпускаемой продукции.

Еще одной ошибкой является убеждение, что лесопилка состоит только из пильной линии. На самом деле это большое и сложное хозяйство (см. таблицу 2). Конечно, производство можно строить шаг за шагом, но надо заранее иметь план строительства и конечную цель.

На успех лесопильного бизнеса влияет и много других факторов: доступность сырья, наличие конкурентов, энергоснабжение и др. Многие современные европейские лесопилки основную прибыль получают от реализации щепы и опилок. Надо изначально определиться в том, как использовать эти отходы – их можно и продавать, и перерабатывать. Необходимо учитывать и состояние сервисных услуг и транспортной инфраструктуры для снабжения запчастями и вывоза оборудования для ремонта.

Тема этой статьи Менеджмент

Комментарии

5 Комментариев

  • Андрей Данилов 21.10.16 05:00

    1. Автор говорит, что 6-9 бревен в минуту- это маленькая лесопилка. (А это около 300тыс.м3/год по входу).

    2. Инвестиционный проект под такую "мелкую" лесопилку стоит уж никак не менее 1млрд.Руб.(Реально 1,3-1,5. Это если оборудование новое, спец техника б/у и не "чистое поле" под строительство. Товарищи, имеющие доступ к таким ресурсам могут нанять и специально подготовленных людей.

    3. Как раз в таком журнале необходимо "обсасысвать" малый и средний лесной бизнес, которому есть место в Русском лесу. Именно ему нужны дельные советы.


  • Андрей Петров 21.10.16 02:39

    Действительно данная статья не о чем человек писавший эту статью видно сам сидит в офисе.


  • Леонид Ромашов 20.10.16 17:14

    Вполне информативно. Очевидно, что чем меньше масштаб лесопиления, тем выше доля постоянных расходов. Полезная статья для формирования первого представления о том, что ждет


  • Ingvar Feodor Kamprad 20.10.16 16:19

    Бесполезная статья


  • Павел Черных 02.02.16 18:42

    Не очень профессиональная статья. Она про оборудование или про организацию бизнеса? Материал в отдельных местах вводит в заблуждение.


Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры