Производители фанеры несут убытки

Традиционно осень является благоприятным временем для сбыта древесных плит. Однако в этом году в планы компаний вмешался кризис. Некоторые инвестиционные проекты отложены на неопределенный срок, резко снижается рентабельность производства некоторых видов плит.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Традиционно осень является благоприятным временем для сбыта древесных плит. Однако в этом году в планы компаний вмешался кризис. Некоторые инвестиционные проекты отложены на неопределенный срок, резко снижается рентабельность производства некоторых видов плит.

ДСП

Традиционно именно начало осени является самым благоприятным сезоном для плит ДСП и ЛДСП. Производство ДСП в России растет. Если в первом полугодии 2007 г. объем производства ДСП составил 2483 тыс. усл. м3, то за аналогичный период 2008 года было произведено уже 2803 тыс. усл. м3. Таким образом, объем производства в первом полугодии 2008 г. вырос к аналогичному периоду 2007 г. на 12,9%. В дальнейшем ожидается продолжение роста производства ДСП в России. В сентябре 2008 г. компания «Алтай-Форест» ввела в производство завод по выпуску плит ДСП стоимостью 800 млн руб. в Алтайском крае. Мощность завода составляет 70 тыс. м3 плит в год. Проект компании «Алтай-Форест» включен в краевую программу развития промышленного производства, и компания получает компенсацию части банковской процентной ставки из бюджета. В сентябре о планах построить в Пермском крае завода по выпуску ДСП заявила компания Kronospan (Германия). В строительство первой очереди производства компания вложит 300 млн евро. Мощность завода составит 100–200 тыс. м3 ДСП в год.


Персоны


Организации

В сентябре-октябре мебельные компании, являющиеся основными потребителями ламинированных ДСП, увеличили закупки. Традиционно в начале осени мебельщики начинают производство новых коллекций мебели, в которых используются декоры, прошедшие проверку на весенних выставках. Некоторые производители отмечали повышение спроса на ЛДСП уже с конца августа, хотя замечали, что основной рост еще впереди. Цены на ЛДСП в сентябре-октябре в среднем выросли на 7,4%. К повышению цен производителей подталкивает рост себестоимости сырья. По-прежнему наиболее популярной остается 2 группа декоров (под натуральное дерево). Потребители отмечают, что осенью предложение ЛДСП на рынке очень большое, что позволяет им выбирать наиболее выгодное и подходящее соотношение цены и качества. В разгар сезона, который традиционно длится с сентября по ноябрь, производители стремятся удерживать фиксированные цены на свою продукцию, и вряд ли будут повышать цены.

Продажи ЛДСП достигли своего пика в октябре. Как показали данные опроса, ,для потребителей ЛДСП качество продукции является более важным фактором, чем цена. Высокое предложение в сегменте ЛДСП может привести к перенасыщению рынка, которое не будет обеспечено таким же высоким спросом, что впоследствии может сказаться на ценах. В производстве мебели все интенсивнее используются плиты MDF, что, тем не менее, не повлияло на спрос на ЛДСП осенью. Некоторые компании планируют увеличивать объем выпуска ламинированных плит. Пермский фанерный комбинат (ПФК) к декабрю 2008 г. увеличит выпуск ЛДСП в 2 раза, а ламинированной фанеры – в 3,5 раза. К началу 2009 г. мощность комбината по выпуску фанеры достигнет 210 тыс. м3 в год, в том числе ламинированной фанеры – 130 тыс. м3. Производство ДСП увеличится до 220 тыс. м3 в год, в том числе ЛДСП – 150 тыс. м3.

Фанера

В начале августа производители фанеры старались удержать цены и надеялись на восстановление спроса с начала осени. Однако сентябрь стал одним из самых неблагоприятных и непредсказуемых месяцев для рынка фанеры. В августе-октябре цены на фанеру снижались. Средняя цена фанеры формата 1525х1525х18, сорта 2/2 за три месяца упала на 15,6%, средняя цена для аналогичного формата, толщины 21 мм, сорта 3/4 упала на 17,1%. Эксперты затрудняются делать прогнозы дальнейшего развития рынка. Возможно, что восстановление цен в ближайшее время не случится, так как еще долго предложение на рынке будет превышать спрос. Ожидаемое замедление темпов строительства вследствие финансового кризиса также влияет на спрос на фанеру. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, себестоимость производства продолжает расти, и предприятия вынуждены работать практически на грани рентабельности. Сложная ситуация на рынке фанеры создает предпосылки для активизации процессов слияний и приобретений компаний. Совсем недавно завершил модернизацию оборудования Жарковский ДОК (Тверская область). Однако уже в сентябре шла активная распродажа его оборудования и остатков продукции, производство было полностью закрыто.

В сентябре стало известно, что ЗАО «Фанком» намерено приобрести ООО «Тавдинский фанерный завод». Уже достигнута принципиальная договоренность о покупке завода, сейчас проводится его оценка. Эксперты полагают, что в следующем году еще несколько предприятий поменяют собственника либо закроются совсем. Однако некоторые оптимисты считают, что в конце осени производителям удастся повысить цены, в первую очередь на фанеру высоких сортов. К концу лета производители фанеры начинают ощущать недостаток качественного сырья для производства фанеры сортов 1/2 и 2/2. В результате объем производства высокосортной фанеры падает, а снижение предложения может подтолкнуть цены вверх. Цены могут продолжить снижение, если только на рынке вообще не будет спроса на фанеру.

Сентябрь нанес сокрушительный удар не только по российскому, но и по европейскому рынку фанеры. Снижение темпов строительства привело к сокращению объемов потребления фанеры строительными компаниями. Респонденты ожидают, что в сложившейся ситуации заводы будут вынуждены идти на сокращение объемов производства. Небольшие компании будут поглощены более крупными или полностью прекратят производство фанеры. О непростой ситуации на рынке свидетельствует публикуемая фанерщиками финансовая отчетность. В III квартале 2008 г. убытки Парфинского фанерного комбината (Новгородская область) составили 14,795 млн руб. Увеличение убытков произошло по причине снижения цен на готовую продукцию. Согласно информации Финской федерации лесопромышленников, экономический рост на основных лесопромышленных рынках Финляндии замедлился, что привело к сокращению спроса. В III квартале на 8% – до 300 тыс. м упало производство фанеры.

Компания UPM в 2009 г. планирует временно сократить свои мощности по производству фанеры. Главной причиной для сокращения производства является ухудшение ситуации на рынке. Кроме того, из-за снижения активности на рынке березовой фанеры UPM планирует осуществить временные увольнения работников на фанерном заводе Heinola. Компания Canfor (Канада) останавливает на неопределенное время работу фанерного завода Tackama в Британской Колумбии. Причина остановки – плохой спрос и низкие цены на фанеру в Северной Америке. Завод будет остановлен после того, как будут переработаны запасы круглого леса и шпона. Как отмечается в сообщении компании, текущее состояние рынка и прогноз цен на фанеру не обнадеживает, и нет признаков улучшения ситуации в ближайшем будущем, поэтому Canfor вынуждена сокращать производство, чтобы оно соответствовало сокращающемуся спросу на рынке.

MDF

На рынке плит MDF в августе-октябре наблюдалась положительная динамика. Средняя цена на начало августа составляла 15 488 руб. за м3, уже к середине месяца она повысилась до 15 607 руб. за м3 , а в сентябре достигла 15 733 руб. за м3. Таким образом, за два месяца цена поднялась на 1,6%. Сегмент MDF делит первое место с ОSB-3 по количеству планируемых инвестиций. В октябре Малазийская Rimbunan Hijau объявила о переносе срока запуска завода по выпуску древесноволокнистых плит MDF/THDF в Хабаровском крае на в 2009 г. Первоначально компания планировала запустить завод в производство в октябре 2008 г. Стоимость завода составляет $70 млн, объем производства на первом этапе составит 150–200 тыс. м3 в год, а к 2011 г. увеличится до 300 тыс. м3. Строительство завода началось год назад в поселке Хор, тогда это был первый за последние 20 лет возводимый в крае завод по переработке низкосортной древесины. Завод включен в перечень приоритетных проектов в области освоении лесов, что дает компании право на ряд преференций.

OSB

Цены на североамериканские плиты OSB осенью росли, европейские – падали в цене. В сентябре-октябре средняя цена плиты OSB-3 в России поднялась на 0,7% до 17 590 руб. за м3. Средняя цена плиты OSB формата 2440х1220х9,5 производства США и Канады в начале сентября выросла на 1,3% до 15 400 руб. за м3. А в октябре цена выросла еще на 2% и составила 15 700 руб. за м3. Таким образом, в сентябре-октябре средняя цена на плиту выросла на 3,3%. Цена OSB формата 2440х1220х18,3 (Канада и США) в сентябре-октябре выросла на 1,6%. Наибольший рост произошел в сентябре – цена поднялась на 1,3% и составила 15 650 руб. за м3. В октябре рост составил всего 0,3 % – до 15700 руб. за м3. В начале сентября средняя цена плиты OSB формата 2500х1250х9 (Европа) составляла 18 997 руб. за м3, формата 2500х1250х18 – 19 500 руб. за м3. К середине месяца цены снизились на 0,5% и 2,6% соответственно. А в октябре цены упали еще на 4,2% и 3,7% соответственно.

Теги: ДСП , Фанера , MDF , OSB
Тема этой статьи Маркетинг

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры