Интервью главы представительства Komatsu Forest в странах СНГ Яри Алахухтала

Яри Алахухтала: "Бизнес в России занимает небольшую долю в глобальном бизнесе Komatsu Forest, но быстро растет, и у него большой потенциал."
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Яри Алахухтала: "Бизнес в России занимает небольшую долю в глобальном бизнесе Komatsu Forest, но быстро растет, и у него большой потенциал."

В 2008 г. самого большого роста продаж Komatsu Forest достигла в России. По сравнению с другим быстрорастущим рынком – Бразилией, где древесина добывается в основном с плантаций, – преимуществом России являются большие запасы хвойного леса. Однако российский бизнес все еще занимает небольшую долю в глобальных операциях компании. Его развитие сдерживают сложности в получении финансирования российскими компаниями для покупки техники.


Организации

– Компания Komatsu Forest AB была создана в 2004 г. после приобретения шведской Partek Forest. До этого группа Komatsu занималась производством техники для лесозаготовок?

– Да, в действительности Partek Forest был подразделением финской корпорации Kone, когда в 2004 г. Komatsu Ltd. приобрела его. Для Komatsu Ltd. лесное оборудование было дополнением к экскаваторам и вилочным погрузчикам. И, конечно, необходимо сказать о бульдозерах, которые достаточно широко используются для строительства лесных дорог.

– Какова структура компании в настоящее время?

– Komatsu Ltd. приобрела 100% акций Partek Forest у корпорации Kone. Потом была образована компания Komatsu Forest AB, которой владеет Komatsu Ltd. Акции Komatsu Ltd. торгуются на Токийской фондовой бирже.

– Почему Komatsu приобрела Partek Forest?

– Komatsu Ltd. в течение некоторого времени интересовалась вхождением в бизнес по производству лесных машин. Компания видела, что этот бизнес растет по всему миру. Она рассматривала различные альтернативы вхождения, так как было два мировых игрока в этом бизнесе, который делится на машины для сортиментной технологии заготовки древесины (CutTo-Length) и для хлыстовой технологии заготовки (Full-Tree3Length). Так как компания John Deer была приобретена американской компанией, оставалась только одна серьезная альтернатива. Поэтому она приобрела Komatsu Forest и бренд Valmet.

– Как организовано управление компанией?

– Штаб-квартира бизнеса по производству лесных машин находится в Швеции в городе Умеа. Генеральный директор компании Тошио Меяки подотчетен совету директоров Komatsu Forest AB, который включает людей из нескольких стран: Японии, Швеции.

– Сколько человек работает в компании?

– Сегодня у нас работает 1400 сотрудников.

– Где расположены производственные мощности?

– У нас два завода. Один расположен в Умеа в Швеции, другой – в Шавано в США.

– На какие группы распределяется продукция компании? Основные бренды?

– Мы производим оборудование для сортиментной заготовки леса, мы производим харвестеры Komatsu, форвардеры, харвестерные головки. Также у нас есть харвестеры на базе экскаваторов. Для хлыстовой заготовки мы производим два вида валочно3пакетирующих машин: drive-to-tree и традиционные. Конечно, у нас есть погрузчики бревен и другое оборудование на базе экскаваторов Komatsu. Мы используем только один бренд – Valmet.

– Каковы доли этих групп в выручке компании?

– У вас есть несколько вопросов касательно финансов. К сожалению, Komatsu Ltd. публикует финансовые результаты всей корпорации, мы не публикуем отдельно цифры различных подразделений. Поэтому я не могу ответить на эти вопросы.

– В какие страны компания поставляет свою продукцию?

– У нас большие продажи в скандинавских странах, в Центральной Европе, в России, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Индонезии. Это, наверное, основные страны.

– Продажи в каких странах составляют наибольшие доли в вашей выручке?

– Если вы посмотрите на выручку, то, конечно, как я уже сказал, это скандинавские страны и Центральная Европа. Эти регионы наиболее важны для нас сегодня.

– Рынки каких стран растут наиболее быстро?

– Самые быстрорастущие страны и наиболее интересные рынки для будущего, конечно, в Южной Америке – в основном, Бразилия и Чили. Потом Россия и азиатские страны. Азия, конечно, будет расти.

– Какую долю занимает в выручке постпродажное обслуживание машин?

– К сожалению, эту информацию отдельно мы не публикуем.

– Кто является основными конкурентами компании?

– Нашим главным конкурентом мы считаем компанию John Deere. В России существуют некоторые компании, выпускающие системы хлыстовой заготовки древесины.Но мы сегодня не видим серьезных конкурентов среди российских компаний.

– В чем компания видит свои основные конкурентные преимущества?

– Их несколько. Бренд Valmet существует с 1960-х гг. У нас есть большой опыт работы на всех рынках мира. Потом мы считаем, что наша продукция под брендом Valmet – номер один на рынке по качеству. Komatsu широко известна высоким качеством своей продукции. Компания постоянно работает на улучшением качества. Мы проводим тренинги, что очень важно для потребителей. И, конечно, всегда нужны инновационные технические решения, которые являются частью техники Valmet.

– Какую долю от выручки составляют расходы на исследования и разработки?

– Это опять цифры, которые мы не публикуем. Но в нашем подразделении исследований и разработок сегодня работает 90 человек.

– Сколько времени занимает создание машины?

– Сборка одной машины занимает всего несколько сотен часов. Но для того, чтобы сделать подходящую продукцию для конкретного рынка, например, России, мы постоянно изучаем потребности клиентов, мы собираем статистику о техническом обеспечении лесозаготовок в стране. Потом мы улучшаем нашу продукцию и делаем ее более подходящей для местных условий. Komatsu Forest проводит разные встречи с клиентами, на которых получает их отзывы о работе с техникой, мы обсуждаем возможные улучшения, производительность машин. И вместе с клиентами мы стараемся улучшить качество и повысить производительность.

– Как часто внедряются инновации в технику? Какие технологии будут применяться в будущем?

– Это постоянная работа. Каждые два-три года мы внедряем новое инновационное решение в продукцию. За последние десять лет, возможно, самым главным технологическим шагом стало появление харвестерных головок и автоматизация харвестеров. В будущем колеса машин будут все больше отвечать вопросам защиты окружающей среды. Будут производиться из перерабатываемых компонентов. Потребление топлива сократится, как и выбросы вредных веществ в атмосферу. Полностью роботизировать лесозаготовку очень сложно, но мы думаем, что все больше элементов этого процесса будет автоматизироваться. Я считаю, что направление развития будет таким.

– Какую долю заняла Россия в выручке компании в 2007 г.? Какой прогноз на 2008 г.?

– Бизнес в России пока еще занимает небольшую долю в глобальном бизнесе Komatsu. Но он очень важен, он быстро растет, и у него большой потенциал. В этом году рынок России показал самый быстрый рост.

– Сколько машин компания продала в России в 2007 г.? Сколько планирует продать в 2008 г.?

– Объемы продаж мы отдельно не раскрываем. Но рост в этом году был значительным по сравнению с 2007 г.

– Каковы особенности работы в России?

– Главным позитивным фактором является огромный запас хвойной древесины, который делает Россию интересным рынком. Например, Бразилия – это типичная страна, где в будущем основное древесное сырье будет поступать с плантаций. Но в России огромные ресурсы хвойной древесины, поэтому она не нуждается в плантациях. Также рост экономики страны ожидается на уровне 6% в год, а значит, будет расти спрос на лесопромышленную продукцию. Основной вопрос – это инвестиции в Россию, особенно в лесную промышленность, которая считается очень важной. Но пока нет ясной картины, в каком направлении будет развиваться отрасль. Сегмент лесозаготовительных машин растет и имеет большое значение для инвестиций в будущем. Проблемой является финансирование: нам необходимо найти хорошие инструменты для потребителей, потому что себестоимость производства ниже при сортиментном методе заготовки древесины, по сравнению с распространенным в России хлыстовым методом. У потребителей должна быть возможность инвестировать в покупку современных лесозаготовительных машин.

– Каков разброс цен на ваши машины?

– Цены варьируются от 6 млн руб. до 16 млн руб., в зависимости от размера машин.

– Какова, по вашим оценкам, доля компании на российском рынке лесозаготовительной техники?

– Мы не публикуем информацию о долях рынка.

– В чем основные отличия вашей техники от техники российского производства?

– Основное отличие в том, что наши машины меньше воздействуют на окружающую среду, затраты на их эксплуатацию ниже. Мы обеспечиваем хорошее сервисное обслуживание потребителей. Чтобы работать с нашими машинами, требуется меньше трудовых ресурсов. Машины более высокого технического уровня, операторам с ними легче работать в течение дня. Кстати, один из наших форвардеров недавно поставил рекорд, проработав более 50 тыс. часов.

– Вы рассматриваете возможность приобретения российскими производителями лесозаготовительной техники?

– Я думаю, нам сейчас сложно найти интересного партнера, потому что существует большая разница с технологической точки зрения. Но я думаю, более интересной альтернативой могла бы стать сборка современных продуктов в сотрудничестве с российским партнером. А у российских производителей не так много опыта в сервисном обслуживании потребителей.

Вы помогаете клиентам в поиске финансирования покупки техники?

– Да, это один из инструментов, который мы используем при подготовке контракта с клиентом. Мы помогаем им получить финансирование. У нас несколько партнеров – как международные, так и российские лизинговые компании. Но, как показывает практика, большая часть российских покупателей приходит со своими банками, со своими финансовыми решениями. Небольшой части компаний мы помогаем. Лизинг – самый распространенный механизм финансирования инвестиций.

– На каких условиях вы поставляете технику?

– После того, как мы открыли представительство в России в начале 2008 г., у нас появилась возможность поставлять растаможенные машины. Мы называем это на условиях DDP [поставка с оплатой пошлины]. Мы делаем это для небольших и средних компаний, у которых не так много опыта в растамаживании техники. Но также мы можем поставлять технику и на условиях EX-Works [франко завод] в Санкт-Петербурге.

– Какие контракты по поставке машин в Россию компания сейчас выполняет?

– К сожалению, я бы не хотел называть эти компании, потому что для этого мне нужно получить их разрешения. Крупнейшими нашими потребителями сегодня являются «Монди Бизнес Пейпер» из Республики Коми, «Инвестлеспром», который приобрел компанию в г. Онега в Архангельской области. Потом у нас крупные клиенты на Дальнем Востоке – Cathay Forest, «Тернейлес». Наши клиенты работают по всей России.

– Вы поставляете лесозаготовительные машины на Дальний Восток из Швеции?

– Да, если мы говорим о машинах для сортиментной заготовки – харвестерах и форвардерах. Они производятся в Швеции и поставляются оттуда. Если мы говорим о хлыстовой заготовке – валочно-пакетирующих машинах, погрузчиках бревен, – то эта техника поступает из США.

– Каких целей компания хочет достичь на российском рынке?

– Наша цель – быть крупнейшим игроком в России.

– Как вы оцениваете решение Правительства РФ о введении запретительных пошлин на экспорт круглого леса?

– С российской точки зрения, цель этого решения – увеличить приток инвестиций в лесную промышленность и стимулировать производство более технологичной продукции из древесины. Но я считаю, что эти действия все-таки слишком радикальные, так как полностью останавливают экспорт за такое коротко время. Это ударит по небольшим и средним лесозаготовительным компаниям. И это может привести к недостатку сырья для российских лесопильных заводов, и многие эффективные и опытные компании исчезнут с рынка. Время для прекращения экспорта не самое лучшее, так как спрос на лесопромышленную продукцию ухудшился. Но в долгосрочном периоде, я думаю, российские компании будут более крупными и сильными игроками в лесопромышленном бизнесе и будут инвестировать в современные лесозаготовительные машины.

– Ощущаете ли вы влияние мирового финансового кризиса?

– Да. Мы можем это ощущать, в основном, в связи с ужесточением условий получения финансирования нашими потребителями. Например, выросли лизинговые платежи и ставки по кредитам. Это основное влияние, которое мы почувствовали в бизнесе лесозаготовительных машин.

– Hitachi Construction Machinery сообщила, что ее затраты на сталь в 2008 г. выросли на 40%, вы ощущаете рост затрат?

– Да, конечно, мы ощущаем эту же тенденцию. Но мы не можем радикально на это реагировать, нам необходимо смотреть на перспективу.

– Как вы планируете компенсировать рост затрат? Вы будете поднимать цены на машины?

– Да, у нас есть такой план. Обычно рост наших цен выше уровня инфляции, роста зарплат и сырья. Это основной фактор роста цен.

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры