Коэффициент чистой прибыли в ЛПК достиг 9%

Рейтинг 50 крупнейших компаний лесной отрасли России по итогам 2007 г.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Суммарная выручка компаний, вошедших в Топ-50 «Лесной индустрии» по итогам 2007 года, составила 183,97 млрд руб. На 10 крупнейших компаний приходится более 60% суммарной выручки. Суммарная чистая прибыль 45 компаний рейтинга достигла 14,7 млрд руб.


Организации

Доля компаний, занимающихся исключительно обработкой древесины, без целлюлозно-бумажного производства в суммарной выручке составила немногим более 30%, а в суммарной чистой прибыли – 18%.

Средний коэффициент чистой прибыли Топ-50 составил 9,0%, при этом у деревообрабатывающих компаний он оказался ниже, чем у целлюлозно-бумажных – 7,0% и 9,6% соответственно. Только 18 компаний из 50 смогли добиться коэффициента чистой прибыли более 10%.

Консолидация сплачивает ряды

Первая десятка рейтинга могла бы оказаться полностью «целлюлозно-бумажной», если бы не «Свеза». Фанерный холдинг совершил прорыв, перескочив с 10-го сразу на 4-е место. Выручка «Свезы» в 2007 году выросла на 27,3% до 11,43 млрд руб.

Все включенные в рейтинг фанерные компании показали в прошлом году хороший рост: выручка «Фанкома» выросла на 102,0% – до 2,37 млрд руб, а «Юнайтед Панел Груп» – на 33,7% до 1,60 млрд руб. Взлетев вверх, «Свеза» потеснила сразу четыре компании: «Кондопогу», «Светогорск», «Волгу», «Континенталь Менеджмент». «Фанком» поднялся с 25-го на 19-е место.

Два новых холдинга, формирование которых в прошлом году еще не завершилось, не вошли в Топ-50: «Илим тимбер индастри» и «Инвестлеспром».

Последний в течение полутора лет поглотил целый ряд компаний: «Сегежский ЦБК», «Сокольский ЦБК», «ЦБК Кама», «Онежский ЛДК», «Национальную лесоиндустриальную компанию», «Медвежьегорский ЛПХ». Завершение консолидации этих компаний позволит «Инвестлеспрому» без усилий занять место в пятерке крупнейших лесопромышленных компаний России.

В 2007 году завершилась сделка по приобретению компанией International Paper 50% целлюлозно-бумажных активов компании «Илим Палп». Результатом сделки стало создание новой компании «Группа Илим», которая, как и «Илим Палп» ранее, заняла первое место в рейтинге, являясь самой крупной компанией российской лесной промышленности.

Вместе с появлением американского акционера «Группа Илим» получила доступ к дополнительным инвестиционным ресурсам. В конце июля совет директоров группы одобрил программу развития на 2009–2013 годы стоимостью более $2 млрд. После завершения этой программы производственные мощности заводов «Илима» увеличатся на 25% – примерно на 600 000 тонн продукции в год.

Среди участников рейтинга «Лесной индустрии» наибольшую рентабельность показала «Северо-западная лесопромышленная компания» (СЗЛК), ее коэффициент чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке) в 2007 году достиг 42,95%, при том, за год до этого он находился на уровне 1,24% (см. график 1).

За ней следуют «Фанком» с коэффициентом чистой прибыли 23,12% (в 2006 году – 13,25%), «Зеленодольский фанерный завод» – 19,65% (14,28%), «Онежский ЛДК» – 17,27% (1,58%) и «Группа Илим» – 15,18%.

Из 50 компаний рейтинга лишь 14 показали в прошлом году коэффициент чистой прибыли выше 10% (см. таблицу 2).

Абсолютным рекордсменом рейтинга «Лесной индустрии» по росту выручки за год стала компания «Фанком». В прошлом году ее выручка выросла на 102,0% – до 2,37 млрд руб (см. график 2). За ней в рейтинге самых быстрорастущих компаний в сегменте деревообработки идут «Лесплитинвест» с ростом 75,1% – до 976,1 млн руб, «Сыктывкарский ЛДК» – рост 51,9% до 923,1 млн руб, «Юнайтед Панел Групп» – рост 33,7% до 1,60 млрд руб, «Онежский ЛДК» – рост 33,6% до 1,69 млрд руб.

Среди целлюлозно-бумажных компаний наибольший рост выручки в прошлом году показала «Алексинская бумажно-картонная фабрика» – 48,3% до 436,2 млн руб (см. график 3), за ней следуют «Сокольский ЦБК» – 42,7% до 767,0 млн руб, СЗЛК – 33,7% до 4,89 млрд руб, БФ «Коммунар» – 32,1% до 790,0 млн руб, «Марийский ЦБК» – 23,7% до 2,26 млрд руб.

Десятка лидеров рейтинга «Лесной индустрии» по размеру полученной в 2007 году чистой прибыли состоит почти полностью из целлюлозно-бумажных компаний. Из деревообрабатывающих компаний в нее смогла протиснуться только компания «Фанком» с чистой прибылью 548,1 млн руб. Но даже с этим результатом «Фанкому» удалось занять только 9-е место в этом рейтинге.

Первое место в нем занимает «Группа Илим» с чистой прибылью 2,97 млрд руб (см. график 4), на втором месте – СЗЛК (2,1 млрд руб), на третьем – «Монди Сыктывкарский ЛПК» (1,57 млрд руб). Далее следуют «Волга» (1,08 млрд руб) и «Кондопога» (1,08 млрд руб).

Наибольший убыток (см. график 5) в прошлом году получили «Сокольский ЦБК» – 385,4 млн руб (в 2006 году убыток 370,2 млн руб), ГОТЭК – 154,6 млн руб (2006 год – чистая прибыль 35,4 млн руб), «Миннеско Новосибирск» – 122,4 млн руб (2006 год – чистая прибыль 118,7 млн руб), «Домостроитель» – 57,8 млн руб (2006 год – убыток 23,4 млн руб), «Вышневолоцкий МДОК» – 22,12 млн руб (2006 год – убыток 15,6 млн руб).

Россия является одним из самых быстрорастущих рынков в мире

Спрос на бумажную продукцию стимулируется сильным ростом внутреннего потребления, а строительный бум толкает спрос на продукцию из древесины. Кроме того, страна обладает самыми большими в мире лесными запасами. Но, несмотря на эти хорошие фундаментальные факторы, доходы лесопромышленных компаний и всего сектора остаются сравнительно низкими. Даже, несмотря на укрепление рубля относительно доллара, в рейтинг 100 крупнейших лесопромышленных компаний мира PricewaterhouseCooper's за 2007 год попадают только «Группа Илим» (выручка за 2007 год $765,9 млн по среднему курсу рубля к доллару ЦБ РФ 25,55) и «Монди СЛПК» ($723,6 млн) на 89-е и 91-е места соответственно. А суммарная выручка всех компаний Топ-50, составляющая около $7,2 млрд, займет только 13-е место мирового рейтинга. Для сравнения, суммарная выручка 10 крупнейших мировых компаний составляет $143,1 млрд (см. таблицу 3).

Новички

В рейтинге 2008 года впервые были представлены оценочные консолидированные финансовые результаты «Группы Титан» (15-е место), компании «Череповецлес» (31-е место) и «Лесосибирского ЛДК» (16-е место). На состав рейтинга также оказали влияние происходившие в 2007 году процессы слияний и поглощений. В конце 2006 года «Соломбальский ЦБК» приобрел контрольный пакет акций Соломбальского ЛДК и ряда его дочерних предприятий.

В мае 2007 года был создан холдинг «Соломбалалес», который объединил компании «Соломбальский ЦБК», «Соломбальский ЛДК», «Мамонихалес», «Кеналес», «Конецгорский ЛПХ», «Борецкий ЛПХ», «Светлозерсклес», «Тойма-лес», «Шенкурсклес». В Топ50 по оценочным финансовым результатам холдинг «Сломбалалес» занял сразу 13-е место, а «Соломбальский ЦБК» и «Соломбальский ЛДК», которые в прошлом году занимали соответственно 15-е и 22-е места, вышли из рейтинга.

Тема этой статьи Финансы

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры