Лесное министерство

Словно ненужную игрушку, которая всем надоела, а выбросить жалко, лесную отрасль в очередной раз переложили из коробки с алмазами, нефтью и газом к зерну, мясу и яйцам.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Словно ненужную игрушку, которая всем надоела, а выбросить жалко, лесную отрасль в очередной раз переложили из коробки с алмазами, нефтью и газом к зерну, мясу и яйцам.

Уже и не сосчитать, какую по счету лесную реформу за последние 90 лет переживает леспром. Вот только опять все мысли и слова движутся к сказанному «классиком отечественной политической мысли» Черномырдиным: «Хотели, как лучше, а получилось...» Впрочем, очередное реформирование – явление ожидаемое: каждый премьер России выстраивает работу правительства «под себя». Помните, сколько было у нас премьеров? Так реформ правительства было не меньше. Начиная с введения дополнительных первых вице-премьеров до создания или упразднения целых министерств и ведомств.

Вот только в очередной раз лесная отрасль оказалась в роли пасынка, который никому не нужен и который что бельмо на глазу. Оттого и бросает его из одного министерства в другое. Но этого ли ждали лесопромышленники? Многие мечтают о воссоздании отдельного Министерства лесной промышленности, как это было в советское время. Тогда и отрасль жила более-менее, и производство росло.

Основную выгоду от создания Минлеспрома лесопромышленники видят в том, что становится понятным, где искать защиту своих интересов. Утвержденная в мае новая структура правительственного кабинета закрепляет нелепую ситуацию, когда работой отрасли руководят около десяти федеральных министерств и региональных структур.

Конечно, представители крупного лесного бизнеса и уж тем более представители Федерального агентства лесного хозяйства открыто не критикуют новое переподчинение Рослесхоза. Каким бы непонятным не было решение о передаче его в ведение Министерства сельского хозяйства, многим проще подстроиться под предложенную схему работы, чем критикой нарушить выстроенные в течение нескольких лет отношения с властью.

Вот потому-то в Рослесхозе и говорят, что «решение руководства страны можно рассматривать как возвращение к хорошо забытому старому» – подобная система подчинения существовала еще в советские времена.

Позитива становится больше, если вспомнить Финляндию, где сельское и лесное хозяйства тесно связаны, и больше половины всех лесов принадлежат фермерам. Летом в поле работают, а зимой – лес рубят. Ну и становится совсем хорошо, когда понимаешь, что внутри агропрома леспром становится частью одного из национальных проектов, на которые выделяются баснословные средства из госбюджета.

Но достанутся ли сельскохозяйственные деньги лесопромышленникам? Отбросьте иллюзии: не будет этого! И за доказательствами далеко в лес ходить не нужно. Помните, сколько раз за последние годы государство обещало выделить деньги на строительство лесных дорог, обустройство инфраструктуры? Сколько отрасль получила?.. На моей памяти, ни копейки. Как это ни прискорбно осознавать. Взять хотя бы последнее обещание выделить деньги на обустройство инфраструктуры в лесу под приоритетные инвестиционные проекты. Я не исключаю, что что-то выделят. Но посмотрите на сумму. Всего один миллиард рублей на всю страну! Что на эти деньги в масштабах страны можно построить? Ничего – только часть документации подготовить.

И получат эти деньги, видимо, только ключевые отраслевые лоббисты.

Непринужденное жонглирование Рослесхозом и перебрасывание его из одного министерства в другое свидетельствует об отсутствии на верхних этажах власти стратегии развития лесной отрасли. И потому не особенно принципиально, кому «принадлежит» лес. Важно, в конце концов, приступать к реализации федеральной стратегической программы развития отрасли, обеспечивая баланс интересов лесопромышленников, регионов и федерального центра.

Пока же говорить о концептуальном решении отраслевых проблем не приходится. Назначение Алексея Савинова на должность главы лесного ведомства вызывает удивление. В послужном списке главы Рослесхоза слово «лес» ни разу не встречается. Понятно, что любой министр, «ставя» на руководство подведомственным органом «своего» человека, решает главную задачу – обеспечение лояльности и доверия. Но при этом хотелось бы, чтобы во главе лесного хозяйства России стоял человек, что называется, «в теме».

Впрочем, в сегодняшней ситуации есть и один положительный момент.

Одним из первых вице-премьеров стал Виктор Зубков, который займется не только реализацией национальных проектов по сельскому хозяйству, но и воплощением государственной политики в области развития лесного комплекса. Как известно, Виктор Алексеевич – человек государственный и помимо прочего сегодня возглавляет Совет по развитию лесопромышленного комплекса, в который входят все известные лесопромышленники страны и ученые. По сути, этот Совет выполняет сегодня функции Минлесбумпрома СССР и является последней надеждой для лесопромышленников.

Тема этой статьи Менеджмент

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры