Интервью вице-президента по стратегии UPM Тапио Корпеинена

С января 2009 года российское правительство намерено увеличить пошлины на экспорт необработанной древесины до 50 евро за куб м. этих условиях финская компания UPM намерена искать альтернативные источники древесного сырья, а также построить в России производство стоимостью 1 млрд евро.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

С января 2009 года российское правительство намерено увеличить пошлины на экспорт необработанной древесины до 50 евро за куб м. этих условиях финская компания UPM намерена искать альтернативные источники древесного сырья, а также построить в России производство стоимостью 1 млрд евро.

С января 2009 года российское правительство намерено увеличить пошлины на экспорт необработанной древесины до 50 евро за куб м. этих условиях финская компания UPM намерена искать альтернативные источники древесного сырья, а также построить в России производство стоимостью 1 млрд евро. В интервью «Лесной индустрии» Тапио Корпеинен, первый вице-президент по стратегии UPM, рассказал о том, как компания намерена бороться с растущими издержками, и почему в качестве партнера будущего целлюлозного завода она выбрала Алексея Мордашова и его компанию «Свеза».


Организации

– В последние годы мировая лесная промышленность столкнулась с перепроизводством и ростом цен на древесное сырье. Многие компании, в том числе UPM, приступили к реализации программ, направленных на повышение прибыльности. Как выполняется эта программа?

– Мы анонсировали широкую программу улучшения прибыльности еще в начале 2006 года. А проблемы, с которыми столкнулась отрасль, увидели еще раньше. Это структурное перепроизводство в Европе, увеличение входящих затрат во всех областях – в электроэнергии, в древесном волокне, химикатах и так далее. В то же время долгосрочная тенденция цен изменилась, цены на большинство наших продуктов стали снижаться. Таким образом, эта программа реализуется в нескольких областях. Во-первых, закрытие менее конкурентных производственных мощностей, что мы уже сделали на наших европейских комбинатах. Во-вторых, оптимизация нашей операционной деятельности и повышение эффективности. В третьих, решение проблемы роста затрат, в частности фиксированных затрат, также как и других затрат. Еще одно направление – это инвестирование в производственные мощности, которые демонстрируют лучшую эффективность, и где рост продолжается. Это основные элементы нашей программы улучшения прибыльности.

– На какой период времени рассчитана эта программа?

– Как я уже сказал, эта программа была анонсирована весной 2006 года. Мы уже добились экономии в 2007 году и в текущем году. В следующем году мы достигнем нашей цели экономии на уровне 200 млн евро в год.

– Сокращение производственных мощностей в Западной Европе «съедает» доходы целлюлозно-бумажных компаний, как вы планируете компенсировать это сокращение?

– В конце прошлой осени мы объявили о временном прекращении производства на некоторых мощностях в нашем бизнесе по выпуску чистоцеллюлозной и газетной бумаги. Эти действия направлены на установление правильного баланса между производственными мощностями и спросом. Повышение прибыльности – наша главная задача.

– Во втором квартале 2008 года рынок журнальной бумаги стал более сбалансированным, планируете ли вы в связи с этим повысить цены?

– Компания UPM комментирует состояние рынка только тогда, когда выпускает ежеквартальные финансовые отчеты. Поэтому, к сожалению, я не могу это комментировать. После 24 июля, когда мы выпустим следующий отчет, мы сможем это прокомментировать.

– Как долго будет сохраняться слабое состояние рынка пиломатериалов в Европе, что может улучшить его состояние, и что предпринимает компания в этих условиях?

– Мы прогнозируем, что спрос в отношении пиломатериалов из древесины ели и сосны становится ниже, и цены будут ниже, чем в начале года. Но в настоящее время я не могу делать какие-либо предположения относительно того, насколько и когда состояние рынка может улучшиться.

– Компания почувствовала влияние кризиса на финансовых рынках? Изменилась ли доступность к финансовым ресурсам?

– У UPM сейчас очень сильный баланс, один из самых сильных в отрасли. Кроме того, наше финансирование уже было сформировано на долгосрочный период. И сегодня у нас нет необходимости выходить на финансовые рынки за дополнительным финансированием. Поэтому у нас очень хорошая финансовая позиция.

– Какой объем круглого леса UPM импортировала из России в 2007 году?

– Наш суммарный импорт был 3,9 млн куб м круглого леса.

– Вы прекратите импорт кругло, го леса с января 2009 года, если рост пошлин продолжится?

– Если повышение экспортных пошлин продолжится, как это было объявлено, то в начале 2009 года импорт древесины из России в Финляндию станет экономически невозможным, древесина будет слишком дорогой.

– Как вы будете компенсировать сокращение поставок древесины из России?

– Конечно, в первую очередь мы будем пытаться увеличить поставки древесины из финских лесов, насколько это возможно. Мы будем искать новые источники импорта древесины, вместо России. Конечно, рано говорить, как мы сможем компенсировать весь объем, который поступал из России, особенно, это касается всей лесной промышленности Финляндии.

– Ожидаете ли вы роста цен на круглый лес в ближайшие годы?

– Я не могу делать какие-либо предположения относительно того, какие будут цены в будущем. Могу сказать только, что в долгосрочной перспективе, если мы говорим о Финляндии, то цены здесь и сейчас одни из самых высоких в мире. Поэтому финская индустрия не может позволить себе еще более высокие цены на древесину.

– Цель, которую декларировало российское правительство, повышая экспортные пошлины, увеличение притока инвестиций в отрасль. Как вы считаете, эта цель будет достигнута?

– Инвестировать в производство в России интересно: здесь хорошее обеспечение сырьем, рынок растет. Мне трудно сказать, как это повышение пошлин повлияет – благоприятно или негативно. Сложно сказать, потому что мы смотрим, как это повлияет по обе стороны границы. Конечно, проблемы будут, так как это изменение неожиданно. Сложно сказать, как это решение о пошлинах может защищать инвестиции.

– Какую выручку и EBTDA получила компания UPM от деятельности в России в 2007 году?

– Мы не публикуем цифры на таком уровне, поэтому я не могу комментировать обе эти цифры.

– Как развивался бизнес компании в России в прошлом году?

– В России у нас есть лесозаготовительный бизнес, лесопиление и производство фанеры в Чудово. Мы уже несколько лет работаем здесь, и до сих пор это был для нас хороший бизнес. Кроме того, мы экспортируем в Россию бумагу UPM, это тоже растущий бизнес. Россия – это конкурентный рынок и в отношении продуктов деревообработки, и в отношении целлюлозно-бумажной продукции. И поэтому, чтобы быть успешным, надо уметь конкурировать по затратам, и продукт, который вы продаете, должен быть качественным. В целом экономические перспективы в России позитивны, существует благоприятный спрос на лесопромышленную продукцию. В то же время, в стране высокая растущая инфляция. И, что важно для таких отраслей, как наша, рубль является сильной валютой. Таким образом, если смотреть вперед, чтобы наша отрасль успешно развивалась в России, необходимо иметь производительность мирового уровня, эффективность затрат и операционную деятельность.

– Какие факторы в наибольшей степени влияют на рост потребления в России?

– Благоприятное экономическое развитие в России в целом, рост доходов населения – все это приводит к росту потребления бумаги, как это происходит и в других странах. Общее увеличение рекламных расходов, увеличение доли печатной рекламы, которая в настоящее время составляет 26% от всех рекламных расходов. Эти факторы, мы считаем, будут обеспечивать рост в важных для нас областях, например таких, как журнальная бумага. Спрос на журналы обычно растет, когда растут доходы населения.

– Чем отличаются, на ваш взгляд, рынок России от рынка Китая?

– Китай – это огромная страна, с большим населением, с благоприятным развитием экономики. В последние годы рынок там рос очень привлекательно. В то же время, особенно если речь идет о лесной индустрии, в Китае очень ограниченные ресурсы. Поэтому, в сравнении с Китаем, Россия имеет больший потенциал с точки зрения лесных ресурсов. Российский рынок гораздо меньше, чем китайский, даже несмотря на то, что рынок продукции из древесины растет. Если мы сравним Россию и Китай с точки зрения инвестиций в нашу отрасль, то китайское правительство уже приступило к активному инвестированию в инфраструктуру – в электроэнергетику, железные дороги и так далее. Это создает условия для прямых инвестиций в отрасль, как иностранных, так и внутренних. В то время как в России во многих областях инфраструктура является проблемой для иностранных инвестиций в отрасль.

– Заводы в России вы строили с нуля. Рассматриваете ли вы возможность приобретения компаний для увеличения доли на российском рынке?

– Да, мы построили с нуля лесопильный завод в России, кроме того, мы уже несколько лет развиваем здесь производство фанеры. И недавно мы подписали соглашение о создании совместного предприятия с группой «Свеза». И теперь наша цель – реализация плана, который мы уже объявили, строительство в Вологодской области интегрированных производственных мощностей мирового уровня. Поэтому на данный момент, мы не рассматриваем приобретение компаний.

– Почему партнером для СП UPM выбрала «Свезу»?

– Как я уже говорил, наше производство в России существует уже несколько лет. И разрабатывая нашу стратегию для России, мы искали лучшую возможность для старта крупномасштабного производства, включая целлюлозное производство. И мы пришли к заключению, что для успеха в таком большом инвестиционном проекте, о котором мы объявили, нам нужен сильный местный партнер. Мы знали «Свезу» уже несколько лет, и считаем, что «Свеза» и господин Алексей Мордашов как раз являются такими сильными партнерами, которые вместе с UPM смогут добиться успеха в таком проекте.

– В совместном предприятии компании UPM и «Свезе» принадлежит по 50%. Существует ли определенная политика UPM в отношении распределения акций?

– У нас разные доли в разных частях света. У нас нет какой-либо особенной политики на это счет.

– Какой объем инвестиций в проект, и из каких источников он будет финансироваться?

– Мы договорились с нашим партнером о том, что обеспечим равное акционерное финансирование – пятьдесят на пятьдесят. Общий объем инвестиций в Шекснинский проект составит более 1 млрд евро.

– Вы уже определили консультантов или поставщиков оборудования?

– Сейчас мы находимся на этапе подготовки предпроектного технико-экономического обоснования, которое необходимо для определения инфраструктуры, необходимого древесного сырья и так далее. Пока еще мы не выбирали поставщиков оборудования и строительных подрядчиков. Но у нас есть несколько партнеров, с которыми мы работаем в разных областях при подготовке таких проектов.

– По оценкам аналитиков, планируемое предприятие будет потреблять 6 млн куб м круглого леса в год. Как вы планируете обеспечить предприятие этим объемом сырья?

– Мы считаем, что этот проект соответствует критериям приоритетного инвестиционного проекта. Поэтому мы надеемся, что в Вологодской области сможем гарантированно получить значительную часть древесины, необходимой для планируемого комбината. Скорее всего, также мы будем получать древесину из соседних с Вологодской областью регионов.

– Какую продукцию вы планируете выпускать?

– Запланированная мощность целлюлозного завода составит 800 тыс метрических тонн, лесопильного завода – 300 тыс куб м, а предприятия по производству плит OSB – 450 тыс куб м. Пиломатериалы и плиты мы планируем поставлять на российский рынок. Возможно, на первом этапе некоторый объем плит будет экспортироваться. Но в долгосрочной перспективе мы считаем, что строительный рынок в России будет потреблять весь производимый объем. Что касается производства целлюлозы, то это мировой биржевой товар, и мы планируем, в основном, продавать целлюлозу на глобальном рынке за пределами России.

– Планируете ли вы в дальней, шем производить в России бумагу, чтобы компенсировать экспортные поставки?

– В настоящее время у нас нет каких-либо особых планов или решений о производстве бумаги.

Тема этой статьи Маркетинг
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры