Китайская фанера

Китай стал экспортировать в Европу FSC-сертифицированную фанеру.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Китай увеличивает экспорт готовой продукции на развитые рынки. Качество продукции пока еще ниже принятых на этих ранках стандартов, но хорошие продажи обеспечиваются низкими ценами. Китайские производители намерены расширить свое присутствие в Европе. Недавно Китай стал поставлять в Европу FSC-сертифицированную фанеру.

В 2006-2007 годах поставки китайской фанеры в Европейский Союз значительно выросли, чему способствовала высоко конкурентная цена на фанеру. Однако в последние месяцы наблюдается увеличение проблем с поставками и рост цен на фанеру из Китая. Иногда это краткосрочные явления, например, плохая реакция клея, используемого при производстве фанеры, на холодную и влажную атмосферу, которая преобладает в Китае в зимние месяцы. Из-за этого лишь небольшая часть продукции соответствует качеству, необходимому для поставок в Европу. Также на экспорт влияет укрепление китайского юаня относительно доллара, что снижает ценовую конкурентоспособность Китая на европейском рынке.

Но кроме краткосрочных явлений европейские импортеры отмечают структурные изменения, способствующие снижению темпов роста экспорта китайской фанеры в Евросоюз. Китайское правительство прекращает кредитовать производителей фанеры, а кредиты являлись одним из важнейших факторов конкурентного преимущества. При этом цены на трудовые ресурсы, энергию и сырье растут.

Более того, при большом количестве маленьких производителей фанеры, часто не располагающих информацией о рынках и пытающихся поставлять продукцию в Европу, возникает много вопросов о качестве этой продукции. Возможно, поэтому сейчас в Китае наблюдается консолидация поставок вокруг нескольких крупных экспортных компаний, которые хорошо информированы о потребностях европейских рынков, и которые могут гарантировать качество продукции.

Больше всех выигрывает от проблем с поставками китайской фанеры Малайзия. Доля этой страны на фанерном рынке Европы растет, чему помогает нестабильная ситуация с поставками из Индонезии. Кроме того, Малайзия способна поставлять значительные объемы фанеры сертифицированной в соответствии с требованиями FSC или Малайского совета по сертификации древесины (Malaysian Timber Certification Council - MTCC). Крупные дистрибуторы, на которых приходится приблизительно 20% всех продаж фанеры на лидирующем в Европе рынке Великобритании, в настоящее время придерживаются сертифицированной продукции. Это является отражением политики правительства страны в отношении поставок древесины и желание дистрибуторов получить доступ к высококлассным проектам, связанным с подготовкой Лондона к Олимпиаде.

Малайские компании в настоящее время поставляют в Великобританию значительные объемы FSC-сертифицированной фанеры, а так же новозеландской фанеры с внутренними слоями из сосны и внешними – из тропической древесины.

Хотя такая продукция не настолько долговечна, как фанера полностью из тропической древесины, она поставляется с маркировкой CE2+, означающей, что продукт протестирован и подходит для применения в строительстве. Таким образом, такая фанера может широко применяться в Великобритании. В последнее время в Европе увеличилось количество MTCC-сертифицированной фанеры из Малайзии, такая продукция продается с премией 2% к цене на не сертифицированную продукцию.

Тем не менее, пока еще не стоит говорить о значительном сокращении объемов импорта китайской фанеры в Евросоюз. Ценовое преимущество китайской фанеры все еще остается значительным, а китайские производители демонстрируют желание и возможности подстроиться под запросы европейского рынка. Цена на китайскую фанеру из тропической древесины все еще на 15%-20% ниже цен на фанеру из Малайзии. А в начале 2008 года Еврокомиссия объявила о том, что не будет увеличивать пошлину на импорт китайской фанеры.

Китайские производители фанеры стремятся соответствовать растущему в Европе спросу на сертифицированную продукцию. Несколько поставщиков уже предлагают небольшие объемы FSC-сертифицированной фанеры из Китая.

Индонезийская фанера значительно проигрывает на европейском рынке из-за неспособности конкурировать по цене с китайской фанерой, либо из-за невозможности предложить значительные объемы продукции с проверенным легальным происхождением по цене сравнимой с ценой на продукцию из Малайзии. Кроме того, пошлина на индонезийскую фанеру в Евросоюзе составляет 7%, в то время как на малайскую – 3,5%.

Еще одним крупным поставщиком на европейский рынок фанеры из тропической древесины является Бразилия, которая предлагает продукцию схожую и по качеству и по цене с малайской фанерой. Но, как и Индонезия, Бразилия сильно ощущает конкуренцию со стороны Китая. Кроме этого, в последнее время бразильские производители все больше ощущают быстрый рост себестоимости производства и укрепление национальной валюты, что размывает конкурентоспособность экспорта.

Импортеры и дистрибуторы фанеры отмечают замедление европейского рынка фанеры в начале 2008 года, что отражает снижение активности в строительном секторе на нескольких ключевых рынках, включая Великобританию и Германию. Тем не менее, во втором полугодии 2007 года запасы фанеры из окоуме на рынке Евросоюза значительно выросли по сравнению с уровнем первого полугодия прошлого года. Это связано с улучшением ситуации с поставками круглого леса. В настоящее время рынок фанеры из окоуме в Европе хорошо сбалансирован.

Еще один фактор, который будет значительно влиять на европейский рынок фанеры из тропической древесины в 2008 году – увеличение мощностей по производству березовой фанеры. Рост инвестиций в новые мощности произошел вслед за сокращением европейских поставок березовой фанеры в 2006 и 2007 годах. Значительные инвестиции были сделаны в северо-западной части России, как иностранными, так и российскими производителями.

Россия - крупнейший поставщик древесного сырья

Согласно данным Государственного бюро статистики Китая, ВВП страны в 2007 году вырос на 11,4% относительно уровня 2006 года и достиг 24,66 млрд юаней (около $3,52 млрд). В 2007 году стоимостный объем международной торговли Китая увеличился на 23,5% до $2,17 трлн, а торговый баланс вырос на 47,7% до $262,2 млрд. На фоне этих сильных результатов значительно выросла и торговля лесопродукцией.

Импорт круглого леса в страну в прошлом году вырос в натуральном выражении на 15,4% относительно уровня 2006 года до 37,1 млн кубометров, а в стоимостном – на 36,2% до $5,35 млн.

Крупнейшим поставщиком круглого леса в страну в 2007 году, как и прежде, выступила Россия. В Китай она поставила 25,4 млн кубометров (+16,4%) российского круглого леса на сумму $2,706 млн (+37,6%). За Россией в рейтинге крупнейших поставщиков кругляка в Китай следуют Папуа Новая Гвинея, Малайзия, Новая Зеландия, Габон и Соломоновы острова (см. Таблицу 1). Импорт тропической необработанной древесины в 2007 составил 8,4 млн кубометров, на 8,5% выше, чем год назад, однако доля тропической древесины в натуральном объеме импортированного круглого леса снизилась до 22,6% (2006 год – 24,1%).

Импорт пиломатериалов составил 6,55 млн кубометров на сумму $1,77 млн, что демонстрирует рост на 6.5% в объеме и на 4,4% в стоимости относительно уровней предыдущего года. Традиционно двумя крупнейшими поставщиками пиломатериалов в Китай являются Россия и США (см. Таблицу 2). Из России Китай импортировал 1,58 млн кубометров пиломатериалов, а из США – 1,07 млн кубометров, доли этих стран в общем объеме импорта составили 24,2% и 16,4% соответственно.

В 2007 году Китай импортировал 306 тысяч кубометров фанеры на общую сумму $170 млн, что на 26% ниже уровня 2006 года в объеме и на 13,6% в стоимости. Фанера поставлялась в страну в основном из Индонезии и Малайзии. Импорт из Индонезии составил 140 тысяч кубометров (-37,8%) на сумму $81,4 млн (-28%). Малайзия поставила 100 тысяч кубометров (-13.8%) на сумму $46,93 млн (+14%). Доля Индонезии в импорте фанеры составила 45,8%, Малайзии – 32,7%.

Объем импорта древесноволокнистых плит в 2007 году снизился на 5,5% относительно уровня предыдущего года до 900 тысяч кубометров, стоимость импорта снизилась на 13,7% до $ 169 млн. Импорт древесностружечных плит в 2007 году составил 525 тысяч кубометров на сумму $106 млн и продемонстрировал снижение относительно уровней 2006 года на 3% в объеме и на 4,5% в стоимости. Импорт шпона составил 98 тысяч тонн (-2,9%) на сумму $135 млн (+14.7%).

В 2007 году Китай импортировал 2,48 млн единиц деревянной мебели на сумму $220 млн. Рост импорта в натуральном выражении в прошлом году составил 92,3%, в стоимостном – 87,4%.

Целлюлоза занимает наибольшую долю в стоимости китайского импорта лесопромышленной продукции. В 2007 году Китай импортировал 847 млн тонн (+6,5%) целлюлозы на сумму $5,55 млн (+26.3%). Страна является крупнейшим в мире импортером макулатуры: в 2007 году ее иморт этой продукции составил 22,56 млн тонн (+15% к уровню 2006 года) - 45% всего мирового импорта. Стоимость импортированной целлюлозы составила $4,042 млн, на 47,1% больше, чем в 2006 году.

Импорт бумаги и картона в натуральном выражении снизился на 9,5% относительно уровня 2006 года до 3,99 млн тонн, стоимость импорта выросла на 2,9% до $3,52 млн. В то числе импорт бумаги составил 214,7 тысяч тонн (-7,3%) на сумму $764 млн (+6,1%).

Поставки готовой продукции растут

Экспорт пиломатериалов из Китая в 2007 году снизился на 7,5% до 747 тысяч кубометров, при этом стоимость экспорта выросла на 10,2% до $389 млн. В прошлом году Китай экспортировал 16 тысяч кубометров деревянных шпал на сумму $2,74 млн. Основными направлениями экспорта пиломатериалов для Китая являются Япония, Корея и США (см. Таблицу 3). Китайские пиломатериалы поставлялись в основном из таких портов как Далянь (283 тысяч кубометров), Кингдао (169 тысяч кубометров) и Нанкин (142 тысяч кубометров), которые вместе занимают 79,3% всего экспорта.

В 2007 году стоимость экспорта из Китая фанеры выросла на 23% до $3,58 млн, однако объем экспорта фанеры вырос лишь на 5,8% до 8,78 млн кубометров. В основном китайская фанера в прошлом году поставлялась в США, Японию и Великобританию (см. Таблицу 4). Экспортные поставки фанеры осуществлялись в основном из портов Нанкин, Кингдао и Шанхай. Также фанера экспортировалась через порты Гуандун, Тьянджин и Далянь. Экспорт плит ДВП в 2007 году составил 2,29 млн тонн (+56.3%) на сумму $1,08 млн (+70,7%) и был направлен в основном в Саудовскую Аравию, Северную Америку, Корею и Россию.

Экспорт деревянной мебели из Китая в прошлом году вырос на 14,5% до 284.2 млн единиц, стоимость экспорта выросла на 21,7% до $10,685 млрд. США являются крупнейшим покупателем китайской мебели, в 2007 году поставки в страну составили $5,14 млрд (48,1% всего китайского мебельного экспорта). Другими важными направлениями экспорта в 2007 году стали Великобритания ($873 млн, 8.2% от стоимости всего экспорта), Гонконг ($752 млн, 7%) и Япония ($713 млн, 6.7%).

Экспорт из Китая бумаги и картона в прошлом году составил 4,23 млн тонн (+38,5%) на сумму $3,16 млн (+41%). В том числе экспорт бумажной продукции составил 2,58 млн тонн (+19,9%) на сумму $3,94 млн (+19,9%).

Тема этой статьи Маркетинг
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры