Крупнейшие компании ЛПК России

Рейтинг-2007. Победы и поражения 35 крупнейших лесопромышленных компаний России.
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

Рейтинг-2007. Победы и поражения 35 крупнейших лесопромышленных компаний России.

В прошлом году выручка 20 крупнейших лесопромышленных компаний России выросла до 151 млрд руб или $5,65 млрд (Таблица 1), для сравнения – выручка 20 крупнейших мировых лесопромышленных компаний в 2006 году составила по данным компании PricewaterhouseCoopers (PwC) $208,28 млрд (Таблица 2). Таким образом, доля российских лесопромышленных компаний в мировом доходе от лесной индустрии составляет лишь около 2,6%. Тем не менее, российские компании растут быстрее среднемирового показателя, в прошлом году выручка 20 крупнейших компаний России выросла на 22,8% (График 1), а 20 крупнейших компаний мира – на 4,7%.


Организации

По оценке PwC, в прошлом году вторым по величине производителем продукции из древесины и бумаги после США стал Китай. PwC прогнозирует, что до 2015 года Китай опередит Северную Америку по объему производства бумаги и картона. А в целом к этому году азиатские страны с быстрорастущей экономикой способны увеличить свою долю в мировом производстве и потреблении целлюлозно-бумажной продукции на 50%.

Россия является мировым лидером по экспорту необработанной древесины, однако ее значение на мировых рынках лесопродукции снижается, если учесть ее лесосырьевую базу, которая составляет 50% мировых хвойных лесов и около 20% всех мировых лесов. Вместе с близостью к самому быстрорастущему рынку в мире, Китаю, это создает для российской лесной и целлюлозно-бумажной промышленности значительные возможности.

По оценке PwC, в 2006 году в России произошли следующие важные улучшения: выросло понимание российскими властями стратегической важности леса, а так же в целях стимулирования инвестиций в отрасль был пересмотрен Лесной кодекс. В то же время было объявлено о постепенном повышении с 2007 года экспортных пошлин на необработанную древесину.

Рейтинг-2007 журнала «Лесная индустрия» расширился до 35 компаний. Первое место занял холдинг «Илим Палп» с выручкой 45 млрд руб, что составляет почти треть суммарной выручки всех компаний, участвующих в рейтинге (Таблица 3). В первой пятерке рейтинга изменений не произошло: на втором месте «МБП Сыктывкарский ЛПК» с выручкой 16,2 млрд руб, на третьем – «Архангельский ЦБК» с выручкой 10,9 млрд руб, потом «Кондопога» - 10,8 млрд руб и «Светогорск» с выручкой 9,4 млрд руб (График 2). На изменение позиций в рейтинге повлияли не только результаты работы компаний, но и появление новых участников рейтинга. Так, появление в рейтинге на седьмом месте компании «Континенталь Менеджмент» подвинуло «Соликамскбумпром» и «Сегежский ЦБК» на одну позицию вниз.

Только первые шесть компаний-лидеров и Группа СЗЛК сохранили своих позиции в рейтинге, позиции остальных участников понизились. В прошлом году выручка Группы СЗЛК выросла всего на 1% относительно уровня 2005 года до 4 млрд руб, при этом валовая прибыль снизилась на 70% до 325 тыс руб, а чистая прибыль упала на 93% до 64 тыс руб. Как сообщил Юрий Мурашко, заместитель генерального директора СЗЛК по внешним связям, в прошлом году группа ввела в эксплуатацию девятую бумагоделательную машину, а также занималась подготовкой к переходу на экологически чистую TCF-отбелку целлюлозы. «Поэтому некоторые показатели снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, - пояснил он. - Однако, уже в начале 2007 года предприятия группы начали выходить на рекордные показатели. Несмотря на плановые остановы и пуско-наладочные работы в отбельном цехе уже к июню мы смогли во много раз превысить показатели прошлого года». Компания планирует занять третье место в России по производству форматной офисной бумаги.

Пятерку самых быстрорастущих компаний составляют в основном деревообрабатывающие предприятия (График 3). Наибольший темп прироста выручки в 2006 году продемонстрировала компания «Увадрев-холдинг» - ее выручка выросла на 37% до 1,26 млрд руб, на втором месте «Тернейлес» - рост 33% до 1,81 млрд руб, на третьем компания «ГОТЭК» - рост на 32% до 5,11 млрд руб.

Наихудшие показатели в 2006 году продемонстрировал «Сокольский ЦБК», его выручка сократилась на 34% до 537 млн руб (График 4). На 7% в прошлом году сократилась выручка «Вологодских лесопромышленников» и «Соломбальского ЦБК».

Как пояснил «Лесной индустрии» генеральный директор «Вологодских лесопромышленников» Евгений Цветков, снижение рентабельности компании в 2006 году произошло вследствие роста цен на ГСМ и материалы, электроэнергию, лесных платежей, увеличения ставок таможенных пошлин, железнодорожных тарифов и водного фрахта. В прошлом году компания заготовила 89% от объема 2005 года, а из-за неблагоприятных погодных условий и, как следствие, позднего начала лесозаготовительного сезона, предприятия холдинга сократили объем вывозки до 86% от аналогичных показателей 2005 года. При этом деревообрабатывающие предприятия холдинга увеличили производство. «Приоритетным направлением инвестирования в развитие производства является собственная деревообработка, в 2007 году начинается строительство ЛДК-2 в городе Вытегра (Вологодская область) производительностью 200 тысяч кубометров по сырью», - заявил Евгений Цветков.

Несмотря на то, что «Светогорск» находится лишь в конце пятерки лидеров, в 2006 году он продемонстрировал наибольшую чистую прибыль - 1,4 млрд руб. Компания «Волга», занявшая 6-е место в рейтинге, по чистой прибыли отстает от «Светогорска» всего на 6 млн руб и находится на втором месте. За ними следуют «Соликамскбумпром», «Сегежский ЦБК» и «Кондопога» (График 5). Наибольший прирост чистой прибыли в 2006 году показал «Сегежский ЦБК» - почти в 9 раз с 108 млн руб до 1,05 млрд руб.

Среди 35 участников рейтинга убыток в прошлом году получили три компании (График 6): «Сокольский ЦБК», «ЛВЛ-Югра» и «ДОК «Красный Октябрь». В 2006 году убыток «Сокольского ЦБК» вырос почти на 70% относительно убытка, полученного в 2005 году, до 370 млн руб, Убыток «ЛВЛ Югра» сократился до 210 млн руб, а «ДОК «Красный Октябрь» в прошлом году получил убыток 53 млн руб после чистой прибыли 39,9 млн руб в 2005 году.

Борьба с издержками

Замедление темпов роста прибыли российских лесопромышленных компаний в 2006 году произошло в основном из-за роста затрат на сырье и энергоресурсы. Как отмечается в отчете компании «Волга», ее расходы на древесное сырье в прошлом году выросли относительно 2005 года более чем на 18%, расходы на энергию – на 13%. А в первом квартале 2007 года компания отмечает рост цен на древесное сырье уже на 24,9% относительно уровня соответствующего периода 2006 года.

Для борьбы с растущими издержками крупные целлюлозно-бумажные комбинаты стараются переходить на выпуск продукции с большей маржой, а так же повышать эффективность производства.

Например, «Волга» для улучшения качества древесной массы и выпускаемой газетной бумаги в прошлом году провела модернизацию древесно-массного цеха. А повышение скорости бумагоделательных машин позволяет компании увеличить объем производства бумаги. В настоящее время «Волга» прорабатывает вопрос модернизации 8 бумагоделательной машины, с целью увеличения скорости машины до 1600 метров в минуту.

Вместе с тем улучшению финансовых показателей лесопромышленных компаний способствует продолжающаяся консолидация. В 2007 году активным консолидатором выступил холдинг «Инвестлеспром», который приобрел «Национальную лесоиндустриальную компанию» и «Медвежьегорский лесопромышленный холдинг».

Тема этой статьи Стратегии
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры