Экологичность производства бьет рекорды

В 2007 году, заявляя о новых планах, не только лесопромышленники, но и чиновники все увереннее оперируют наименованиями экологичной продукции, терминами стандартизации и сертификации программ лесоуправления.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Стало модным в каждом из сообщений по планам переориентации на глубокую деревообработку подчеркнуть соответствие реализуемого или нового проекта требованиям по охране окружающей среды и назвать вышедшую или ожидаемую продукцию «высокоэкологичной».


Организации

Проблемы целлюлозно-бумажной отрасли, лесопользования и нелегальных заготовок уже обсуждались довольно подробно, как и необходимость стандартизации и сертификации лесоуправления, поэтому оставим их за рамками нашей оценки. Итак, почти в каждом анонсе проекта деревообработки звучал экологический акцент.

Он достиг своего пика в мае 2007 года, а потом потихоньку пошел на спад. Наверное, из-за начала сезона отпусков. Тем не менее, заявлено было о более чем 90 проектах гармоничного с природой производства, из которых за полгода 14 было введено в эксплуатацию, причем 3 – с иностранным участием. Показатель очень хороший, позволяющий надеяться на воплощение в жизнь остальных красиво заявленных планов. Тем более что еще почти три десятка анонсов приобрели признаки реального воплощения, в более чем в трети из них «засветились» зарубежные партнеры.

Большинство рассматриваемых проектов связаны не с модернизацией существующих мощностей, а со строительством новых линий, цехов и заводов. По-видимому, инвесторы научились считать деньги и уверены, что адаптация устаревшего предприятия к современным экологическим требованиям обойдется подороже, чем создание нового производственного актива.

Самыми щедрыми в анонсах инвестиций смены ориентации отрасли с сырьевой направленности экспорта не только на повышение глубины обработки древесины, но и на экологичность продукции стали представители Иркутской и Томской областей, а также Приморского края.

Однако по доле реальных вложений в тройку лидеров вышли лесопромышленники и администрации Алтайского края, Читинской и Свердловской областей. А вот по количеству введенных в эксплуатацию объектов первенствовали Красноярский край и еще 12 регионов! Причем бизнес Амурской области сумел открыть высокоэкологичное паркетное производство даже в… китайском Харбине. Поэтому еще надо разобраться, в чью сторону движется экономическая экспансия.

Самыми популярными «природосберегающими» проектами и в анонсах намерений, и среди мощностей, введенных в эксплуатацию, стали: – производство и использование биотоплива; – выпуск МДФ и ДВП; – изготовление высококачественных пиломатериалов.

А по реализуемым планам вышел несколько другой расклад лидеров: пиломатериалы, ДСП и биотопливо.

В целом по продукции получается, что за полгода наиболее значительный потенциал в экологичной деревообработке заложен по биотопливу, высококачественным пиломатериалам и МДФ/ДВП. А вот ДСП и OSB в ближайшие 3-5 лет могут проиграть по срокам и количеству реализации проектов не только деталям домостроения и большеформатной фанере, но и напольным покрытиям с мебельным щитом.

И если российский рынок уже довольно плотно знаком с экологичной ДСП национального производства, то по OSB в стране предполагается долгосрочный дефицит… Есть над чем задуматься и лесопромышленникам страны, и поставщикам импортной продукции. И обидно, что столь гармоничный с природой материал будет иметь в российском ЛПК несколько туманное будущее, если вдруг сорвутся три проекта в различной степени реализации (Кировская и Тверская области, а также Карелия).

В первом полугодии 2007 года обозначился и моральный перелом в финансовых кругах, среди лесопромышленников и чиновников. В их умах появилось понимание не только популярности модного хита, но и коммерческой необходимости соответствия продукции требованиям по охране окружающей среды, формируется готовность реализовывать лозунг о выгодности инвестиций в экологию. Просто приятно, когда «Банк Москвы» или «Международный инвестиционный банк» вкладывают значительные инвестиции в ряд проектов явно экологичной деревообработки.

Здесь сыграли свою роль и привередливые покупатели западноевропейского и американского рынков, для которых гармоничность продукта с природой стала своего рода брендом, и финские и японские инвесторы, настойчиво объяснявшие российским партнерам особенности цивилизованного лесопромышленного бизнеса, и природоохранные организации и рейтинговые компании, которые в 2002–2006 годах наиболее настойчиво пропагандировали актуальность принципов защиты окружающей среды.

Например, действующий экорейтинг Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников (FTN России) и агентства «Эксперт РА» включает в себя оценку уже 30 предприятий российского ЛПК. Предполагается, что в середине 2007 года число компаний, желающих предоставить информацию о своей деятельности по охране окружающей среды, а также соответствующих особенностях производства и продукции, вполне может утроиться.

Тревожит следующее. Во-первых, в официальных программных документах и отчетности МЭРиТ, Минпромэнерго и Росстата по деревообработке экологичность продукции упоминается гораздо реже, чем в аналогичных материалах региональных администраций и бизнес-планах лесопромышленных компаний. Разве охрану окружающей среды уже нельзя на столь высоком экономическом уровне воспринимать как неотъемлемую составляющую развития отрасли? Разве экологичность деревообработки не может быть выражена в цифрах строгой статистики и в рублях запланированного государством участия? Вспомним ту же OSB или значительно сдающие по потенциалу развития проекты деревянного домостроения – получается не совсем веселая картина: есть национальный проект улучшения жилищных условий гражданам страны, но не видно должного участия государства в стимулировании малоэтажного деревянного строительства, столь гармоничного с окружающего нас живого мира!

Во-вторых, почему бы природоохранную политику также не возвести в ранг базового национального проекта, предоставив соответствующие экономические преференции экологичной деревообработке и бессрочные нулевые пошлины на импорт оборудования для нее?

В-третьих, в бизнес-планах и производственной деятельности предприятий охрана окружающей среды еще не получила штатного закрепления и очень часто не считается экономическим параметром, влияющим на прибыль. Она в большинстве случаев относится к категории неизбежных затрат, и только немногие предприниматели научились извлекать из экологичности производства и товара прибыль. Есть над чем поработать и системе образования, и структурам, формирующим общественное мнение, и обществу.

В-четвертых, многие бизнесмены еще не вышли из состояния 90-х годов, когда считалось, что чем меньше знают о твоем проекте, тем ты успешнее развиваешься. Как будущий покупатель оценит параметры экологичности продукта, предприятия и рынка, если от него скрываются многие важные данные: объем планируемых и вложенных инвестиций в охрану окружающей среды, сроки реализации экологических мероприятий, влияние производства на состояние воды и воздуха, поставщики и характеристики оборудования, используемые реагенты, клеевые составы, лакокрасочные материалы, способы переработки отходов и т.д? Опыт глобального бизнеса показывает, что клиент давно стал не тот. Для него экологичность проекта деревообработки и гармоничность продукта с природой уже являются индикаторами качества товара, своего рода брендами. Сейчас недостаточно лишь сказать, что завод будет выпускать «высокоэкологичную MDF», а остальное официально – «коммерческая тайна», а в уме – «не ваше дело». С таким подходом выйти на внешний рынок невозможно, а на внутреннем – ждет неизбежная стагнация.

В-пятых, появилось рыночное понятие «история товара», позволяющее умело управлять ценообразованием и рекламной привлекательностью продукта. Его соответствие параметрам защиты окружающей среды в максимальной степени гармонирует с этим понятием и позволяет в полной мере повышать уровень продаж только за счет реально обоснованной и умело поданной экологической истории.

Вот такие мысли возникают по поводу анонсов экологичной деревообработки сезона первой половины 2007 года и перспектив ее развития. Многое радует, но и ряд проблем проявляется еще острее. Невозможно решить их только за счет изменения налоговой политики страны, развития штатной структуры лесопромышленных компаний, реформы системы бизнес-планирования и экономического учета, а также корректировки направленности рекламной деятельности.

Очень многое зависит также от необходимости реформирования системы образования, социальной политики и общественного мнения, что требует длительного времени. А пока вся ответственность за влияние деревообработки на окружающую среду находится в руках лесопромышленников, чиновников, бизнесменов и банкиров. Сумеют ли они сберечь природу и получить прибыль из получающего популярность экологичного продукта, или анонс таковым и останется?

Тема этой статьи Маркетинг
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры