Дома из клееного бруса

Странной видится ситуация, когда основным преимуществом продукта производителями заявляется экономическая выгода, а результаты проведенного нами исследования говорят о том, что россиянину со средним доходом дом из клееного бруса не по карману.
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Производство клееного бруса (клееный профилированный брус) представляет собой многоэтапный технологический процесс. На первом этапе идет заготовка, сортировка и отбраковка досок. Результатом этой работы должно быть получение доски влажностью до 8-12%. Далее производится четырехсторонняя обработка досок на станке с последующей дефектовкой полученных ламелей и с применением антипиренов и антисептиков. Далее следует склеивание ламелей друг с другом под давлением специальным клеем. Завершающим этапом становится чистовая обработка, нанесение отверстий и зарезание чашек (замков соединения) в соответствии с проектом.


Организации

Производители утверждают, что клееный брус не имеет недостатков, он прочен и менее всего подвержен различным неблагоприятным воздействиям (гниению и т.п.). Срок возведение дома «под ключ» значительно сокращается, так как усадка клееного бруса не превышает 1%. Несмотря на явные преимущества клееного бруса перед товарами-заменителями, такими как кирпич, бревно, пенобетон и брус, информация о нем скудная, а основным каналом распространения является Интернет. Таким образом, одним из основных факторов, мешающих распространению жилья из клееного бруса, как ни странно, является отсутствие информации о продукте как таковом. В этом солидарны как эксперты, так и сами производители.

Странной видится ситуация, когда основным преимуществом продукта  производителями заявляется экономическая выгода, а реальная ситуация проведенного нами исследования говорит о том, что россиянину со средним доходом дом из клееного бруса не по карману. Тем более лукавят производители, говоря о выгоде, тогда как сами поставляют готовый продукт в основном в Московскую и Ленинградскую область.  Тем более, заинтересованные компании на сегодняшний день не торопятся общаться с потребителем как с физическим лицом. Мировая паутина и редкие выставки ни в коем мере ни донесут информацию для желающего построить «домик в деревне», все прелести жилья из клееного бруса.

По мнению одного из экспертов рынка клееного бруса Михаила Ковальчука, тот активный рост спроса на клееный брус, который наблюдался на рынке в последние пять лет, стабилизировался, и ждать резких изменений не приходится. Единственное, что на сегодняшний момент, по его мнению, спровоцирует скачок производства – это появление национальных проектов (масштабное строительство жилья для военных и т.д.). За десять лет развития рынка клееного бруса сформировались группа основных крупных производителей, для которых изменение конъюнктуры рынка не будет иметь значительного влияния. По данным некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей и потребителей деревянных клееных конструкций» (РАДЕКК), перечень основных производителей клееных конструкций представлен из 10 компаний.

По данным Lesprom Network, 83% продаваемой в России продукции производится в 15 регионах (рис 2). Причем по результатам опроса производителей большинство имеют партнеров в Вологодской области. Объясняется это низкими транспортными расходами по сравнению с другими регионами. Но стремление производителей сосредотачивать все этапы экономической деятельности как можно ближе друг к другу приведет к уменьшению значимости транспортного фактора. В скором времени можно ожидать смену регионов-лидеров по реализации клееного бруса, которые будут значительно привязаны к регионам-потребителям.

Несмотря на то, что производители естественно отмечают зависимость цены клееного бруса от цен на пиломатериалы, отсутствие развитых дилерских сетей также считают важным фактором, тормозящим развитие данного рынка. К сожалению, более половины производителей связывают планы по увеличению своей доли на рынке исключительно за счет создания полного цикла и увеличения производства. Что, по оценкам экспертов, экономически будет не так выгодно, как несколько лет назад. Тем более, радужных перспектив для рынка клееного бруса не предвещает никто – ни эксперты, ни сами производители, ни потребители.

За последние 5 лет возросло количество заводов предварительной обработки, которые могут обрабатывать только прямые сваи и брус. В строительстве ДКК используют, в основном, для создания большепролетных пространственных покрытий в зданиях. В Германии 66% спортивных зданий и 25% зданий павильонного типа возводят с применением клееных конструкций.

Такое же соотношение наблюдается в Швейцарии. Особое место в применении ДКК занимают мосты и пешеходные переходы. В последнее время в развитых странах большой популярностью пользуются дома из клееного бруса. Возобновляемость лесных ресурсов позволяет регулировать сырьевой баланс в сравнении с невозобновляемыми рудными запасами для металлоконструкций, что, в конечном счете, должно сказаться на рынке ДКК.

В 2005 году предприятия России произвели всего 100 тыс куб м клееной древесины, около половины этого объема продано на экспорт (в Японию). По уровню потребления клееной древесины Россия, имея почти четверть мировых запасов леса, отстает от развитых стран в десятки раз. Несмотря на то, что в 2005 году площадь новых деревянных домов в России составила 4 млн кв м, а в 2006 – 5,8 млн кв м, или на 45% больше, доля дерева в общем объеме индивидуального жилищного строительства как была, так и осталась на уровне 23%, в других источниках  эта цифра не превышает 10%.

Представление современных россиян о деревянном доме, пригодном лишь для временного проживания, оказалось очень устойчивым. Однако по данным аналитиков отрасли, уже к 2010 году удельный вес жилья из деревянных конструкций возрастет до 28-30%. По прогнозам зарубежных экспертов, к этому периоду древесина станет главным материалом для строительства. Это позволяет прогнозировать повышение спроса на клееный брус. Также, по оценкам некоторых производителей, намечается тенденция понижения спроса на пластиковые окна. Хотя производство окон из клееного бруса сейчас не является значимым сектором на рынке, уже сегодня можно говорить о конкуренции этих товаров.

Всплеск спроса на окна из клееного бруса ожидается уже через какие-то 5 лет, когда придет время менять старые пластиковые конструкции. Заполнение информационного вакуума и новейшие технологии по прогнозам специалистов позволят конструкциям из клееного бруса занять вполне ощутимое место на рынке, а где-то и потеснить конструкции из товаров-заменителей.

Экспорт клееного бруса

Россия является нетто-экспортером клееного бруса. Объемы импорта во много раз меньше объемов экспорта клееного бруса. По официальным данным, в 2006 в страну было ввезено около 3650 куб м клееного бруса. В целом на рынке импорта за последние 3 года ситуация стабильная. Исключение составляет 2004 год, когда объем импорта резко снизился, предположительно, за счет уменьшения объемов строительства в Московской и Ленинградской областях. Крупнейшими странами-поставщиками клееного бруса являются: Финляндия, Германия, Малайзия, Латвия.

По данным «Российской ассоциации производителей и потребителей деревянных клееных конструкций» (Радекк), мировой объем  годового производства ДКК превышает 4,5 млн куб м. Россия пока производит около 2% этих объемов. В Европе произведено свыше 2 млн  куб м ДКК, из них экспортируется, в основном, в Японию до 35% объемов. Лидерами по производству в Европе являются Германия (700 тыс куб м), Австрия (600 тыс куб м), Франция, Швейцария и Скандинавские станы. Характерно то, что даже в странах, бедных лесом, считают эффективным производство клееных конструкций с использованием привозной древесины.

Динамика объемов экспорта клееного бруса

Объем экспорта клееного бруса в 2006 году составил 94987 тыс куб м. Основной объем производства клееного бруса идет на экспорт в те страны, где активно развивается рынок деревянного домостроения. Япония является крупнейшим потребителем и производителем древесины глубокой переработки, при этом клееная древесина составляет 48% потребления. Япония является лидером по закупкам российского клееного бруса и на протяжении нескольких лет занимает наибольший удельный вес в структуре экспорта клееного бруса.

Основными странами, закупающими клееный брус в России, помимо Японии, являются Германия, Казахстан, Италия, Финляндия. В 2006 году туда ушло более 65% экспорта клееной продукции. Это обусловлено тем, что в Японии при возведении домов традиционные сваи и брус меняют на клееные. Причин тому несколько. Закон страхования качества домов, введенный в 2000 году, требует десятилетней гарантии на все конструкционные части домов. Европейский экспорт клееных деревянных изделий в Японию вырос с нуля 1990 года до 300 тыс куб м в 2000 году. Крупнейшими импортерами клееного бруса российского производства являются Япония, Казахстан, Италия, Германия, Финляндия, Австрия, Дания.

Тема этой статьи Конкуренция
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры