Леса Германии

Немцы говорят: "Дерево - сырье растущее, за ним будущее. А дерева в Европе больше всего в Германии, и пока используется лишь половина прироста"
Next Business Media

Посмотреть больше статей

Если вы, приехав в Германию, захотите отдохнуть в лесу, маловероятно, что вы сумеете отыскать участок дикой растительности. В течение часа над тихой и уютной полянкой, выбранной Вами в лесопосадке, обязательно пролетит вертолет. Затем подъедут конные лесные инспекторы, которые Вам тактично объяснят, что костры тут разводить запрещено, пилить дрова – тоже. Любой местный житель, увидев в лесу манипулирование с пилой или топором, обязательно сообщит об этом лесникам или полиции, которые немедленно появятся и примут соответствующие меры.

Также безуспешна будет здесь попытка поохотиться (порыбачить) в заповеднике или без лицензии. Лес и его богатства в Германии действительно научились беречь, приумножать, в том числе за счет формирования в стране эффективной системы управления лесами, которое на федеральном уровне осуществляет министерство финансов.

Леса – богатство Германии

Дело не только в том, что в стране основная часть лесных участков находится в частной собственности (2 млн угодий), к которой во всей Европе давно относятся с должным уважением. Дело и в том, что Германии расположена в центре европейской цивилизации, которой с огромным трудом удается сохранять эту собственность от человека-хищника, воздействия кислотных дождей, растущего вала промышленных отходов, неблагоприятных изменений климата, пожаров и наводнений, случающихся в регионе довольно часто.

Поэтому правительство страны и ее население принимают все необходимые меры для оздоровления лесов и превращения их в места отдыха. Например, «Баварский лес» Германии – старейший национальный парк – когда-то был одним из самых экономически отсталых уголков страны. Решение о создании национального парка и развитии на его основе туристического бизнеса принималось парламентом земли Бавария. Поначалу местное население восприняло в штыки запрет на рубку леса и закрытие вредного производства стекольного завода, но, поняв ставку на экономический подъем региона за счет туризма, сделало правильный вывод: чистый воздух и настоящая дикая природа посреди Центральной Европы привлекут множество туристов.

Охраняемые территории в Германии содержатся в основном за счет государства, но финансовую помощь они могут получать и от общественных благотворительных организаций. А вот извлекать прибыль из паркового хозяйства здесь, в отличие от Америки, запрещено. Поэтому доступ на все природные территории в Германии бесплатный. Плата может взиматься за проведение экскурсий, но вся прибыль от них достается частным экскурсионным бюро, работникам которых запрещено состоять в штате парков. Государство же больше озабочено проблемой занятости местного населения. К примеру, содержание парка «Баварский лес» в 2000 году обошлось правительству земли в 20 млн марок в год, но налоговые прибыли от туристического бизнеса оправдывают такие расходы. В настоящее время заповедники Германии занимают 2,6% территории страны, не считая 15 национальных парков, 90 парков природных и четырнадцати биосферных резерватов. Национальные же парки и заповедники – ключевой элемент системы и одновременно мощная статья региональных доходов за счет туризма. Кроме того, местные жители часто начинают ощущать себя патриотами «своих» парков и активно включаются в экологически полезную деятельность.

В том числе активизировались и выступления населения, и практические мероприятия по предотвращению воздействия кислотных дождей – последствий эксплуатации буроугольных бассейнов Чехии и Центральной Германии. Например, в 2004 году правительство ФРГ признало, что только 28% деревьев в лесах страны не имели заметных нарушений развития, а треть леса страдала значительным выпадением листвы или хвои, что особенно проявлялось среди лиственных деревьев. У половины буков наблюдалось сильное выпадение или отсутствие листвы, а из старых буков выпадением листвы страдали 65%. Высокий коэффициент повреждения немецких лесов тогда стал следствием чрезвычайно засушливого летнего периода. Дополнительными причинами заболеваемости немецких лесов были окисление почвы, нарушение круговорота веществ, а также повреждение корневых систем. Именно благодаря пониманию остроты проблемы местным населением леса удается лечить.

Если в семидесятых годах ареал многих обитавших в Германии животных и растений все больше и больше сужался вследствие быстрого расширения площадей под застройку и прокладку коммуникаций, интенсификации сельского хозяйства, то в последние годы уделялось повышенное внимание сохранению природных зон. Была проведена ренатурализация многочисленных территорий. Впечатляющие успехи достигнуты в бывших угледобывающих районах на Рейне и в Рурской области. В восточных землях Германии также были реализованы обширные меры по санации и ренатурализации районов с некогда интенсивно развивавшейся горнодобывающей промышленностью. Сегодня 5000 районов в Германии объявлены природными заповедниками. В стране насчитывается более 6000 ландшафтных заказников, на которые приходится примерно четвертая часть ее территории.

Да, немцы законопослушны и аккуратны. Они умеют считать свои деньги и приучают всех прибывающих эмигрантов, доля которых в стране продолжает расти, уважать законы Федерации и беречь ее богатства. Кроме того, немцы дают возможность эмигрантам зарабатывать на этих богатствах неплохие деньги. Многие переселенцы получают здесь хорошую зарплату и на лесозаготовках, и на лесопилках, и на деревопереработке. Высококачественное германское оборудование плюс дешевая рабочая сила, которая трудится под присмотром высококвалифицированного мастера-немца (а сейчас часто и турка), позволяют производить высокорентабельную и качественную продукцию для мирового рынка. Так, каждая третья кухня, продаваемая сейчас в магазинах Европы, произведена в ФРГ.

Германия славилась продукцией своего ЛПК исстари, поэтому и отношение к лесным богатствам в стране всегда было особое. Здесь давно умели не только рубить лес, но и выращивать его. Поэтому, когда в России в 17-ом веке впервые понадобились консультанты для организации лесного хозяйства, именно немцы стали у нас первыми «учителями по лесному делу». Сейчас в Германии из-за губительных последствий развития европейской цивилизации естественная растительность почти не сохранилась, основная часть германских лесов – лесопосадки. Однако благодаря деятельности правительства страны по сохранению и восстановлению лесов, заботам собственников частных владений, пониманию каждым немцем необходимости бережного отношения к ресурсам страны и ее природе, почти треть всей площади Германии (10,7 млн га) покрыта лесом. Объемы лесозаготовки на любом участке и по стране в целом (за год около 40 млн куб м) не превышают объема леса, который за это время вырастает. В 1975 году вышел Закон об охране леса и развитии лесного хозяйства. В нем установлено, что владельцы лесов обязаны заниматься лесовозобновлением в местах сплошной вырубки, поэтому бизнес и выполняет лесопосадки. В результате площади лесов постоянно увеличиваются.

Лесное хозяйство и деревопереработка являются важнейшей отраслью экономики Германии, в которой по системам PEFC и FCS сертифицировано более 70% лесов. Восполняемый сырьевой ресурс позволяет стабильно функционировать 185 тыс предприятий деревопереработки и лесной промышленности Германии, в которых в настоящее время занято более 1,3 млн человек. Данные показатели ставят лесную экономику ФРГ на один уровень с автомобильной, химической и машиностроительной отраслями. Немцы говорят: «Дерево – сырье растущее, за ним будущее. А дерева по Европе больше всего в Германии. Потенциал еще далеко не исчерпан. Пока используется лишь половина прироста».

Вот и выходит, что практически вся система управления лесами, сложившаяся к настоящему времени в Германии, основывается на следующих результатах и принципах:

– понимание подавляющим большинством местного населения биологической и экологической роли леса;

– проведение правительством цивилизованной политики в сфере организации эксплуатации и воспроизводства лесов;

– высокая степень законопослушности местного населения и бизнеса;

– низкая криминализация лесохозяйственных, лесопромышленных отношений и внешнеэкономической деятельности;

– наличие и развитие эффективной законодательной базы;

– понимание наемным персоналом преимуществ работы в лесном хозяйстве и деревопереработке, а также стабильного получения заработной платы за счет грамотной эксплуатации лесных ресурсов;

– растущий интерес бизнеса к приумножению запасов сырьевой древесины; – выполнение экологических требований является конкурентным преимуществом продукции ЛПК страны;

– высокая степень доверия населения и бизнеса федеральным структурам и органам власти.

Отметим, что нельзя связать все эти результаты и принципы именно со сферой государственных финансовых отношений.

Главный управленец лесами

Однако исторически сложилось именно так, что федеральное управление лесного хозяйства (Bundesforstverwaltung) включено в структуру министерства финансов Германии. Казалось бы, все логично: лес – наше (в смысле – германское) богатство, а кто лучше это самое богатство сосчитает и сбережет, как не финансист? В германском лесопользовании достигается самая высокая степень финансовой прозрачности сделок и операций! Однако в субъектах Федерации органы управления лесами имеют самую разную подчиненность – это может быть и лесная дирекция в министерстве окружающей среды, и управление леса и лесного хозяйства в министерстве сельского хозяйства и леса правительства земли. Лесные НИИ вообще замыкаются на министерство по защите потребителей, продуктов и сельского хозяйства. Так уж вышло исторически. Тем не менее, такая машина управления федеральными лесами в Германии работает очень эффективно. А в подчинении центрального государственного органа управления лесами есть свой особый смысл: вся федеральная недвижимость находится под контролем минфина страны. Поэтому лесные и свободные от леса федеральные земли, отнесенные национальным законодательством к категории недвижимости, переданы в ведение Федерального управления лесного хозяйства (ФУЛХ) министерства финансов страны.

Есть еще одна историческая особенность: пользователями лесных территорий страны являются не только лесопромышленники, лесные хозяйства и отдыхающие, но и вооруженные силы Германии (Бундесвер), а также войска других государств, дислоцированные в стране. В частности, бундесвер использует примерно половину всей покрытой лесами территории, союзнические войска – 11%, федеральные министерства путей сообщения, внутренних дел и другие – 7%. Когда-то они были оккупационными, сейчас стали союзническими, однако изменение их статуса на степень ущерба национальным лесам мало повлияло. Поэтому управление федеральными лесами в Германии предусматривает такие функции, как всестороннее обеспечение защищенности мест дислокации войск, их боевой подготовки и жизнедеятельности, а также руководство восстановлением экологического ущерба от эксплуатации военной техники. Естественно, речь идет о высаживании лесов определенных типов для закрепления почвы, а также о профилактике лесных пожаров.

Кроме того, ФУЛХ контролирует состояние берегов водоемов, заливных лугов, болот и топей, а также руководит их укреплением от размывания при помощи различных типов лесонасаждений. Лесопосадки используются также в целях уменьшения влияния боковых ветров на проходящие по водоемам суда, аналогичная задача решается в отношении автомобильных и железных дорог. Одной из функций ФУЛХ является контроль эксплуатации лесных и лесопарковых зон отдыха. Поэтому в Германии любое изменение инфраструктуры, затрагивающие потенциальное изменение состояния почвы, водоемов и растительности, согласовывается с ФУЛХ в интересах соблюдения или восстановления экологического баланса и установленного законом порядка использования федеральной недвижимости.

Другой важной функцией управления федеральными лесами и землями, закрепленной за ФУЛХ, является руководство обеспечением экономических интересов государства при эксплуатации лесов предприятиями лесопромышленного комплекса страны. Немаловажное внимание уделяется также контролю над использованием лесов в госсобственности, сдаваемых в аренду предпринимателям для организации охоты и рыболовства. По данным статистики, 80% дохода от эксплуатации федеральных лесов поступает от лесозаготовок, 10% приходится на сборы от охоты, остальные доходы поступают от рыболовства и прочих услуг, выполняемых ФУЛХ.

В общем, выходит, что данный орган управления лесами в соответствии с национальным и европейским законодательством по охране окружающей среды: – руководит оценкой лесов и свободных земель, инвентаризацией участков среды обитания, лесоустройством, составлением планов растительных покрытий почвы и ее использования; – организует эксплуатацию данной недвижимости, включая контроль наличия и состояния запасов лесов, находящихся в федеральном ведении, в распоряжении администраций субъектов Федерации и вооруженных сил; – предоставляет специфические услуги по экспертной оценке в сфере охраны и восстановления природы и лесных земель, по комплексному оформлению их использования; – осуществляет отраслевой контроль.

В частности, в интересах оценки лесных земель органы ФУЛХ изучают рельеф местности, состояние климата, водного хозяйства, обеспечение питательными веществами, что позволяет установить экономические и экологические потенциал и риски. Путем выборочных проб лесные финансисты анализируют категории грунта, тип почвы, наличие питательных веществ, состояние водного хозяйства, перегноя, растительности и климата. Результаты оценки лесных земель позволяют избежать повреждений почвы и произвести необходимую санацию. Рекомендации по данному поводу доводятся до соответствующих инстанций в органах власти, вооруженных силах, в коммерческих структурах. Инвентаризация участков среды обитания включает регистрацию и оценку самых важных экологических параметров лесных угодий, а также свободных от леса территорий. Она является основой для среднесрочного планирования деятельности по лесоустройству, а также по использованию в интересах войск и других структур в соответствии с экологическими требованиями. Инвентаризация производится на основании федеральных и земельных законов, особенно по охраняемым территориям европейского значения.

Лесоустройство производится в соответствии со среднесрочным планированием (10 лет) и является основой для ежегодного планирования лесопользования и отраслевого контроля леса, позволяя производить ежегодное ценообразование и составлять «Стандарты цен и учета произведенных работ и услуг». Плановые параметры лесоустройства учитываются в ежегодных бизнес-планах лесопромышленных предприятий. Лесоустройство включает в себя три подобласти: – инвентаризация лесов и территорий с учетом их специфических функций, связанных с лесопользованием (породный состав, структура, запасы и т.п.); – анализ влияния промышленных процессов на развитие лесных ресурсов; – десятилетнее планирование лесопользования с учетом интересов пользователей и целей собственников.

Одним из важных документов, разрабатываемых органами ФУЛХ, является план растительных покрытий почвы и ее использования. Этот документ предназначен для организации использования федеральных территорий воинскими частями и военно-учебными заведениями. Данный план согласовывается с соответствующими структурами бундесвера, местными органами власти и федеральными лесничествами.

Отраслевой контроль подразумевает выполнение ФУЛХ федеральной программы «Современное государство – современное управление», предусматривающей реорганизацию этой госструктуры в современный, ориентированный на результат аппарат, в том числе за счет использования современных систем финансового учета и планирования, мер стандартизации, технических средств (мобильная телефония, Интернет, GPS), современного программного обеспечения (DIFO – децентрализованная информационная система «Лес», FOWIS – программа лесоустройства и SILVAL – программа оценки лесных земель).

Показанный комплекс задач ФУЛХ подразумевает наличие у нее вертикально-интегрированной структуры, охватывающей всю территорию страны. Федеральные леса и земли имеются почти по всей Германии, поэтому центральному органу управления ФУЛХ (Бонн), который включает в себя два штаба и шесть отделов, подчинены три лесных инспекции: – «Север» (Ганновер); – «Восток» (Берлин); – «Юг» (Нюрнберг).

Эти инспекции являются своего рода специальными штабами ФУЛХ, которые взаимодействуют с региональными федеральными и земельными инстанциями по вопросам управления лесами. Лесным инспекциям подчинены лесные федеральные службы (1–7 служб на субъект Федерации, всего 36). В составе инспекций и служб работают лесоустроители, которые производят среднесрочное планирование для федеральных лесных предприятий, и лесные эксперты, которые на основании федеральных стандартов оценивают стоимости продажи и покупок лесных участков, а также ущерба.

Каждая из служб руководит деятельностью 6–10 участков. Всего в ведении ФУЛХ таких участков 280. На участке могут работать до трех служащих, которые составляют хозяйственные планы федеральных лесных предприятий, ведут финансовый учет и отчетность, оплачивают услуги лесорубов, принимают оплату за древесину, дичь и т.п.

Все органы ФУЛХ оснащены необходимой оргтехникой, программным обеспечением и транспортными средствами. Необходимо отметить, что управленческие функции в инспекциях, службах и участках выполняют квалифицированные специалисты – лесоводы с высшим образованием, которые руководят практической работой лесоводов. Дополнительную подготовку специалисты получают через участие в системе семинаров. Лесники среднего звена координируют применение техники, а также контролируют деятельность частных лесных предприятий.

Немцы полагают, что служащие ФУЛХ получают хорошую зарплату. В стране их работа считаются престижной, так как позволяет сделать карьеру. Спорить со специалистами ФУЛХ в Германии не принято, их авторитет охраняется законом. Именно эти люди управляют лесными работами на этапах от высадки до заготовки леса, а также обеспечивают охрану лесов, почвы, водоемов и живой природы.

Сложившаяся система управления лесами в Германии позволяет осуществлять достаточно эффективный контроль развития и использования лесного хозяйства, так как он распространяется на функции защиты окружающей среды и охраны природы, санации местности, профилактики лесных пожаров и выполнения законодательных требований. Тем самым обеспечивается эффективное взаимодействие с военными и гражданскими инстанциями, а также с предпринимателями.

В целом получается, что при не очень понятной для российского человека подчиненности и структуре, малой численности персонала системы управления германскими лесами она обеспечивает и восполнение лесных ресурсов, и эксплуатацию привлекательных для всего мира зон отдыха, и поддержание экологического баланса, и жизнедеятельность войск, и высокие объемы лесопромышленного производства. Наверное, потому что в Германии уже очень давно сочетаются и развиваются две формы собственности на лесные участки, а частные владельцы обязаны заниматься не только лесозаготовкой и деревопереработкой, но и лесовосстановлением.

Сейчас, например, в Германии интенсивно развивается отрасль биотехнологий (11 тыс. рабочих мест), которая получает дотации из налоговых поступлений и активно инвестируется бизнесом. Потому что предприниматели по местным законам обязаны перерабатывать все отходы производства. Немаловажную роль в данном процессе играет контроль за лесопромышленниками со стороны ФУЛХ, которое защищает финансовые интересы страны при использовании ее лесных ресурсов предпринимателями и населением.

Конечно, в России нет такой развитой сети лесовозных дорог и инфраструктуры, такого продолжительного опыта частного лесопользования, высокой культуры и дисциплинированности местного населения, передового уровня лесозаготовительной и деревоперерабатывающих отраслей, рентабельности деятельности как частных лесных угодий и деревопереработки, так и государственных органов управления лесами. Однако многому у немцев мы можем научиться. Прежде всего – умелому управлению высокой долей частной собственности в лесном секторе путем использования минимальных государственных сил и средств.

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры