Переворот в мировом потреблении пиломатериалов

«Россия наращивает экспорт пиломатериалов в Китай»
+7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия

Посмотреть больше статей

«Россия наращивает экспорт пиломатериалов в Китай»

Еще несколько лет назад в окрестностях порта Тайчань (Китай), расположенного недалеко от Шанхая, или на складах вокруг г. Донгуан практически нельзя было найти пиломатериалы из России. Нишу высококачественных хвойных пиломатериалов контролировали шведская компания SCA, а также финские производители. Единственным российским заводом на этом рынке был Усть-Илимский ЛДЗ (входит в компанию Ilim Timber), выпускающий пиломатериалы под брендом «Тайга».

До недавнего времени российские производители пиломатериалов были уверены в значимости своего производства как в плане мирового объема рынка, так и в плане рынка пиломатериалов Китая. Однако сегодня это мнение ошибочно. Как показывает график 1, объемы потребления пиломатериалов в США больше, чем совокупное производство пиломатериалов в Германии, России, Швеции и Финляндии. Ежемесячный объем потребления пиломатериалов США возвращается на уровень ближе к рекордному 2007 г. и уже снова достиг показателя в 9–10 млн м3.

Российский экспорт пиломатериалов на сегодняшний день находится на уровне 2,1 млн м3 в месяц, что составляет только пятую часть того, что идет на строительство в США каждый месяц.

Из-за кризиса и коллапса рынка недвижимости в США в 2008 г. спрос на пиломатериалы упал почти на 5 млн м3 в месяц, что на тот период было в четыре-пять раз больше всего российского экспорта. Сразу после сильного снижения цен, которое было в США с 2007 по 2009 г., закрылась часть мелких и неприбыльных заводов. Уменьшились объемы заготовки в главных странах-экспортерах, в отрасли наступил кризис. В том числе и в России из-за «сильного» рубля и высокой долговой нагрузки.

Но лесовладельцы Канады и Европы не могли снижать заготовки пропорционально сокращению цен на пиломатериалы, поэтому единственным спасением для них стал сильный рост спроса на качественные пиломатериалы в Китае.

Канада от почти нулевого уровня в 2007 г. завоевала позицию самого крупного экспортера в Китай уже в 2010 г. (см. график 5). В 2012 г. Канада после снижения спроса на строительную древесину в США переориентировала эту долю экспорта в Китай и заняла 22% этого рынка, это было больше, чем экспорт из соседней России.

Еще в 2013 г. владелец Canfor, самой крупной лесопильной компании Канады, Джим Паттисон отмечал, что основная часть экспорта в Китай из России, в особенности из Сибири и Дальнего Востока, это не крупные и конкурирующие между собой заводы, такие как БЛК, ТСЛК, СЭЛ, Усть-Илимский ЛДЗ, Приангарский ЛПК, Богучанский ЛПК, Лесосибирский ЛДК-1, Новоенисейский ЛХК, а на самом деле мелкие производители сырой доски, отгружающие продукцию в Суйфэньхэ или Маньчжурию для ухода от экспортных пошлин на круглый лес. Однако многие сибирские заводы сегодня не обеспечены сырьем больше чем на 60%.

И со временем эта проблема будет только нарастать, пока не начнется нормальный уход за лесом, который невозможен без частной собственности на лесные угодья. Сырьевые базы в России зачастую истощены, средний объем хлыста падает (за последние 50 лет в Швеции наблюдалась обратная ситуация), и единственным ожидаемым положительным трендом является запуск в стране новых или модернизированных заводов, а также закрытие заводов, работающих на устаревших рамных потоках.

В 2013 г. начавшийся в США подъем строительного рынка отвлек часть пиломатериалов с китайского рынка, а производство и экспорт в России стали быстро расти, благодаря оттоку пиломатериалов на рынок США, а также из-за роста спроса в самом Китае (см. график 6).

В результате Россия заменила Канаду в Китае и снова стала крупнейшим экспортером. В первый раз на моей памяти из проведенных 11 лет в России цена на контейнерные поставки из Красноярского края в Шанхай была не выше, чем поставки из Швеции в 2014 г.

На сегодняшний день спрос на российский товар в Египте находится на уровне 1,8 млн м3 в год, с учетом огромных потоков пиломатериалов из других стран. Хотя на самом деле он стоит на последнем месте среди факторов, определяющих цены на пиломатериалы, после объема потребления в США, объема потребления в Китае, объема производства в Канаде, объема производства в России и текущей цены на нефть (то есть курса рубля).

Понимая, что мировой спрос и потоки продукции отличаются по сортам, качеству и породам, рынок ждет хорошее будущее в том случае, если в Китае продолжится рост спроса на изделия из хвойной массивной древесины (solid wood), произведенные из качественных пиломатериалов, а сырье в Канаде будет перерабатываться на материалы для домостроения в США.

В заключение отмечу, что если в 2012 г. в двух главных центрах дистрибуции пиломатериалов в Китае можно было встретить канадский товар всех сортов (включая J-grade, подобный нашему бессортному по ГОСТу 26002-86), то в 2016 г. преобладают пиломатериалы более низких сортов, таких как Grade #2 и Economy. Доля Канады на китайском рынке в 2016 г. упала почти вдвое и составляет около 25% (см. график 5).

Китай сегодня – это самый выгодный рынок сбыта для российских заводов, в сравнении с Европой по еловым пиломатериалам и в сравнении с Северной Африкой по сосновым. Канада никогда бы не стала уходить со стратегически важного и уже завоеванного китайского рынка без существенно более выгодных цен со стороны потребителей в США. И это гораздо более выгодные цены, чем цены российских заводов на условиях CIF Шанхай.

Тема этой статьи Маркетинг
Еще интересные темы:

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры